Необходимость и пути совершенствования налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:04, курсовая работа

Описание

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
I. Налоги и налоговые системы. Основные принципы налогообложения…. 5
1.1 Сущность налогов и их виды……………………………………………… 5
1.2 Понятие и функции налоговой системы…………………………………... 9
1.3 Основные принципы налогообложения…………………………………. 14
II. Необходимость и пути совершенствования налоговой системы………... 17
2.1 Состояние налоговой системы России…………………………………... 17
2.2 Необходимость совершенствования налоговой системы России……… 18
2.3 Пути совершенствования налоговой системы России……….………… 20
Заключение…………………………………………………………………...… 23
Список используемой литературы…………………………………………… 25

Работа состоит из  1 файл

основные принципы налогообложения.rtf

— 242.20 Кб (Скачать документ)

Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов; в налоговой теории однозначное признание получила пока только одна функция - фискальная. По поводу других функций существуют различные мнения: от отрицания наличия каких-либо других функций, кроме фискальной и, в лучшем случае, контрольной, до чрезмерного расширения их количества. Это связано с тем, что в современном мире функции государства многократно возросли: помимо традиционных общественно-политических функций, государство в той или иной форме регулирует все социально-экономические процессы. Не дискутируя по этому поводу, отметим лишь, что наибольшее признание в этой связи получили следующие функции налоговой системы: уже отмеченная фискальная, макроэкономическая (регулирующая), распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства в реализации фискальной функции, естественно, проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, как это имеет в России, что может вести к гипертрофированию фискальной функции перед другими функциями и задачами налоговой системы и налоговой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция - это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность их обращения на непроизводственные цели. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое "по наследству" перешло к Российской Федерации. Многие социальные затраты, финансируемые в западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов. Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц и т.д.). Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая "труднонастраиваемая" функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно обращена и взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательности исполнения налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

В результате первых этапов налоговой реформы действительно сложился качественно новый механизм финансовых отношений предприятий и государства, в связи с чем можно сказать, что одна из целей реформы достигнута. Что же касается других, более важных задач, стоявших перед налоговой реформой, то введенный в действие налоговый механизм оказался структурно деформированным и неэффективным, он до сих пор не только не способствует преодолению кризисных явлений, но, напротив, во многом усиливает их.

 

1.3 Основные принципы налогообложения

Налогообложение - это метод распределения доходов между государством и действующим субъектом. Платежи в бюджет государства не только обязательны, но принудительны и безвозмездны.

Адам Смит в своем сочинении «Исследование о причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобство для плательщика

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

7. Схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Существует и другая классификация принципов налогообложения, которые проявляются в способах взимания налогов:

- принцип выгоды (этот принцип предполагает увязку налога с используемым ресурсом);

- принцип пожертвования (за использование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются);

- прогрессивность ставок налогообложения доходов (ставки возрастают по мере увеличения доходов, причем учитываются разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов);

- равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности (равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их развития);

- сочетание устойчивости налоговой системы с ее гибкостью;

-определение уровня налоговых ставок, не подрывающих воспроизводственного процесса (уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, величины получаемых им доходов);

- исключение возможностей переложения налогового бремени;

- простота и ясность системы и процедуры налогообложения.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобными и понятными для всех субъектов налогообложения.

 

II. Необходимость и пути совершенствования налоговой системы

2.1 Состояние налоговой системы России

Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также связанные со снижением налоговой нагрузки уже осуществлены:

- упразднены “оборотные” налоги и налог с продаж, а также целый ряд неэффективных налогов, что обеспечило заметное упрощение налоговой системы;

- начиная с 2004 г. с 20 до 18% была снижена основная ставка НДС;

- снижена налоговая ставка по налогу на прибыль организаций;

- введен принципиально новый порядок исчисления налога на прибыль, соответствующий системам налогообложения, применяющимся в международной практике;

-реформирована система налогообложения добычи полезных ископаемых и, прежде всего, добычи углеводородного сырья. Наряду с новой системой экспортных пошлин это обеспечило изъятие в доход государства значительных сумм, не связанных с деятельностью недропользователей и обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье;

- заметно упрощен и облегчен режим налогообложения малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет введения трех специальных налоговых режимов;

-начата реформа имущественного налогообложения, предусматривающая уменьшение числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земельных участков;

- улучшилось налоговое администрирование, что привело к заметному росту собираемости налоговых платежей.

Приняты и вступили в действие 17 глав второй части Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов.

Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из факторов поддержания экономического роста.

Произошли определенные позитивные изменения и в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. При сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего, связанной с добычей и переработкой нефти) с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями.

 

2.2 Необходимость совершенствования налоговой системы России

Создание одинаково благоприятных условий для всех субъектов рыночной экономики является одной из главных задач государства. В нашей стране условия работы предприятий разных отраслей не одинаковы. Основные отличия: наличие или отсутствие конкуренции с зарубежной продукцией и различная привлекательность отраслей на рынке труда.

Чтобы люди захотели работать на производстве и оно стало конкурентоспособным, необходима соответствующая оплата труда. Одним из инструментов, с помощью которого можно решить указанные задачи, является налоговое регулирование, и в частности снижение налогов.

Сегодня ставки налогов в нашей стране одинаковы для большинства отраслей. Судя по всему, это - принципиальная позиция Министерства финансов, основанная на рекомендациях зарубежных экспертов и поддерживаемая многими российскими учеными.

Высказывается также мнение, что снижение налогов для отдельных секторов приведет к перемещению в них добавленной стоимости. Прошлый опыт свидетельствует о том, что так обычно и происходит и бороться с этим: явлением очень трудно. Любые льготы - особые зоны, Зато, льготы для инвалидов, спортсменов, церкви - всегда использовались в основном не по назначению. Подобная ситуация характерна не только для нашей страны - она универсальна. Поэтому международные организации (например, МВФ) рекомендуют применять единые для всех отраслей ставки налогов. Здесь хотелось бы сделать несколько замечаний.

Во-первых, возможно, следовало бы снижать налоги не для территорий и социальных групп населения, а для производителей конкретных видов продукции и услуг - одежды, обуви, станков, программных продуктов, нано-технологий и т. п. В разное время значительные налоговые льготы получали спортсмены, инвалиды, "афганцы", "чернобыльцы" или такие регионы, как Ингушетия, Калмыкия, Чукотка и др. Механизмы злоупотреблений были настолько простыми и очевидными, что ими не пользовался только ленивый. В результате наша страна получила рост преступности, огромные потери для бюджета и нулевой эффект с точки зрения развития отраслей и территорий. Предлагаемое налоговое стимулирование отдельных отраслей тоже не исключает возможности злоупотреблений и коррупции, но они существенно сужаются. Недостаточная продуманность налогового стимулирования в прошлом не должна служить причиной отрицания полезности этого метода в принципе.

Информация о работе Необходимость и пути совершенствования налоговой системы