Организация и методика налогового консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:24, контрольная работа

Описание

Налоговое консультирование - это вид профессиональной деятельности по оказанию консультаций по различным налоговым вопросам, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Работа состоит из  1 файл

организация и методика нал консультирования.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)


ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА НАЛОГОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

Налоговое консультирование - это вид профессиональной деятельности по оказанию консультаций по различным налоговым вопросам, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Налоговый консалтинг, в целом, охватывает широкий спектр услуг и включает в себя:

        консультирование по вопросам исчисления и уплаты налогов

        налоговую экспертизу отдельных сделок, договоров

        оценку налоговых рисков компаний, разработку рекомендаций по их минимизации

        постановку системы налогового учета, разработка учетной политики для целей налогообложения

        налоговое планирование

        оперативного информирование об изменениях в законодательстве и нормативных актах, касающихся налогообложения юридических лиц

        представление интересов компаний в ходе проверок налоговыми и иными контролирующими органами

        обжалование решений налоговых инспекций в судах и вышестоящих органах.

Виды моделей налогового  консультирования:

- Экспертная модель консультирования;

- Проектная модель консультирования;

- Процессная модель консультирования;

- Обучающая модель консультирования.

 

Рассмотрим, в чём же заключаются основные отличия выше перечисленных моделей.

Экспертная модель консультирования.

Роль  организации – заказчика: обеспечение консультанту доступа к необходимой и достаточной информации. Оценка результатов.

Роль консультанта: информирование и разъяснение руководителям и специалистам организации смысла норм, правил и процедур и т.п., действующих в налоговом законодательстве.

При экспертной модели консультант не принимает  участия ни в диагностике проблемы, ни во внедрении решений, а отвечает лишь за этап разработки и принятия решения. Модель называется экспертной, потому что она применяется в  тех случаях, когда от консультанта клиенту требуется только его  компетенция, то есть консультант выступает  в роли эксперта по проблеме клиента.

Не участвуя сам в диагностике, консультант, работая по экспертной модели, руководствуется в основном фактами, которые ему предоставляет клиент, и видением проблемы клиентом.

Плюсы экспертной модели состоят в том, что она очень экономична по временным  затратам как для клиента, так  и для консультанта.

Минус в том, что консультант ограничен  теми выборочными фактами, которые  предоставил ему клиент. Также  недостаток этой модели состоит в  том, что реализацию решения клиент проводит в соответствии с тем, как  он услышал и понял консультанта, и это эксперт уже не контролирует. 

 

Проектная модель консультирования.

Налоговый консультант при реализации модели проектного консультирования только предлагает и вырабатывает решения. Помощь клиенту  заключается в анализе и определении  его проблем, передаче своих теоретических  и практических знаний. Клиент только внедряет принятые консультантом решения.

Роль  организации – заказчика: предоставление необходимой информации консультанту для определения проблемы клиента. Внедрение разработанных и принятых консультантом решений.

Роль  консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов проектирования.

В этой модели консультант берет на себя ответственность за диагностику  и разработку решений, но не участвует  в этапе реализации, передавая  ответственность за этот этап клиенту. То есть консультант выступает в  роли разработчика проекта. Эта модель используется для тех решений, реализация которых достаточно проста в исполнении, не требует серьезных корректировок  по ходу выполнения и особой компетенции  исполнителей.

Преимущество  этой модели заключается в том, что  у консультанта есть возможность  детальной диагностики проблемы. Однако, как и в экспертной модели, имеется вероятность того, что клиент не достаточно хорошо поймет предложенный совет, что ему может не хватить каких-то ресурсов, в том числе и компетенции, чтобы правильно внедрить решение. 

 

Процессная модель налогового консультирования.

Роль  организации – заказчика: активное взаимодействие с консультантом в рамках мероприятий и процедур, предложенных консультантом. Высказывание своих идей, соображений, предложений. Совместный с консультантом анализ проблем и выработка решений.

Роль консультанта: организация и управление процессами сбора информации и ее анализа, а также разработка, обсуждение и принятие решений. Выбор форм индивидуальной и групповой работы в рамках консультационных проектов, управление групповой работой. Разработка и внедрение способов сбора и обработки высказанных идей, оценок, суждений, предложений, представления результатов консультирования. На всех этапах проекта активное взаимодействие с заказчиком.

В этой модели клиент и консультант совместно  работают в течение всего процесса консультирования, поэтому при описании этой модели можно не делать различия между консультантом и клиентом, а рассматривать их как членов одной команды, работающей над решением проблемы.

Процессную модель разумно использовать в больших работах по налоговому консультированию, особенно если принимаемые решения влекут за собой серьезные изменения для организации.

Преимуществом процессной модели является то, что  на всех этапах консультант и клиент пользуются ресурсами друг друга. На этапе диагностики консультант  использует опыт клиента, его знание ситуации, клиент же на этапе реализации пользуется компетенцией консультанта. При этом клиент гораздо лучше  понимает и принимает предлагаемое решение, так как сам принимает  непосредственное участие в его  разработке и внедрении.

Отрицательной стороной процессной модели являются большие временные затраты, которые  требуются от клиента.

 

Обучающая модель консультирования.

Роль  организации-заказчика: формирование запроса на обучение, осознанный выбор целей, программы и формы обучения, формирование учебных групп.

Роль  консультанта: предоставление как теоретической, так и практической информации по соответствующей проблематике в форме лекций, семинарских занятий, тренингов, деловых игр, раздаточных материалов, формирование перечня рекомендованной литературы, разработка учебно-практических пособий, «кейсов» и т.д. Подготовка почвы для возникновения идей. Передача приемов и способов решения задач.

Требования предъявляемые  к налоговому консультанту

Помимо высшего  образования для начала карьеры  налогового консультанта немаловажными  являются и всесторонняя образованность и личные качества, а также желание  человека развиваться в данном направлении. 

Основные требования, предъявляемые к кандидатам:

Высшее / неоконченное высшее экономическое, юридическое или техническое образование

Знание английского языка на уровне не ниже среднего

Коммуникабельность и умение бесконфликтно разрешать проблемные ситуации

Аналитический склад ума

Немаловажным  при устройстве на работу является вопрос об опыте работы кандидата. Конечно  же, у каждой компании свои критерии отбора будущих сотрудников. 

Таким образом, опыт работы в соответствующей области, практические навыки применения знаний по налоговому законодательству не являются обязательными на стартовых позициях для большинства компаний, но может оказаться серьезным плюсом.

Образование

Однако, даже при  отсутствии узкой специализации  в налоговой области, хорошее  экономическое образование будет  ценно, если во время обучения студент  активно интересовался сферой налогообложения, писал курсовые, дипломные работы по этой теме, участвовал в тематических конференциях. Нередко специалисты  в области налогообложения имеют  второе высшее образование, например, юридическое. Это связано с тем, что понимание правовых аспектов бизнеса позволяет сократить  временные и трудовые затраты  на оказание услуг, а также предлагать клиентам более гибкие и качественные решения. Вот как прокомментировали  специалисты компании «Делойт» вопрос о втором высшем образовании: «Получение любого дополнительного образования  способствует активному и всестороннему  развитию наших сотрудников. Однако это вовсе не является обязательным условием успешной карьеры, поэтому  решение о получении дополнительного  образования сотрудники обычно принимают  по собственному желанию». Возможно также получение дополнительной квалификации «налоговый консультант», предусмотренной Палатой налоговых консультантов. Приобретение данной квалификации специалистом другого направления (например, бухгалтером, юристом, адвокатом, аудитором, финансовым менеджером и так далее) существенно повышает его профессиональный уровень.

 

Налоговое планирование основывается на трёх главных этапах:

1. Определить, какую сумму налогов и в какие сроки необходимо уплатить,

2. Проверить, есть ли возможность минимизировать налоговые платежи,

3. Выявить и минимизировать налоговые риски..

Понятие и методы налоговой оптимизации:

Налоговая оптимизация, минимизация налогов (легальное уменьшение налогов) представляет собой уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех представленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Другими словами, это организация деятельности экономического субъекта, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения законодательства.

Налоговая оптимизация с одной стороны – это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой стороны – стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну. Налоговая оптимизация это процесс, обязательными участниками которого являются плательщик налогов и государство, с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.

 

Схема 1. Способы налоговой оптимизации

 

Начиная оптимизацию, следует придерживаться следующих принципов:

1. Оптимизация налогообложения не должна являться тотальной минимизацией. Это в конечном итоге может привести к появлению девиза «Меньше прибыли, имущества и зарплаты — меньше налогов!» Согласитесь, не за это боролись.

2. Оптимизация не должна вмешиваться в структуру фирмы без большой надобности. Любая организация является сложным механизмом, состоящим из формальных и неформальных групп, имеющих определённую управленческую иерархию, систему коммуникаций. Если организационная структура налажена хорошо и действует безотказно, возможно, не стоит её ломать, разбивая крупную компанию на множество мелких и переводя их на упрощённую систему налогообложения, хоть это и выгодно. Человеческий фактор, особенностью которого всегда является противодействие коллектива любым изменениям, может повлиять на то, что компания надолго вгонит себя в убытки вместо долгожданного освобождения от излишнего налогового бремени.

3.Налоговый риск должен быть разумным. Те виды оптимизации, которые наверняка вызовут споры с налоговыми органами, зачастую бывают неоправданными. Расходы на судебные разбирательства могут превысить экономию на налоге. Это и есть налоговый риск. И его надо оценивать, прежде чем приступать к налоговой оптимизации. Например, одно дело, когда в штате фирмы состоит грамотный юрист, способный отстаивать интересы своего работодателя в суде, а другое дело — если придётся нанимать специалиста со стороны, тратя на него большие деньги.

В общем виде, категории оптимизации налогообложения экономического субъекта можно представить в виде таблицы.

 

Таблица - Категории оптимизации налогового бремени экономического субъекта

Оптимизационные методы

Внеправовые методы

Уголовно-наказуемые методы

Уголовно ненаказуемые методы

1

2

3

Через договоры

Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

Через учетную политику

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с предприятий

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

Через применение льгот

 

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счетов в банках

Ситуационные: метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налога, метод оффшора

 

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

 

 

Непредставление налоговой декларации

 

 

Неуплата или неполная уплата сумм налога

 

 

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

 

 

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

 

 

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

 

 

Ответственность свидетеля

 

 

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Информация о работе Организация и методика налогового консультирования