Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа
Цель данного реферата заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль.
В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить различные классификации налогового контроля;
2. Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками.
Введение
Глава I. Основные формы и методы налогового контроля
1.1 Формы и методы налогового контроля
1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля
1.3 Организация налоговых проверок
Глава II. Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками
2.1 Методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов
2.2 Повышение качества и эффективности налогового администрирования
Заключение
Список литературы
Курсовая
работа: Организация
налогового контроля
в РФ
Содержание Введение Глава I. Основные формы и методы налогового контроля 1.1 Формы и методы налогового контроля 1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля 1.3 Организация налоговых проверок Глава II. Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками 2.1 Методики оценки
эффективности контрольной 2.2 Повышение качества
и эффективности налогового Заключение Список литературы Введение Конституцией Российской
Федерации закреплена обязанность
уплаты установленных налогов и
сборов. Налоги и сборы являются
признаком любого государства и,
вместе с тем, необходимым условием
существования самого государства,
они позволяют государству Значимость налогового
контроля заключается в том, что
посредством его достигается
упорядоченность налоговых Цель данного реферата заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль. В соответствии с поставленной целью были решены следующие задачи: 1. Рассмотреть и
изучить различные 2. Оценить эффективность налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками. Методологической
основой для написания реферата
послужили нормативные правовые
акты по организации налогового контроля
в РФ, а также научные труды отечественных
авторов, статьи, подборки документов,
посвященные налоговому контролю. Глава I. Основные формы и методы налогового контроля 1.1 Формы и методы налогового контроля Налоговый контроль
– представляет собой деятельность
должностных лиц налоговых Налоговый контроль
реализуется посредством В теории и на практике зачастую допускается смешение форм, методов и видов налогового контроля. Так часто предварительный, текущий и последующий контроль рассматриваются либо как формы, либо как виды или типы контроля. Подобные терминологические расхождения характерны и для толкования таких понятий, как документальный и фактический контроль. В интерпретации разных ученых ревизия, обследование и тематическая проверка являются методами, видами либо формами контроля. Формы налогового контроля Важнейшим с теоретической точки зрения является вопрос о форме контроля. В науке налогового права мнения насчет этой категории, как уже отмечалось, существенно разнятся. В отдельных работах фактически допускается смешение или отождествление форм, методов и видов налогового контроля. Некоторые авторы под формами контроля понимают его виды – в зависимости от времени осуществления контрольных действий. В свое время в понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы хозяйственного контроля. К таким признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных данных и способы его осуществления. По мнению А.С. Титова
(к.ю.н.), следует признать правильным
понимание формы налогового контроля
как способа конкретного 1. Ревизия охватывает все (или почти все) стороны деятельности объекта контроля. 2. Проверка проводится
по определенному кругу 3. Надзор (наблюдение,
мониторинг) производится контролирующими
органами за хозяйствующими Анализ норм, регламентирующих процедуры налогового контроля, позволяет заключить, что основной формой его осуществления является именно проверка, так как ревизия и надзор в законодательстве о налогах и сборах даже не упоминаются. Это отмечают и другие специалисты, указывая, что основной, наиболее эффективной формой налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков. Тем не менее, это не исключает полностью использования, например ревизии в рамках соответствующей контрольной деятельности. Что касается налогового надзора, то он фактически осуществляется органами прокуратуры. Виды налогового контроля Значительный интерес представляет также классификация налогового контроля по видам, которая может быть осуществлена по различным основаниям. 1. В зависимости
от времени проведения Предварительный контроль
предшествует совершению проверяемых
операций, поэтому позволяет предупредить
нарушение финансового Текущий (оперативный)
контроль ежедневно осуществляется
финансовыми службами для предотвращения
нарушений финансовой дисциплины в
процессе привлечения или расходования
денежных средств, выполнения организациями
обязательств перед бюджетом. В сфере
налогообложения такой контроль
является частью регулярной работы налоговых
органов и представляет собой
проверку, проводимую в отчетном периоде
для оценки правильности отражения
различных операций и достоверности
данных бухгалтерского учета и отчетности,
представляемых плательщиками. Примером
может служить контроль за объемами
производства и реализации этилового
спирта, алкогольной, спиртосодержащей
и табачной продукции, за ее экспортно-импортными
поставками с целью недопущения
занижения налогооблагаемой базы и
уклонения от уплаты налогов, который
осуществляется Межрегиональной Последующий контроль
сводится к проверке финансово-хозяйственных
операций за истекший период на основе
анализа отчетов и балансов, а
также путем проверок и ревизий
непосредственно на месте: на предприятиях,
в учреждениях и организациях.
Последующий контроль отличается углубленным
изучением всех сторон хозяйственно-финансовой
деятельности, что позволяет вскрыть
недостатки предварительного текущего
контроля. Принимая во внимание цикличность
налогообложения, самым распространенным
следует признать именно последующий
налоговый контроль, который проводится
по окончании определенного 2. По объекту налоговый контроль можно разделить на комплексный и тематический: Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности. Тематическая проверка,
как правило, охватывает вопросы
правильности исчисления, удержания, уплаты
и перечисления отдельных видов
налогов. Например, в судебной практике
тематической была признана проверка
по вопросу правомерности 3. По характеру
контрольных мероприятий Плановый контроль подчинен определенному планированию. Внеплановый (внезапный) осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающим следует признать плановый контроль. 4. Кроме этого,
налоговый контроль можно Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета. Выборочный налоговый контроль предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Однако если выборочной
проверкой устанавливаются 5. Также налоговый
контроль подразделяется на Камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа. Выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика. Выездные проверки
являются более эффективными, так
как позволяют налоговому органу
использовать разнообразные методы
контрольной деятельности и соответственно
получить больше информации о финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщика. Проверки
непосредственно на предприятиях способствуют
повышению уровня организации бухгалтерского
учета и платежной дисциплины
плательщиков налогов. Однако такой
контроль не может быть преобладающим,
поскольку сравнительно небольшой
аппарат работников налоговых органов
не в состоянии одновременно проверить
значительное число состоящих на
учете налогоплательщиков. Преимущество
же камерального контроля в том, что
он позволяет с наименьшими 6. Принимая во
внимание источники данных, предлагается
классифицировать налоговый Документальный контроль
основан на изучении данных о проверяемом
объекте, содержащихся в первичных
документах. При помощи фактического
контроля достигается всестороннее
исследование деятельности предприятия
и полноценности первичных Изучение действующего законодательства позволяет констатировать, что налоговые органы теперь наделены полномочиями по осуществлению налогового контроля с использованием различных методов. Видимо, поэтому налоговые органы, прежде осуществлявшие преимущественно документальный контроль, последнее время все чаще прибегают к контролю фактическому. 7. В зависимости
от субъектов налогового · контроль налоговых органов, · контроль таможенных органов, · контроль органов государственных внебюджетных фондов, · контроль финансовых органов, · контроль иных контролирующих и правоохранительных органов. 8. Налоговый контроль
подразделяется также на 9. По периодичности
проведения налогового Первоначальными следует
признать контрольные мероприятия,
проводимые в отношении какого-либо
налогоплательщика впервые за год.
Повторность же возникает в том
случае, когда в течение календарного
года осуществляется две и более
выездные налоговые проверки по одним
и тем же налогам, подлежащим уплате
или уплаченным налогоплательщиком
за один и тот же период. Согласно
ст. 87 НК РФ проведение налоговыми органами
повторных выездных налоговых проверок
запрещается, за исключением случаев,
когда такая проверка проводится
в связи с реорганизацией или
ликвидацией организации- 10. Наконец, отдельные
специалисты стали выделять Методы налогового контроля Под методом налогового контроля понимаются специфические способы и приемы, которые, в свою очередь, различаются в зависимости от того, является ли налоговый контроль документальным или фактическим. Что касается метода налогового контроля, то он включает: 1. Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы: · формальная, логическая и арифметическая проверка документов; · юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; · встречная проверка; · оценка правильности отражения данных первичного учета в бухгалтерских проводках; · экономический анализ. 2. Фактический налоговый
контроль предусматривает · учет налогоплательщиков, · исследование документов, · получение объяснений (допрос свидетелей), · осмотр помещений (территорий) и предметов, · инвентаризация, · сопоставление данных о расходах физических лиц и их доходах, · экспертиза и экстраполяция. Последняя основывается
на праве налоговых органов Во многом эффективность
налогового контроля зависит от правильного
выбора форм, методов, способов (приемов)
и видов налогового контроля. Оптимальные
их сочетания, которые позволяют
с наименьшими усилиями достигать
наилучших результатов при 1.2 Налоговая проверка как основная форма налогового контроля Одной из наиболее распространенных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок. В зависимости от места проведения налоговой проверки различают камеральные (проводится в помещении налогового органа) и выездные (проводится на территории налогоплательщика) налоговые проверки. Особо следует сказать
о существовании встречных и
контрольных налоговых Основные правила проведения налоговой проверки: 1) налоговой проверкой
могут быть охвачены только
три календарных года 2) запрещается проведение
налоговыми органами повторных
выездных налоговых проверок
по одним и тем же налогам,
подлежащим уплате или Камеральная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Для проведения камеральной налоговой проверки какого-либо специального разрешения (постановления) не требуется. Она проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Срок камеральной налоговой проверки ограничивается тремя месяцами со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной
проверки налоговый орган вправе
истребовать у На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. Выездная налоговая проверка Основным документом, санкционирующим проведение выездной налоговой проверки, является решение руководителя (его заместителя) налогового органа о ее проведении. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному (например, НДС) или нескольким (например, НДС и акцизам) налогам. В течение одного календарного года налоговый орган не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения
выездной налоговой проверки ограничен
двумя месяцами. Лишь в исключительных
случаях вышестоящий налоговый
орган может увеличить Срок проведения
проверки включает в себя время фактического
нахождения проверяющих на территории
проверяемого налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента. В
указанные сроки не засчитываются
периоды между вручением Налоговые органы вправе
проверять филиалы и Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора – организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. 1.3. Организация налоговых проверок Истребование документов Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. Отказ налогоплательщика,
плательщика сбора или В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Выемка документов и предметов При наличии у
осуществляющих проверку должностных
лиц достаточных оснований Выемка документов
и предметов производится в присутствии
понятых и лиц, у которых производится
выемка документов и предметов. В
необходимых случаях для До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов. О производстве выемки изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. 94, 99 НК РФ. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов. В тех случаях, когда для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. При изъятии таких
документов с них изготавливают
копии, которые заверяются должностным
лицом налогового органа и передаются
лицу, у которого они изымаются. При
невозможности изготовить или передать
изготовленные копии Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты. По результатам выемки должен быть составлен соответствующий акт. Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы
должны быть пронумерованы, прошнурованы
и скреплены печатью или Осмотр помещений,
принадлежащих Доступ на территорию
или в помещение Должностные лица налоговых
органов, непосредственно проводящие
налоговую проверку, могут производить
осмотр используемых для осуществления
предпринимательской При воспрепятствовании
доступу должностных лиц При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается. Должностное лицо налогового
органа, производящее выездную налоговую
проверку, в целях выяснения Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра. Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия. О производстве осмотра составляется протокол. Инвентаризация имущества проверяемой организации При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ. Лица, участвующие при проведении налоговой проверки 1. Свидетели В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля: 1) лица, которые в
силу малолетнего возраста, своих
физических или психических 2) лица, которые получили
информацию, необходимую для проведения
налогового контроля, в связи
с исполнением ими своих Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 2. Эксперт и производство экспертизы В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Цель проведения экспертизы – разъяснение возникающих вопросов, если для их разрешения требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, о чем составляется протокол. Эксперт вправе: 1) знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов; 2) отказаться от
дачи заключения, если предоставленные
ему материалы являются При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право: 1) заявить отвод эксперту; 2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; 3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; 4) присутствовать
с разрешения должностного 5) знакомиться с заключением эксперта. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту. 3. Специалист В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля. 4. Переводчик В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Настоящее положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица. Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика. 5. Понятые При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол. Протоколы действий, осуществляемых в рамках налоговой проверки В случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке. В протоколе указываются: 1) его наименование; 2) место и дата
производства конкретного 3) время начала и окончания действия; 4) должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; 5) фамилия, имя,
отчество каждого лица, участвовавшего
в действии или 6) содержание действия,
последовательность его 7) выявленные при
производстве действия Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Протокол подписывается составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. К протоколу прилагаются фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия. Акт налоговой проверки По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. Если указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки. В этом акте должны быть
указаны документально Акт налоговой проверки
вручается руководителю организации-налогоплательщика
либо индивидуальному В случае несогласия
с фактами, изложенными в акте
проверки, а также с выводами и
предложениями проверяющих При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки. По истечении срока,
указанного в п. 5 ст. 100 НК РФ, в течение
не более 14 дней руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа рассматривает
акт налоговой проверки, а также
документы и материалы, представленные
налогоплательщиком. Глава II. Оценка эффективности налоговых проверок по уплате налогов налогоплательщиками 2.1 Методики оценки
эффективности контрольной Вопрос о том, как и с помощью каких критериев оценивать работу налоговых органов, по-прежнему остается открытым, хотя разработано и предложено к использованию немало методик, различных по информационной базе и целям. Первую группу методик
можно условно назвать Вторая группа методик объединяет те критерии оценки, которые внедряются или когда-либо использовались налоговыми органами. Одна из наиболее используемых методик разработана и применяется Министерством по налогам и сборам в городе Москве. Она была предложена для применения всеми вышестоящими инспекциями МНС, осуществляющими вертикальный (ведомственный) контроль. С помощью этой методики исследуются и сравниваются уже не только количественные показатели, но и качественные. Предполагается сравнение по следующим показателям: Количественные показатели: 1. Удельный вес дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений. 2. Рост дополнительно начисленных проверками налогов и других платежей в общей сумме налоговых поступлений (как в абсолютных цифрах, так и по удельному весу в общей сумме налоговых поступлений). 3. Удельный вес финансовых санкций в сумме дополнительно начисленных платежей. 4. Удельный вес доначислений по камеральным и документальным проверкам (отдельно) в общей сумме дополнительно начисленных налогов и платежей. 5. Рост дополнительно начисленных сумм по документальным проверкам (в абсолютных цифрах и по удельному весу в общей сумме доначислений). 6. Процент взыскания (удельный вес взысканных в общей сумме доначислений). Качественные показатели: 1. Сумма доначислений на одного работника налоговых органов. 2. Сумма доначислений на одного документально проверенного налогоплательщика. Сравнение также ведется и по другим показателям. Методика, разработанная в Министерстве по налогам и сборам г. Москвы (методологическим отделом под руководством профессора Д. Г. Черника), лежит в основе многих методик региональных ИМНС, которые иногда дополняют ее «своими» показателями. Сопоставление количественных
и качественных показателей различных
инспекций позволяет вполне объективно
оценить организацию В данной методике используется
немалое число как Взяв за основу предложенную профессором Д. Г. Черником методику оценки эффективности контрольной работы налоговых органов, Министерство по налогам и сборам РФ разрабатывает и ежегодно уточняет общие рекомендации, содержащие в основном количественные показатели. Многие налоговые инспекции субъектов Федерации рассчитывают такие показатели по предлагаемой методике и применяют их для рейтинговой оценки нижестоящих налоговых инспекций. Методика, применяемая в настоящее время, включает: – общую оценку показателей эффективности контрольной работы; – оценку показателей организации и проведения камеральных налоговых проверок; – оценку показателей организации и проведения выездных налоговых проверок; – оценку работы с организациями и индивидуальными предпринимателями, не представляющими в налоговые органы налоговую отчетность или представляющими «нулевую» отчетность. Для оценки работы управлений
МНС России по субъектам Федерации
предусмотрены следующие 1. По общей оценке показателей эффективности контрольной работы. 2. По оценке показателей организации и проведения камеральных проверок. 3. По оценке показателей организации и проведения выездных проверок. 4. По оценке работы с организациями, не представляющими в налоговые органы отчетность или представляющими «нулевую» отчетность. Для комплексной
сравнительной оценки эффективности
контрольной работы управлений МНС
России по субъектам Федерации
где – соответствующий показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Федерации; – соответствующий максимальный показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Федерации из общих показателей по Министерству; – соответствующий минимальный показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Федерации из общих показателей по Министерству. При использовании коэффициента корректировки соответствующий показатель контрольной работы управления МНС России по субъекту Федерации упорядочивается в порядке убывания результата контрольной работы, при использовании коэффициента корректировки – в порядке возрастания. Оценка результатов
контрольной работы, рассчитанных при
сопоставлении с Итоговая оценка результатов контрольной работы каждого отдельного управления МНС России по субъекту Федерации осуществляется при суммировании всех показателей, приведенных выше. Оценка результатов контрольной работы производится ежеквартально по показателям форм статистической налоговой отчетности управлений МНС России по субъектам РФ. Всем перечисленным
методам присущи некоторые 1. Нечеткое определение терминов и понятий. 2. Сложность практической реализации предложенных теоретических разработок. 3. Недоступность полного объема информации для проведения расчетов. 4. Несмотря на все положительные моменты рейтинговых методик, их существенным недостатком является способ установки баллов. «Вес» показателей, используемых при оценке эффективности работы, «спускается сверху»; таким образом, вопрос, как определить значимость того или иного показателя, остается открытым. 5. Для оценки работы налоговых органов МНС России используются данные форм статистической налоговой отчетности, в которых невозможно отразить региональные особенности. 6. Частое изменение налогового законодательства затрудняет анализ некоторых показателей эффективности работы налоговых органов, связанных с налоговыми поступлениями, налоговой базой и т.д., не позволяет выявить временную динамику. Очевидно, что построение
единой системы оценки деятельности
налоговых органов с учетом всех
вышеперечисленных 2.2 Повышение качества
и эффективности налогового Задачи, поставленные президентом и правительством, по созданию конкурентоспособной, инновационной экономики, переходу на более высокие социальные стандарты для граждан требуют концентрации значительных финансовых ресурсов государства. Одновременно необходимо улучшение делового климата в стране. Решение этих задач во многом зависит от результативности деятельности Федеральной налоговой службы. Для выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации и правительством, Федеральная налоговая служба должна постоянно повышать качество налогового администрирования. Основные направления работы на 2010 год Поступление администрируемых доходов и работа с задолженностью В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются. Для сравнения: если в 1992 году поступления составили всего 5 млрд. деноминированных руб., то в 2009 году доходы бюджетной системы страны, администратором которых является ФНС России, составили 8,4 трлн. руб. В I квартале 2010 года в консолидированный бюджет РФ поступило около 1,8 трлн. руб. Это на 330 млрд. руб., или в среднем на 23%, больше, чем в I квартале 2009 года. Основной рост поступлений
в бюджет (44%) — поступления от
уплаты НДПИ, то есть за счет увеличения
цен на нефть на мировом рынке
(рис. 1). Еще 45% прироста произошло за
счет улучшения положения в На протяжении последних
лет задолженность перед Около половины всего прироста задолженности приходится на Москву и Московскую область. В общей структуре задолженности на 1 апреля 2010 года 1/3 составляет задолженность, возникшая более трех лет назад, которая в основном значится за предприятиями-банкротами. Более половины задолженности — долги, практически нереальные к взысканию. ФНС готовит предложения по реализации комплекса мероприятий, направленных на списание «старой» задолженности, невозможной к взысканию. Вместе с тем
перед налоговыми органами стоит
задача по повышению эффективности
взыскания задолженности, недопущения
ее образования по вине специалистов
инспекций с безусловным Досудебное и судебное урегулирование Одним из приоритетных направлений работы налоговых органов остается контрольная работа. Сегодня налоговое законодательство РФ является одним из самых либеральных в мире. В результате законодательных изменений полномочия налоговых органов были серьезно ограничены. Например, установлены жесткие сроки взыскания задолженности, увеличивающие риски потери права на бесспорное взыскание, а при неоднозначной трактовке налогового законодательства судами, как правило, принимается позиция налогоплательщика. Таким образом, процесс
налогового администрирования усложнился,
и к налоговым органам Анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков показал, что на стадии досудебного аудита исключается до 10% от сумм, первоначально отраженных в материалах проверок, а по решениям арбитражных судов по искам налогоплательщиков еще около 40%. Таким образом, некачественное
проведение проверок может сформировать
у налогоплательщиков негативное мнение
о Федеральной налоговой службе
в целом и создать ощущение
безнаказанности. Поэтому служба ставит
перед собой задачу повышения
эффективности контрольной Причем отделы досудебного аудита должны проводить постоянный анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков и оспаривания решений налоговых органов в арбитражных судах, и если основанием для этого является низкое качество собранной доказательной базы, привлекать к ответственности специалистов и руководителей, совместно с контрольными и юридическими подразделениями вырабатывать единую стратегию и тактику проведения контрольных мероприятий. Одним из резервов повышения
качества контрольной работы является
более эффективное Работа по регистрации Деятельность ФНС России в сфере регистрации в значительной степени ограничена. Это касается: · перечня оснований для отказа в государственной регистрации; · возможности проверки представляемых в ходе регистрации сведений; · отсутствия ответственности за представление ложных сведений и ответственности банков за открытие счетов по фиктивным документам. Кроме того, недоработан механизм исключения из государственных реестров фактически не действующих субъектов предпринимательства. Недостатки законодательства создают почву для действий, направленных как на уклонение от уплаты налогов путем создания фирм-однодневок, так и для рейдерства — процесса завладения чужой собственностью. А в реестрах содержатся огромные массивы информации о налогоплательщиках, которых фактически уже не существует. Поскольку вопросы
изменения законодательства до сих
пор не урегулированы, ФНС России
необходимо улучшить работу в рамках
действующих нормативно- Во-первых, в целях
обеспечения полноты и Во-вторых, продолжить деятельность по исключению недействующих юридических лиц из Единого реестра по упрощенной внесудебной процедуре. Активизировать работу с учредителями и руководителями организаций, долгое время не отчитывающихся и имеющих задолженность. Имущественные налоги как дополнительный источник доходов бюджета Имущественные налоги значительно в меньшей степени, чем ресурсные платежи или налоги на прибыль и НДС, зависят от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье и от финансового состояния организаций, а потому являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета. Особенно ярко это проявилось в условиях экономического кризиса. Динамика поступлений имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов. Однако доля доходов от имущественных налогов не слишком велика: · в бюджетной системе РФ — около 7%; · региональных бюджетах — до 14%; · бюджетах муниципальных образований — до 18%. Около 70% всех поступлений
имущественных налогов В структуре налоговых
поступлений зарубежных стран имущественные
налоги имеют больший вес, чем
в России. В США указанный показатель
составляет 9,2%, в Великобритании –
8,4%, в Канаде – 8,3%. В целом подходы
к порядку взимания имущественных
налогов в России и зарубежных
странах во многом схожи: органы местного
самоуправления устанавливают налоговые
ставки и льготы по налогу. Определение
налоговой базы является функцией органов
государственной власти. Однако функции
по ведению реестра объектов недвижимости,
оценки их стоимости в России отданы
различным ведомствам, а во многих
зарубежных странах сконцентрированы
в едином органе. Например, в США,
Китае, Сингапуре, Австралии и в
ведущих европейских странах
оценку недвижимости для целей налогообложения
осуществляют налоговые органы или
специализированные оценочные агентства,
находящиеся в ведении Таким образом, проблемы, касающиеся актуальности баз данных, идентификации объектов недвижимости, информационного обмена между различными органами государственной власти, так остро стоящие в России, в других странах уже решены. В качестве основных
путей совершенствования Во-первых, вовлечь
в налоговый оборот максимально
возможное количество объектов и
субъектов обложения Во-вторых, ввести единое налоговое уведомление по уплате налогов по всему недвижимому имуществу, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик. И наконец, в-третьих,
следует предусмотреть Итогом реформы имущественного налогообложения будет создание условий для замены ныне действующих земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость. Главная стратегическая цель сегодня – добиться устойчивости формирования доходов бюджетной системы и максимально снизить влияние нефтяной конъюнктуры на поступление налогов. Одним из приоритетных
направлений работы должны стать
меры по увеличению роли имущественных
налогов в доходах бюджета
как стабильного источника Упрощение налоговых процедур Особое внимание необходимо уделять повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов. Так, уже сегодня
на всей территории РФ налоговые органы
используют единый программный комплекс
«Система электронной обработки
данных» (ЭОД), с помощью которого
обеспечивается автоматизация всех
рабочих процессов. Для обработки
больших массивов информации созданы
специализированные ЦОД в Москве,
Санкт-Петербурге, Волгограде, Кемерово
и Нижнем Новгороде, в которых
обеспечивается массовый ввод данных
и печать документов. Создана разветвленная
информационно- Должны получить
развитие различные электронные
сервисы, направленные на повышение
открытости и упрощение налоговых
процедур. Существующий сегодня на
сайте www.nalog.ru сервис «Личный кабинет»
будет преобразован в ключевое средство
взаимодействия между Федеральной
налоговой службой и Предполагается узаконить понятия «электронное уведомление», «электронное требование» и «электронное истребование документов». Налогоплательщикам – физическим лицам будет предоставлена возможность уплачивать налоги через банковские и другие терминалы, Интернет и с использованием мобильной связи. Кроме того, планируется создать специализированные центры обработки и хранения документов, а также систему управления электронными архивами. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами. Центры обработки
данных в настоящее время Итак, улучшая качество
и эффективность работы, внедряя
новые, передовые технологии, ФНС
России обязана решать главную задачу
– обеспечивать доходы бюджетов всех
уровней в полном объеме. От этого
зависит выполнение всего комплекса
экономических и социальных задач,
поставленных Правительством РФ и направленных
на модернизацию экономики и улучшение
жизни российских граждан. Заключение Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросу соблюдения и исполнения требований законодательства в области исчисления и уплаты налогов и сборов. Среди форм налогового
контроля налоговые проверки занимают
основное место, поскольку являются
наиболее эффективными и значимыми.
Налоговая проверка направлена не только
на установление фактов нарушения законодательства
о налогах и сборах, в результате
которых государством недополучены
суммы причитающихся к уплате
налогов и сборов, но и на предупреждение
нежелательных последствий Во многом эффективность
налогового контроля зависит от правильного
выбора форм, методов, способов (приемов)
и видов налогового контроля. Оптимальные
их сочетания, которые позволяют
с наименьшими усилиями достигать
наилучших результатов при Особое место в налоговом контроле занимает выбор методики оценки эффективности контрольной работы налоговых органов. На сегодняшний день совершенной методики не существует. В каждой имеются свои минусы и недостатки. Построение единой системы оценки деятельности налоговых органов проблематично. Типовая методика должна представлять собой модель, учитывающую вариабельность признаков, возможность исключения или добавления необходимых элементов в зависимости от уровня оценки. Задачи по созданию
конкурентоспособной, инновационной
экономики, переходу на более высокие
социальные стандарты для граждан
требуют концентрации значительных
финансовых ресурсов государства. Одновременно
необходимо улучшение делового климата
в стране. Решение этих задач во
многом зависит от результативности
деятельности Федеральной налоговой
службы. Для выполнения задач ФНС
должна постоянно повышать качество
налогового администрирования. Список литературы 1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 : федер. закон : [принят Гос. думой 16 июл. 1998 г. : по состоянию на 3 июн. 2006 г.] / Российская Федерация. – М.: Эксмо, 2010. – 800 с. 2. Овчинникова, Н. О. Налоговое планирование и налоговый контроль со стороны правоохранительных органов / Н. О. Овчинникова. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 284 с. 3. Дадашев, А. З. Налоговый контроль в Российской Федерации / А. З. Дадашев, И. Р. Пайзулаев. – М.: КноРус, 2009. – 128 с. 4. Нестеров, Г. Г. Налоговый контроль / Г. Г. Нестеров, Н. А. Попонова, А. В. Терзиди. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с. 5. Красницкий, В. А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования / В. А. Красницкий. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 168 с. 6. Искра, В. В. Налоговый контроль: Формы и методы проведения / В. В. Искра. – СПб: Университет, 2001. – 184 с. 7. Ногина, О. А. Налоговый контроль: вопросы теории / О. А. Ногина. – СПб: Питер, 2002. – 160 с. 8. Миронов, О. А. Налоговое администрирование / О. А. Миронов, Ф. Ф. Ханафеев. – М.: Омега-Л, 2009. – 288 с. 9. Пономарев, А. И. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебное пособие для вузов / А. И. Пономарев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 352 с. 10. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В. Г. Пансков. – Люберцы: Юрайт, 2010. – 688 с. 11. Скрипниченко, В. А. Налоги и налогообложение / В. А. Скрипниченко. – СПб: Питер, 2010. – 464 с. 12. Сердюков, А. В. Налоги и налогообложение / А. В. Сердюков, Е. С. Вылкова, А. Л. Тарасевич. – СПб: Питер, 2008. – 704 с. 13. Кучеров, И. И. Теория налогов и сборов / И. И. Кучеров. – М.: ЮрИнфоР, 2009. – 480 с. 14. Налоги и налогообложение / Под ред. Д. Г. Черника. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 368 с. 15. Кашин, В. А. Налоги и налогообложение. Курс-минимум / В. А. Кашин. – М.: Магистр, 2008. – 368 с. 16. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов / Под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской. – СПб: Питер, 2009. – 528 с. 17. Еналеева, И. Д. Налоговое право России / И. Д. Еналеева, Л. В. Сальникова. – М.: Юстицинформ, 2006. – 320 с. 18. Никулкина, И. В. Общая теория налогообложения / И. В. Никулина. – М.: Эксмо, 2010. – 208 с. 19. Лобанов, В. А. Цели, задачи и проблемы налогового администрирования в современных условиях развития налоговой системы Российской Федерации // Сибирская финансовая школа. – 2004. – № 4. – С. 1-5. 20. Куницын, Д. В. Методики оценки эффективности деятельности налоговых органов: виды, особенности, проблемы использования и пути совершенствования / Д. В. Куницын, Е. С. Синицына, Л. А. Худяева // Сибирская финансовая школа. – 2004. – № 3. – С. 69-82. 21. NALOGI.RU [Электронный ресурс] / Информационный портал. – Режим доступа: http://www.nalogi.ru/ 22. ГАРАНТ [Электронный ресурс] / Информационный портал. – М.: ООО НПП Гарант-Сервис, 2010. – Режим доступа: http://www.garant.ru/ 23. Российский налоговый курьер [Электронный ресурс] / Электрон. журн. – М.: ООО Российский налоговый курьер, 2010. – Режим доступа: http://www.rnk.ru/ 24. Российский налоговый курьер [Электронный ресурс] / Информационный портал. – М.: ООО Консультант Плюс, 2010. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ 25. РБК [Электронный ресурс] / Информационный портал. – М.: ООО РосБизнесКонсалтинг, 2010. – Режим доступа: http://www.rbk.ru/ |