Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - раскрыть сущность налогов, виды и функции налогов, а также пути совершенствования налоговой системы РК.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
-рассмотреть понятие и задачи налогов Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
-рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
-рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.
Введение…………………………………………………………………………...2
1 Теоретические аспекты возникновения налогов……………………………...4
1.1 История возникновения налогов……………………………………………..4
1.2 Экономическая сущность налогов и их классификация……………………6
1.3 Функции налогов…………………………………………………………….12
2 Налоговая система РК на современном этапе……………………………….14
2.1 Анализ налоговой системы РК ………………………………......................14
2.2 Основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики…….18
3 Перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан…………………………………………………………...23
Заключение ………………………………………………………………………30
Список используемой литературы……………………………………………...32
Приложения……………………………………………………………………...33
В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
- федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
- региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
- местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.
2. По целевой направленности введения налогов различают:
2.1 абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
2.2 целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
3. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
3.1 налоги, взимаемые с физических лиц;
3.2 налоги, взимаемые с предприятий и организаций;
3.3 смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.
4. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
4.1 закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или 'внебюджетный фонд;
4.2
регулирующие налоги
5. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
5.1 срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными тегами;
5.2 периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
6.
По характеру отражения в
6.1
включаемые в себестоимость (
6.2 уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);
6.3
уплачиваемые за счет
прибыль);
6.4 уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);
6.5 включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж);
6.6
удерживаемые из доходов
Для
хозяйствующих субъектов
Возможна классификация налогов и по другим основаниям. Так, в зависимости от характера связи двух элементов «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» можно различать: а) налоги, построенные по принципу резидентства; б) налоги, построенные по принципу территориальности. В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных налогах наоборот [4, с.109].
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
- фискальная
функция вытекает из самой природы налогов.
Она характерна для всех государств во
все периоды их существования и развития.
С ее помощью образуются государственные
денежные фонды и создаются материальные
условия для существования и функционирования
государства. Именно эта функция создает
объективные предпосылки для повышения
роли государства в регулировании экономики
страны;
- регулирующая функция целенаправленно
воздействует на развитие народного хозяйства
в соответствии с принимаемыми программами.
При этом используется выбор форм налогов,
изменение ставок, способов взимания,
льготы и скидки. Эти регуляторы влияют
на структуру и пропорции общественного
воспроизводства, объемы накопления и
потребления; их применение эффективно
при стимулировании НТП;
- стимулирующая функция реализуется через
систему льгот, преференций (предпочтений).
Объединяя стимулирующую и регулирующую
функцию в одну экономическую функцию,
можно сказать, что налоги как активный
инструмент перераспределительных процессов,
оказывает существенное влияние на воспроизводство,
стимулируя или ослабляя накопление капитала,
расширяя или сужая платежеспособный
спрос населения;
- перераспределительная функция заключается
в перераспределении части доходов различных
субъектов хозяйствования в пользу государства.
Масштаб действия этой функции определяется
долей налогов в ВВП. В последние годы
для Казахстана характерен низкий удельный
вес налоговых и приравненных к ним платежей,
что объясняется их недостаточной собираемостью
- уклонением от налогообложения;
- благодаря контрольной функции оценивается
эффективность налогового механизма,
обеспечивается контроль за движением
финансовых ресурсов, выявляется необходимость
внесения изменений в налоговую систему
и бюджетную политику. Эта функция проявляется
лишь в условиях действия перераспределительной
функции. Обе функции в органическом единстве
определяют эффективность налогово - финансовых
отношений.
В доходах государственного бюджета около 70% занимают налоговые поступления. Наибольшая доля налоговых поступлений приходится на организации, подлежащие республиканскому мониторингу, включающие 300 крупных предприятий. За период 2008-2010 годы налоговые поступления по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу возросли на 19,6%.
По
остальным плательщикам за 2008-2010 годы
рост налоговых поступлений
В
2009 году произошел спад налоговых поступлений,
что объясняется снижением ставок по
корпоративному подоходному налогу с
30% до 20% и налогу на добавленную стоимость
с 13% до 12%, изменением срока уплаты корпоративного
подоходного налога предприятиями,
не уплачивающими авансовые платежи (уплата
производится по итогам годовых деклараций)
и по НДС изменение налогового периода
с ежемесячного на квартал [22].
Рисунок
1- налоговые поступления по предприятиям,
подлежащим республиканскому мониторингу
и по остальным плательщикам за 2008-2010
годы.
Как видно из динамики, за период 2001-2010 годы поступление НДС увеличилось в 4,2 раза. В 2009 году резко уменьшилось поступление НДС, что связано, прежде всего, с влиянием экономического кризиса, со снижением ставки с 13% до 12% и замедлением импорта. В 2009 - 2010 годы стабилизировался темп возврата НДС.
Рисунок
2 – Динамика поступления НДС
за 2001-2010 годы.
В бюджет от недропользователей поступают следующие специальные налоги: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), рентный налог, налог на сверхприбыль (НСП) и доля РК по разделу продукции.
За
период 2008-2010 годы поступление
специальных налогов от недропользователей
возросло с 684 млрд.тенге до 1580,3 млрд.тенге
( в 2,3 раза). Резкий рост поступлений
в 2010 году против предыдущего периода
объясняется внесением
Рисунок
3 – Поступление специальных
Изменение поступлений в разрезе налогов видно из нижеприведенной диаграммы. В 2009 году наблюдается снижение поступлений специальных налогов, за исключением НСП.
Рост поступлений НСП против 2008 года связан с особенностью уплаты налога, т.е. НСП уплачивается по итогу деятельности за предыдущий год. В 2008 годы цены на нефть и минеральное сырье были значительно выше, чем в 2009 году. В 2010 году резко возросло поступление НДПИ и рентного налога в связи с увеличением цен на нефть и минеральное сырье. Так, мировая цена на нефть в 2009 году в среднем составляла 61,9 долл.США/баррель, в 2010 году – 79,6 долл.США/баррель, мировые цены в течение 2010 года увеличились по железной руде на 35,8 %, по алюминию - на 10 %, по меди - на 21,5 %, по золоту - на 18,6 %, по цинку - на 14 %.
Рисунок
4 – Динамика поступлений в разрезе
налогов.
В налоговых поступлениях государственного бюджета акцизы занимают незначительную долю, которая к тому же сокращается. Так, в 2001 году доля акциза в налоговых поступлениях составляла 3,4% , к 2010 году доля сократилась до 2%.
Рисунок 5 – Налоговые поступления и акцизы в государственный бюджет.
Коэффициент налоговой нагрузки (далее - КНН) определен путем соотношения сумм налоговых поступлений к оборотам по реализации отдельно по видам экономической деятельности.
Как видно, КНН в целом по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу, за 9 месяцев 2010 года возрос против аналогичного периода предыдущего года с 12,5 до 16,4%. Рост КНН по добыче сырой нефти и природного газа с 31,5 до 37,0%, по добыче металлургических руд с 9,7 до 15,2%, по металлургической промышленности и производству готовых металлических изделий с 5,7 до 8,9%, по добыче угля с 11,2 до 17,6% объясняется переносом налоговой нагрузки с несырьевого сектора на сырьевой, по производству табачных изделий и напитков рост КНН с 23,3 до 30,1% и с 8,8 до 13,5% соответственно связан с увеличением ставки акциза в результате унификации ставок на отечественные и импортируемые подакцизные товары. Данные по налоговым поступлениям, коэффициентам налоговой нагрузки по предприятиям, подлежащим республиканскому мониторингу, в разрезе видов экономической деятельности показаны в приложении В.
КНН по республике за 9 месяцев 2010 года вырос против соответствующего периода предыдущего года с 6,5 до 7,8%. Значительный рост КНН составил по горнодобывающей промышленности с 25,9 до 30,6%, по обрабатывающей промышленности с 5,4 до 6,5% и по операции с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг потребителям с 7,6 до 14,2% (см.Приложение Г).
Поступления прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан за 2009 год исполнены на 98,5%.
За
2010 год план исполнен на 120%. Увеличение
поступлений связано с ростом мировой
цены на нефть против запланированной
65 долл.США/баррель.
Рисунок
6 – Поступление прямых налогов в Национальный
фонд
Как показано в следующей диаграмме, в 2008 году оборот по реализации нефти и налоговые поступления были намного выше, чем в 2009 году, объем добычи нефти составил 70,6 млн.тонн.
В 2009 году, напротив, сумма оборота по реализации и налоговые поступления снизились против предыдущего года при росте объема добычи нефти до 76,5 млн.тонн.
За 9 месяцев 2010 года сумма оборота по реализации почти достигла уровня 2009 года, налоговые поступления превысили уровень 2009 года при объеме добычи 59 млн.тонн.
Поскольку
на сумму оборота по реализации влияет
цена на нефть, то следует отметить
прямую зависимость налоговых поступлений
и мировой цены на нефть ( в 2008 году
– 97,6 долл.США/баррель, в 2009 году – 61,9 долл.США/баррель,
в 2010 году – 79,6 долл.США/баррель).
Теоретически
при осуществлении перехода к рынку можно
было бы просто скопировать налоговые
законы, действующие в странах Западной
Европы. Однако налоговые страны Западной
Европы сложились в результате десятилетий
функционирования рынка, действуют в относительно
устойчивой экономике (низкий темп инфляции,
рост объемов производства, стабильные
экономические структуры). Такой экономической
ситуации на начало проведения рыночной
реформы в Казахстане просто не было. Некоторые
экономисты в то время предостерегали
от подобного подхода, считая более приемлемым
для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном
направлении – как это имело место в Японии,
Китае и других странах, фактически получалось
так, что богатый опыт и специфика экономики
Казахстана оказались не востребованными.
Впоследствии это отрицательно сказалось
на ходе реформ в целом. По оценкам различных
международных организаций, налоговое
законодательство Республики Казахстан
является лучшим среди стран СНГ. У нас
есть единый Налоговый Кодекс, электронная
налоговая отчетность, да и сами ставки
налогов небольшие: 10 процентов, к примеру
составляет подоходный, а НДС с 1 января
текущего года – 13 процентов. В соответствии
с Законом Республики Казахстан от 07.07.2006
г. «О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики
Казахстан по вопросам налогообложения»
с 1 января 2008 года ставка НДС составила
13 процентов. При этом нужно обратить внимание,
что в 2007 году ставка НДС составляла 14
процентов, а с 1 января 2009 года ставка
НДС составляет 12 процентов [13] . Отметим,
что прямые потери бюджетов в связи со
снижением ставок налогов составили в
2008−м – 146 млрд тенге, в 2009 году – 58 млрд
тенге. При разработке Налогового кодекса
учтены объективные и субъективные факторы,
влияющие на эффективность функционирования
системы налогообложения, ориентированные
на реализацию долгосрочных целей. Имеются
и другие проблемы - одни недовольны размером
штрафных санкций за неуплату налогов,
другие сложностью формулировок законодательных
актов по вопросам налогообложения, из
– за чего происходят ошибки в ходе уплаты
и начисления налогов. Предприниматели,
в свою очередь ратуют за снижение корпоративного
налога и НДС, просят сократить налоговые
режимы. Работа по совершенствованию налоговой
системы ведется регулярно, изменения
происходят каждый год. Вот и сейчас в
правительстве и парламенте Казахстана
идет обсуждение новых поправок в некоторые
законодательные акты по вопросам налогообложения,
которые предполагают увеличение ставки
налога на имущество и дорогостоящую недвижимость.
Законопроект содержит также поправки,
ограничивающие внешние заимствования
и применения специального налогового
режима [14, с.21]. Переход к рынку любой ценой
потребовал принятия законодательства
о новой налоговой системе, правил и инструкций,
регламентирующих ее деятельность, дающих
возможность управлять этой системой,
а также создания надлежащего налогового
механизма. и т.д.). Существенно изменилась
экономическая суть многих ранее действовавших
налогов (налог на прибыль, акцизы, подоходный
налог с физических лиц и др.). С момента
введения ныне действующей налоговой
системы прошло более трех лет. За это
время в политике, экономике, социальной
сфере произошли огромные качественные
изменения. Прежде всего, следует отметить,
что процесс перехода экономики Казахстана
к рынку проходит, к сожалению, весьма
болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная
из них – большой акцент на разрушение
старого вместо созидания нового, и как
следствие – налоговая система пока не
стала действенным инструментом повышения
эффективности экономики Казахстана. Принятая
Конституция Республики Казахстан во
многом по-новому регулирует правовые
отношения в политической и социально-экономической
сферах. В связи с этим углубились рыночные
отношения, возникли и развиваются финансовые
институты, которых не было раньше, такие,
например, как рынок ценных бумаг, система
коммерческих банков и др. Казахстанская
экономика становится все более открытой
для мирового бизнеса. Все это приводит
к необходимости по-новому подойти к проблеме
анализа и формирования налоговой политики
и налоговой системы. Анализ показывает,
что действующая налоговая система обладает
целым рядом существенных недостатков.
Она с самого начала не соответствовала
экономической обстановке в стране. Самым
крупным недостатком нынешней налоговой
системы является чрезмерное преобладание
в ней фискальной направленности. Все
другие функции налоговой системы (стимулирование
производства, инновационной, инвестиционной
и предпринимательской деятельности,
повышение конкурентоспособности отечественной
экономики, формирование относительной
социальной справедливости) не выполняются
вообще. Высокий уровень налогового давления
на налогоплательщика, чрезмерность налогового
пресса для законопослушных налогоплательщиков
угнетают экономику Казахстана, выполняют
абсолютно разрушительную роль. В самом
начале перестройки экономической и налоговой
политики были введены завышенные ставки
НДС. В противовес этому оппонентами предлагалось
умеренная суммарная налоговая ставка. Завышенная
совокупная налоговая ставка приведет
к негативным последствиям:
-спаду отечественного производства, ухудшению
его структуры и ослаблению позиций казахстанских
товаропроизводителей на внутреннем и
международном рынках;