Перспективы развития налогового консультирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:23, курсовая работа

Описание

В предыдущей главе мы выяснили, что сегодня в России существует ряд проблем, тормозящих развитие налогового консультирования, а также причины их возникновения.
Становится очевидным, что подготовка и деятельность по налоговому консультированию затрагивают интересы многочисленных и различных групп населения, организаций, а также государства. Поэтому она должна регулироваться как на правительственном и ведомственном уровне, так и в законодательном порядке.
Основываясь на материале, представленном в первой и второй главе курсовой работы можно предложить следующие пути решения проблем развития рынка налогового консультирования, которые в свою очередь определяют направления совершенствования и перспективы развития налогового консультирования в России.

Работа состоит из  1 файл

Перспективы развития налогового консультирования в Российской Федерации.docx

— 21.39 Кб (Скачать документ)

Перспективы развития налогового консультирования в Российской Федерации 

В предыдущей главе мы выяснили, что сегодня  в России существует ряд проблем, тормозящих развитие налогового консультирования, а также причины их возникновения.

Становится  очевидным, что подготовка и деятельность по налоговому консультированию затрагивают  интересы многочисленных и различных  групп населения, организаций, а  также государства. Поэтому она  должна регулироваться как на правительственном  и ведомственном уровне, так и  в законодательном порядке.

Основываясь на материале, представленном в первой и второй главе курсовой работы можно  предложить следующие пути решения  проблем развития рынка налогового консультирования, которые в свою очередь определяют направления  совершенствования и перспективы  развития налогового консультирования в России.

По нашему мнению, решением первой, и основной проблемы – отсутствие законодательного регулирования налогового консультирования является принятие ФЗ “О налоговом  консультировании”, а также разработка и создание нормативной базы о  стандартах и порядке осуществления  налогового консультирования. Стандарты  налогового консультирования должны представлять собой основные, общие рекомендации, которые нуждаются в кодификации.

При этом следует принимать во внимание законодательство и опыт других стран (Германия, страны Восточной Европы, Австрия и др.), где существуют аналогичные специалисты  по налоговому консультированию.

В таблице, которая представлена в Приложении 1, рассматривается мировой опыт развития налогового консультирования. На основе выделенных критериев проведена  сравнительная характеристика развития налогового консультирования в различных  странах мира.

Так, из таблицы видно, что в Германии очень развито законодательство в сфере налогообложения. Соответствующие  законы всегда предусматривают виды, основания и механизм ответственности  консультантов за советы, которые  они дали своим клиентам.

В каждой из стран Восточной Европы нормативным  положением для деятельности налоговых  консультантов является специальный  закон о налоговом консультировании. Сегодня в этих странах имеется 10-15-ий летний опыт применения соответственных  законов регулирующих налоговое  консультирование и такой же опыт работы профессиональных объединений.

Регулирование деятельности в сфере налогового консультирования в Австрии осуществляется на основании австрийского Федерального “Закона о профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением», который определяет правовые основы деятельности по налоговому консультированию.

Проблема  подготовки консультантов по налогам  и сборам, на наш взгляд, может  быть решена на основе профессиональной подготовки и переподготовки с выдачей  соответствующего государственного диплома.

В особенности  важной здесь представляется дополнительная образовательная программа «Подготовка  консультанта по налогам и сборам». Главное, чтобы подготовка налоговых  консультантов не свелась к выдаче какого-либо аттестата, свидетельства  или удостоверения, а тем более  “диплома” негосударственного учебного заведения выдаваемых за краткий  срок обучения (несколько дней или  недель, месяцев), в течение которого может быть лишь ознакомление с действующим налоговым законодательством и элементарными налоговыми понятиями. Краткосрочное обучение мало что дает для подготовки квалифицированных кадров в этой сфере. Обучение должно быть качественным, отвечать определенным стандартам, желательно с хорошей стажировкой (можно и за рубежом, например, в Германии, Израиле, США и т.п.).

Важно, что независимо от места и программ подготовки консультантов по налогам  и сборам должен четко функционировать  механизм государственной аттестации указанных специалистов  .

В рамках решения проблем образовательного плана и подготовки преподавателей для подготовки консультантов по налогам и сборам необходимо решение  следующих задач:

ü    разработка и апробация методик подготовки и организация подготовки преподавателей – консультантов;

ü    консультирование и сопровождение процесса подготовки преподавателей – консультантов организациями и учреждениями, имеющими опыт работы в этой сфере консультирования (методологический, методический и инструментальный аспекты);

ü    участие в подготовке преподавателей – консультантов Учебно-методологического центра при ФНС РФ, некоммерческого партнерства “Палата налоговых консультантов” и др.;

ü    разработка отечественных методологических средств и методического инструментария к подготовке преподавателей  .

Проблема  осуществления государственного контроля в сфере деятельности консультантов  по налогам и сборам должна быть решена путем осуществления ФНС  России функции государственного контроля за правилами и стандартами налогового консультирования.

На основании  вышеизложенного и в интересах  общества, государства, в том числе  ФНС России, в целях упорядочения подготовки и государственной аттестации консультантов по налогам и сборам, а также для защиты прав и интересов  налогоплательщиков предлагается осуществить  ряд мероприятий, в частности:

1. Разработать  Положение о консультантах по  налогам и сборам и утвердить  его в государственном органе.

2. Ввести  систему подготовки, переподготовки  обучения налоговых консультантов  в средних специальных и высших  учебных заведениях.

3. Разработать  Порядок проведения государственной  аттестации и регистрации консультантов  по налогам и сборам  .

4. Разработать  порядок аккредитации и сертификации  профессионалов в области налогового  консультирования.

5. Создать  единый реестр налоговых консультантов.

Все вышеперечисленные  пути решения проблем российского  налогового консультирования должны решаться совместно с проведением целенаправленной работы по правовому воспитанию налогоплательщиков.

На первом плане должна быть информационная, просветительская работа с налогоплательщиками, формирование налоговой культуры и  дисциплины.

Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем, в таких  странах обучение налоговому законодательству, а также налоговое просвещение и налоговое консультирование осуществляются за счет государственного бюджета. Кроме того, создаются государственные и общественные службы, занимающиеся налоговым консультированием  .

Роль  права в повышении культуры взаимоотношений  государства и налогоплательщиков весьма значительна. Нормативные правовые акты подлежат обязательному исполнению, как налогоплательщиками, так и  налоговыми органами.

Практика  показывает, что нельзя воспитать  добропорядочного налогоплательщика, если не демонстрировать примеров четкого  и правильного применения налогового законодательства. Более того, необходимо создавать налогоплательщику благоприятные  условия: доброжелательное к нему отношение, информирование и консультирование его. В таком деле должно быть взаимодействие и координация средств массовой информации, а также различных  государственных органов: ФНС России, Минфин России, Минюст России, Генеральная  прокуратура РФ, суды и арбитражные  суды, другие органы.

По нашему мнению, надо приступить к созданию спокойной, справедливой налоговой  системы, в которой принуждение  и другие силовые методы применялись  бы как исключение.

Во-первых, следует квалифицированно совершенствовать налоговое законодательство, проводить  назревшую налоговую реформу  в области налогового консультирования, так как эта область консультирования динамично развивается и требует  нормативно-правовой регламентации.

Во-вторых, обеспечить взаимодействие государственных  органов по схеме: налоговые органы – прокуратура – суды и арбитражные  суды. Можно было бы предложить перераспределить некоторые функции государственных  органов путем создания налоговых  округов, в каждом из которых на один из действующих органов прокуратуры  возложить функцию прокуратуры  по налоговым делам, а на один из судебных и арбитражных органов  возложить функцию суда по рассмотрению налоговых дел. Тогда налогоплательщики  будут знать, в какие именно органы им надо обращаться, а специализация  прокурорских и судебных работников позволит более качественно рассматривать  налоговые дела. В ряде стран такая  практика имеется.

В-третьих, следует создавать широкомасштабную систему налогового консультирования, во главу которой поставить подготовку и расстановку повсеместно такого важного специалиста как консультант по налогам и сборам.

Если  обратиться к опыту зарубежных стран, который рассмотрен в таблице  в Приложении 1 к курсовой работе, то можно выделить следующие направления  совершенствования налогового консультирования в России:

1.    Обязательное страхование ответственности  налогового консультанта.

В России широко распространено добровольное страхование  ответственности, тогда как в  Великобритании, Германии, странах  Восточной Европы, Австрии существует обязательное страхование ответственности  налогового консультанта, которое является необходимым условием для ведения  деятельности по налоговому консультированию, выдачи свидетельства, подтверждающего  статус налогового консультанта, а  так же для включения в члены  профессиональных организаций и  палаты налоговых консультантов.

2.    Совместная работа организаций  налоговых консультантов с государственными  органами.

В данном направлении необходимо руководствоваться  положительным опытом Голландии. Отличительная  особенность голландских организаций, объединяющих налоговых консультантов, заключается в их участии совместно  с государственными органами в обсуждении актуальных вопросов налогообложения  – от нового законодательства до вопросов взаимоотношений с налогоплательщиками.

Такой опыт особенно интересен, поскольку  подтверждает, что наличие сильной  независимой организации, объединяющей профессионалов в какой-либо области, позволяет осуществлять эффективное  регулирование их деятельности и  оказывать существенное влияние  на формирование государственной политики в данной области.

3.    Ответственность налоговых консультантов.

В России имеет место гражданско-правовая (имущественная) ответственность налогового консультанта перед клиентом, которая  возникает  в силу договора об оказании консультационных услуг. То есть, в  том случае, если договором оговорено, то налоговый консультант возмещение убытки, понесенные клиентом в результате  в полном размере.

Если  обратиться к опыту Великобритании, то здесь ответственность налоговых  консультантов перед клиентом закреплена профессиональными правилами, и, самое  главное, на законодательном уровне. В Германии налоговый консультант, в соответствие с законодательством  несет ответственность начиная от предупреждения, и в плоть до уголовной ответственности. В Польше, Чешской Республике и Словакии – это штраф, а также запрет на выполнение профессии и вычёркивание из реестра налоговых консультантов.

Сегодня в России налогоплательщики обращаются к частным лицам и фирмам, которые  предлагают услуги по налоговому консультированию, защите прав налогоплательщиков, значительному  снижению налогов или полному  освобождению от них. При этом, консультанты устанавливают весьма высокие цены и не принимают на себя никакой ответственности за тот ущерб, который они могут причинить. За результаты неквалифицированного налогового консультирования расплачивается налогоплательщик.

По нашему мнению, законное налоговое консультирование должно быть разрешено специальной  категории лиц-профессионалов, которые  допускаются к этой деятельности на законных основаниях после получения  соответствующего образования в  высшем учебном заведении в рамках дополнительного, профессионального  образования (повышении квалификации, профессиональная переподготовка, удостоверенные государственным образовательным  документом).

Незаконная  деятельность должна по примеру законодательства других стран караться денежным штрафом (либо квалифицироваться как незаконная предпринимательская деятельность, наказываемая в уголовном порядке  – ст. 171 УК РФ).

Информация о работе Перспективы развития налогового консультирования в Российской Федерации