Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 20:19, реферат
Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов.
Введение 3
1. Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходах бюджета 4
2 Нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы 6
3. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы 7
4. Обобщение зарубежного опыта платежей за природные ресурсы 8
5. Направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы 11
Заключение 13
Список использованной литературы: 14
ФГОУВПО
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Кафедра:
«Налоги и налогообложение» РЕФЕРАТ На
тему: Платежи за природные ресурсы Выполнила: Студентка группы АУ 4-3 Рябцева
Е.Г. Научный руководитель: Доцент, м.э.н. Нуждов
Ю.М. |
Москва 2010г.
Содержание:
Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов.
Государство
в лице его уполномоченных органов
заинтересовано в том, чтобы природные
ресурсы использовались не хищнически,
а более или менее равномерно и планомерно.
Для этого служат рентные платежи за природные
ресурсы, цель которых уравнять экономические
условия добычи и управлять этими условиями.
В настоящее время это правило составляет
основу хозяйствования Российской Федерации.
До недавнего времени в литературе существовало множество подходов к экономической оценке природных ресурсов, но необходимость ее определения была признана не сразу. Некоторое время широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. Ее авторы утверждали, что, поскольку природные блага не являются объектами купли-продажи, то методологически неверно их как-то оценивать: введение оценки природных ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного производства и т.д. Поэтому разрабатывались месторождения с высоким содержанием полезных ископаемых в руде, целинные земли представляли собой большой резерв для экстенсивного развития сельского хозяйства, а необъятные просторы тайги - для расширения лесоразработок. Затраты, которые требовались на освоение новых земель, на вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений, были невелики. Эти обстоятельства до некоторой степени являлись подтверждением концепции бесплатности природных благ. Однако исчерпание наиболее удобных месторождений, разработка которых позволяла получать дешевое сырье, резкое удорожание вовлечения в сельскохозяйственный оборот дополнительной посевной площади - все это свидетельствовало об ошибочности представлений о естественных ресурсах как о "даровых благах" природы. Просчеты в экономической политике последних десятилетий привели к резкому падению эффективности использования природных ресурсов, которая продолжает оставаться крайне низкой, а нередко и вовсе не отвечает интересам страны. В этой связи, такой инструмент, как платежи за природные ресурсы должен не только повысить качественный уровень использования природных ресурсов, но и существенно пополнить бюджеты различных уровней. Итак, платежи за пользование природными ресурсами – являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне. Прежде чем оценивать роль природоресурсных платежей в доходах бюджета, определим: что такое природные ресурсы. Легального определение дается в ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым, природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. При этом под использованием природных ресурсов, понимается - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности; Общая
оценка влияния природно-ресурсного
потенциала страны на формирование доходной
части федерального бюджета такова:
Россия обладает значительным природно-ресурсным
потенциалом. По оценкам российских
ученых-экономистов (ЦЭМИ РАН) национальное
богатство страны в расчете на душу населения
составляет 400 тыс. долл. США, из них на
потенциал природно-ресурсного комплекса
приходится 160 тыс. долл. США или 40%, что
в 10 раз выше соответствующего совокупного
показателя США и Канады. В то же время
доходы государства от использования
данной части национального богатства
явно недостаточны. Недополученный рентный
доход государства от использования природных
ресурсов ежегодно оценивается в 40-46 млрд.
долл. США. |
2 Нормативно-правовые акты, регламентирующие платежи за природные ресурсы |
Впервые
плата за природные ресурсы была
введена правительственным Минэкологии
РСФСР в 1991 году были разработаны
Общие принципы платного природопользования
в условиях перехода РСФСР к рынку,
а также проекты нормативно- Ныне действующий закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года не содержит отдельной статьи, посвященной урегулированию платы за природопользование, но это не означает, что из современных правоотношений исключена платность природопользования. Как мы уже отметили, платность природопользования - один из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является (ст.3 Закона «Об охране окружающей среды»). В современной России отношения в области установления и взимания природоресурсных платежей регулируются огромным комплексом нормативных актов: Конституцией РФ, рядом федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, инструкциями Государственной налоговой службы и др. Это десятки законодательных актов, сотни подзаконных и ведомственных нормативных актов. Плата за пользование конкретным природным ресурсом установлена соответствующими природоресурсными законами и нормативными актами. Важно отметить, что с момента введения в действие нового Налогового кодекса Российской Федерации ранее существующая система платежей за природопользование отменяется, а вместо нее вводятся ресурсные налоги и сборы, такие как: налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоресурсами, земельный налог, лесной налог, водный налог, экологический налог. Несмотря на наличие сравнительно большого количества ресурсных налогов, предусмотренных новым Налоговым кодексом РФ, поступления от них в бюджеты будут составлять менее 5 % от общих средств. Анализ показывает, что при таком уровне налогов будут отсутствовать стимулы ресурсосбережения и уменьшения уровня загрязнения окружающей природной среды. Проблематичным становится финансирование природоохранных мероприятий и работ по охране и воспроизводству природных ресурсов. |
3. Динамика поступлений платежей за природные ресурсы |
Прежний
отечественный опыт аккумулирования
большой доли доходов рентного происхождения
в государственном бюджете, методы
их последующего межотраслевого перераспределения
представляют особый интерес для современной
хозяйственной практики в России. Сейчас
число рентообразующих отраслей (способных
давать крупные рентные доходы) уменьшается,
практически лишь топливная и горнорудная
промышленность еще в состоянии реализовывать
часть ренты, хотя ее поступление в федеральный
бюджет также значительно сократилось.
Резкое снижение объемов производства в сельском хозяйстве,
легкой и пищевой промышленности означает
и пропорциональное уменьшение величины
ренты в этих отраслях.
В
структуре поступлений в В расчетах прогнозируемых поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых учтены ожидаемые: объемы добычи, прогнозируемый уровень цен на полезные ископаемые, прогноз официального курса рубля по отношению к доллару США, а также ставки налогообложения с учетом внесенных изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Изменение поступлений от налога на добычу полезных ископаемых в наибольший степени зависит от сбора от налога на добычу нефти. Как
отмечают эксперты, привязка к внешним
экономическим факторам с высокой
степенью неопределенности их динамики,
может привести к существенным потерям
поступлений в федеральный |
4. Обобщение зарубежного опыта платежей за природные ресурсы |
Плата
за природные ресурсы, как форма
реализации экономических отношений
между собственником природных ресурсов
и их пользователем, занимает центральное
место в экономическом механизме природопользования.
В
зарубежных странах доходы от эксплуатации
природных ресурсов, как правило,
изымаются через систему Рассмотрим такие платежи в зарубежных странах на примере пользования недрами. Обязательные платежи, взимаемые государством за пользование недрами, чаще всего бывают в форме прямых или косвенных налогов, либо особых целевых платежей. Профессор Б.Д.Клюкин, классифицируя систему платежей в зарубежных странах по основным критериям, выделяет три их основных вида: а) налог на собственность (собственника), обычно представленную в виде месторождения полезного ископаемого и горное имущество в стоимостном выражении, определяемом в ценах, установленных в соответствии с законодательством или рыночными ценами (ad valorem tax); б) налог на единицу добытого полезного ископаемого (production tax); в) подоходный налог (income tax), уплачиваемый в тех случаях, когда недропользователь получает прибыль и оказывает влияние на стоимость добываемого полезного ископаемого. Например,
во Франции система В Германии установлена специальная система платежей за пользование недрами: налог на рудное поле, налог на горные разработки. В особую систему выделена плата за пользование недрами для добычи углеводородов. Следует отметить, что в последние годы в Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландах также введены специальные налоги на добычу углеводородов. В США в области недропользования действуют три основных налога: налог на недвижимость (горные предприятия, оцениваемые по рыночной стоимости), налог на добытую продукцию и подоходный налог. Платежи недропользователей в форме арендной платы учитывают как арендную плату за землю, так и аренду участка недр. Платежом, зависящим от объемов извлекаемых предприятием полезных ископаемых (или их стоимости), является роялти. Роялти выплачивается независимо от прибыльности компаний, выплачивается с самого начала производства, поэтому легко контролируется. Величина роялти в большинстве стран мира находится в пределах от 12,5 до 20 процентов стоимости добытой нефти. В системе недропользования и разовые платежи, которые относятся к категории бонусов. Их размер является предметом переговоров и соответствующих соглашений. Опыт многих государств показывает, что механизмы взимания налогов достаточно разнообразны. С учетом специфических особенностей России нами могут быть заимствованы различные элементы налоговых систем, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой, или неналоговые методы изъятия рентных доходов (например, договора о разделе продукции), используемые в странах с формирующимися рыночными отношениями. Анализ зарубежных налоговых инструментов показывает, что существует два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные для перераспределения (изъятия) ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. При их определении исходят из величины рентного дохода и ориентируются на ту его долю, которая должна быть изъята у пользователя природного объекта. Во-вторых, платежи, направленные на поддержание существующей системы управления природопользованием. Они являются инструментом сбора средств, необходимых для покрытия административных расходов по контролю за эксплуатацией природных ресурсов и некоторых инфраструктурных затрат (всевозможые лицензионные сборы и т.п.). Дополнительные платежи взимаются за услуги, связанные с оценкой природных ресурсов (лабораторный анализ, геологические и топографические исследования территорий, регистрация и сертификация документов и т.д.). Эти платежи идут не в общий, а в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг. Как уже отмечалось, при перераспределении ренты в зарубежной практике предпочтение отдается налогам, взимаемым непосредственно с пользователей природных ресурсов, то есть прямым способом. Однако существуют и косвенные налоги, посредством которых изымается избыточный доход, полученный за счет перераспределения ренты с потребителей природного сырья. К наиболее важным прямым налогам на природные ресурсы относятся следующие. Арендная плата (или земельная рента), налог на доступ к природному ресурсу, налог на добычу и разведку и т.п. - это плата за право пользования природными ресурсами. Она рассчитывается на единицу арендованной территории. Подобный налог стимулирует геологоразведочные и эксплуатационные работы. Однако понятно, что цель налога - предотвращение спекуляций и сверхинтенсивной эксплуатации природных ресурсов, а не сбор средств в государственную казну. Это достигается путем получения дифференциальной ренты или налога с доходов. Арендная плата устанавливается на номинальном уровне па первые годы эксплуатации природного ресурса, но затем постепенно увеличивается с тем, чтобы побудить арендатора развивать свое производство. Роялти - это платеж государству за право использовать истощаемый природный ресурс. Он рассчитывается исходя из валовой выручки производителя, а не его чистой прибыли. Система платежей за природные ресурсы может обеспечивать либо изъятие доходов рентного происхождения с целью передачи их от пользователя к собственнику, либо так называемую административную плату, то есть покрытие расходов на контроль за использованием природных ресурсов, оформление их передачи собственнику и т.д. В первом случае речь идет о налогах на природные ресурсы, а во втором, -о плате за предоставление лицензии или налоге на недвижимость. Наряду с налоговыми на практике используются и неналоговые методы изъятия доходов. Прежде всего это договор о разделе продукции между государством в лице государственной компании и заинтересованной компанией-подрядчиком использования минерально-сырьевых ресурсов. |
5. Направления совершенствования механизма взимания и уплаты платежей за природные ресурсы |
В
экономике России природоэксплуатирующие
сектора занимают одно из центральных
мест (25-30% ВНП). В то же время их доля
в доходах консолидированного бюджета
РФ, как мы уже отметили, составляет 7—8%.
Остальная рента присваивается различными
элементами технологической и трансакционной
цепочек, по которым распределяется продукция
прежде всего минерально-сырьевого
комплекса.
Оценивая
потенциал существующей сегодня
налоговой системы, приходится констатировать,
что максимально возможный Очевидно,
что доля доходов от эксплуатации
природо-эксплуатирующего сектора
в приходной части бюджета
должна быть увеличена. Это можно
сделать только в рамках осуществления
общей реформы налоговой Существующая налоговая политика имеет чисто фискальный характер и направлена только на пополнение бюджета. Система налогов в России является трехуровневой и состоит из федеральных, областных, включая республики в составе России, и городских (местных) налогов. В современной практике существует достаточно развитая система федеральных налогов на природные ресурсы. Основными задачами в области ее преобразования являются упорядочение системы федеральных налогов и увеличение их уровня. В ближайшие годы целесообразно сконцентрироваться на развитии налогов типа роялти (налоги, взимаемые с единицы добываемого сырья), которые могли бы заменить существующие акцизы, а также на воссоздании системы отчислений на воспроизводство природно-ресурсного потенциала (включая минерально-сырьевой сектор, водное и лесное хозяйство). Наряду с федеральными должны получить развитие региональные налоги, перераспределяющие рентные доходы от эксплуатации природных ресурсов. Система региональных налогов на природные ресурсы в России совсем не развита, поэтому ее создание потребует значительных усилий. Важность сочетания региональных и федеральных налогов определяется тем, что только на этой основе можно достичь компромисса между федеральной властью и субъектами федерации по поводу использования природных ресурсов. Для реального наполнения федерального бюджета необходимо создать механизм, стимулирующий максимальное получение на местах платежей за природные ресурсы. Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в доходной части бюджета станет важнейшей составляющей реорганизации налоговой системы и позволит в принципе обеспечить повышение уровня финансирования мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены в общем законодательстве о природопользовании, а налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов. Кроме того, необходимо разработать комплекс административных и экономических мер воздействия на природо-пользователей, имеющих просроченную задолженность по платежам в бюджет за пользование природными ресурсами. Учитывая
сложности переходного |
Специфическими
особенностями природно-ресурсного потенциала
страны являются его разнообразие, а также
масштабность и комплексность входящих
в него элементов. Одновременно для природных
ресурсов России во многих случаях характерны,
с одной стороны, слабая задействованность
в хозяйственном использовании, а с другой
- сложность и высокий уровень затрат по
их освоению.
Детальный
анализ зарубежного опыта показывает,
что эффективное регулирование
природопользования может осуществляться
при одновременном |
1. Анохин
Е.С. Зарубежный опыт в
2. Голуб
А.А., Струкова Е.Б. Экономика
3. Ивановский С. Проблемы реализации рентных отношений в современной России // Экономика и жизнь. - №3. – 2006.
4. Даниленков А. экологические платежи в системе обязательных платежей РФ.// Хозяйство и право 4 2003 год.
5. Думнов А.Д. Илюхин Д.А. Нриродные ресурсы и охрана окружающей нриродной среды в бюджетной системе России: опыт статистического анализа.//Вопросы статистики 7/2006 год. стр.36.
6. Коршунов В.В. Социальная напрвленность налогообложения природной ренты в условиях формирования рыночной экономики. Финансы и кредит. №10 (124) 2003 год.
7. Матковская И.П. Финансирование охраны окружающей среды в Российской Федерации.//Финансы,2003 год.