Понятие и сущность системы налогообложения и его особенности в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 01:16, реферат

Описание

Целью настоящей работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики её зарождение, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации. В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы РФ, ее проблемы и пути преодоления, определяются основные налоги, собираемые на территории России, их сущность и функции.

Работа состоит из  1 файл

Понятие сущности налогооблажения.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

8)        Установление в качестве базы Пенсионного фонда налога с оборота.

9)        Переход от налогообложения факторов производства к обложению природных ресурсов.

10)    Отказ от налогообложения малого бизнеса. Это распространяется на настоящие малые предприятия.        

Поэтому наиболее перспективным для решения  проблем в системе налогообложения  будет применение разновекторной модели налоговой системы, предполагающая резкое сокращение количества неэффективных налогов, а также замену налога на прибыль налогом на расходы. То есть государство должно переходить  к обложению налогам отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и т. п.  Важную роль здесь должны играть налоги на различные виды имущества, на вмененный доход, на экспортно-импортные операции.     

Это предполагает перейти от принципа «больше произвел – больше заплатил» к принципу»  больше платит налогов тот, кто больше потребляет и имеет». Это позволит придать налоговой системе разновекторный характер, когда искусственная минимизация одного налога вызовет рост другого или нескольких налогов. Противоположная направленность налогов – одно из важнейших отличий от действующей системы. Например, в последней, НДС и налог на прибыль являются одновекторными налогами. По сути, обложению подвергается один и тот же объект, а именно выручка от предпринимательской деятельности, а иная модель налоговой системы решает эту проблему в силу разновекторности применяемых налогов. Так минимизация налога на добавленную стоимость в виде предъявления завышенных налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) приведет к увеличению налога на расходы. Разновекторность налогов можно считать своеобразным встроенным компенсатором потерь налоговых поступлений в результате нелегитимных действий налогоплательщиков.      

В разновекторной модели законодательное или административное изменение базы налогообложения  по одному налогу не приводит к аналогичному изменению в налогооблагаемой базе иных налогов. Но если налогоплательщик пытается уклониться от уплаты одного из налогов, тогда их разнонаправленность компенсирует соответствующие потери.      

Учитывая  преимущества разновекторности налогообложения, целесообразно отменить все малоэффективные  налоги, заменить налог на прибыль  налогом на расходы, снизить ставки налога на добавленную стоимость. Лишь пять налогов (НДС, налог на расходы, налог на имущество организаций, единый социальный налог и налог на доходы физических лиц) будут взиматься на постоянной основе, а остальные – в зависимости от характера предпринимательской деятельности (например при производстве подакцизных товаров, ведении предпринимательской деятельности в сфере добычи полезных ископаемых, наличии источников загрязнения, пользовании объектами животного мира и водными биоресурсами и т.д.).      

Из всего  этого видно, что имеются лишь два направления действий в налоговой  сфере, между которыми предстоит  сделать выбор государству. Одно из них – наращивание контрольного аппарата, другое – радикальное реформирование налоговой системы, с тем, чтобы имеющихся возможностей контроля было достаточно для обеспечения сборов налогов.       

В первом направлении правительство предлагает налоговую реформу, т.е. снижение налоговых  ставок с введением дополнительных контрольных процедур. Теоретически такое решение возможно: меньшая тяжесть налогов при более жестком контроле смещает баланс интересов налогоплательщиков в пользу легального бизнеса. Однако даже мощный и дорогостоящий налоговый аппарат развитых стран не обеспечивает полного контроля за ситуацией в сфере уплаты налогов.         

Другое  направление учитывает отечественный  и зарубежный исторический опыт. Оно  связано с введением налогов  легко контролируемых, основанных не на собственной отчетности плательщиков, а наличии не скрываемых от обнаружения ценных объектов, свидетельствующих о реальных доходах. Подобные налоги и сборы способны обеспечить практически сто процентную собираемость при минимальной потребности в налоговом контроле.     

Важно то, что агенты теневой экономики не смогут избежать уплаты предлагаемых налогов, поскольку облагаемые объекты легко обнаруживаются, а отчетность о доходах не требуется. В результате для предпринимателей, занятых нормальным, а не криминальным бизнесом, сокрытие доходов становится бессмысленными. Соответственно исчезают налоговые препятствия для капиталовложений, создаются предпосылки для возвращения теневых капиталов в страну.      
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  

     В результате проведенного исследования можно сделать следующие  выводы. Налоги должны стать не только орудием сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов.       

Нестабильность  наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема налогообложения.       

Анализ  реформаторских  преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально  иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе.       

Подчеркнем, что  пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования  налогообложения  и  егоправовой  формы,  результаты  любых  изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных  коллективов и специалистов.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 

 

1.   Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993г.) Система ГАРАНТ,2009г.

2.   Закон Российской Федерации “ Об основах налоговой системы в Российской Федерации “ ( с изменениями и дополнениями на 21 июля 1997 года ). - М.: 1997.

3.    Налоговый Кодекс. Проект. - Внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания 30 апреля 1997 года.

4.   Налоги и налогообложение.: Учебник./ Миляков Н.В. /– 5е изд.; перераб. и доп. – М.:ИНФРА – М, 2009 – 509с.

5.   Налоги  и  налогообложение. : Учебник./ Юткина Т.Ф./ – М.:ИНФРА-М.:2001г.

6.   Налоги: Учебное пособие /под ред. Д.П. Черника. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009.

7.   Налоговая система России: можно ли исправить недостатки? // Вопросы экономики 2009г. №4. С.140-146

8.   Основы налоговой системы: уч. для ВУЗов / Черник Д.Г., Починок А. П., Морозов В. П. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА – М, 2004г - 517

9.           Романовский Н.В., Врублевский О.В. Налоги и налогообложение, СПб.: Питер, 2005. – 243с.

10.           Заглянуть в налоговое будущее России все не так уж плохо. // Российский налоговый курьер 2009г.№16. С. 36-38.  

Информация о работе Понятие и сущность системы налогообложения и его особенности в современных условиях