Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 20:43, курсовая работа
Задачами курсовой работы является:
1. Рассмотреть, что представляют собой налоговые преступления в целом;
2.Определить соотношение налоговых преступлений с иными видами нарушений законодательства о налогах и сборах;
3.Определить виды и правила назначения уголовных наказаний за налоговые преступления;
Введение……………………………………………………………………3
1 Понятие и соотношение налоговых преступлений с иными видами нарушений законодательства о налогах и сборах……………………6
1.1 Понятие налогового преступления……………………………………6
1.2 Соотношение налоговых преступлений с иными видами нарушений
законодательства о налогах и сборах ………………………………..8
2 Виды уголовных наказаний за налоговые преступления…………….11
2.1 Лишение права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью……………………………………….13
2.2 Обязательные и исправительные работы…………………………...15
2.3 Ограничение, лишение свободы……………………………………15
3 Назначение наказания…………………………………………………..18
3.1 Правила назначения наказаний………………………………………18
3.2 Верховный суд РФ о преступлениях и наказаниях в сфере
Налогообложения……………………………………………………..19
Заключение….………………………………………………………………24
Приложение 1 ……………………………………………………………....26
Список литературы………………………………………………………...
Г) до 300 тыс. руб. или до 24-месячного дохода - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 171-1 (в качестве основного наказания), ч. 1 ст. 194, ст. 197 (в качестве основного наказания), ч. 1 ст. 198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199-1, ч, 1 ст.327.1 УК РФ;
Д) до 500 тыс. руб. или до 36-месячного дохода - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 194, ч. 2 ст. 198, ч. 2 ст. 199, ст. 199-2, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ;
Е) до 500 тыс. руб. или до 60-месячного дохода - за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199.1 УК РФ;
Ж)до 1 млн. руб. или до 60-месячного дохода - за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 171.1 УК РФ (в качестве дополнительного наказания).
2.1 Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) - состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью в течение определенного срока. В ст. 47 УК РФ речь идет о запрете занимать должности только на государственной службе, в органах местного самоуправления; применительно к должностям в других организациях, речь может идти только о лишении права заниматься определенной деятельностью (п. 16 ППВС от 04.07.97 № 8). В приговор е должны быть указаны определенные должности (круг должностей), которые запрещается занимать лицу (непосредственно наименования должностей либо какие-либо специальные критерии, например, должности, связанные с распоряжением денежными или материальными ценностями, с осуществлением бухгалтерского или иного учета, с допуском к охраняемой законом тайной и т. п.). Что касается лишения права заниматься определенной деятельностью, то речь может идти о любой профессиональной деятельности; при этом, в приговоре должно быть указано наименование соответствующей профессии (например, бухгалтерской). Речь может идти также и об иной деятельности, но очевидно связанной с необходимостью получения на ее осуществление специального разрешения (например, осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, арбитражного управляющего, аудитора и т. п.).
Лишение права может назначаться как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания. В качестве основного данный вид наказания может быть назначен в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (применительно к налоговым" преступлениям лишение права предусмотрено только в ст. 170 УК РФ), а также в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ), в этом случае оно может быть назначено за большинство налоговых преступлений. В качестве дополнительного наказания лишение права может применяться как в случаях, предусмотренных в Особенной части УК РФ (применительно к налоговым преступлениям - ч. ч. 2 и 3 ст. 183 (в качестве обязательного), ч. 2 ст. 194, ч. 1 и 2 ст. 199, ч. 1 и 2 ст. 199-1, ст. 199-2 УК РФ), так и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК РФ). Речь идет о случаях, когда совершение налогового преступления было связано с соответствующей должностью, профессией или иной деятельностью виновного (п. 21 ППВС от 05.11.98 N2 9, п. 25 ППВС от 11.06.99 N2 40): например, такое наказание может быть назначено должностным лицам налоговых органов, аудиторам, которые содействовали физическому лицу в уклонении от уплаты налогов и т. п.
Лишение права является срочным видом наказания. В качестве основного вида наказания лишение права устанавливается на срок от 1 до 5 лет (в ст. 170 УК РФ максимальный срок составляет 3 года). В качестве дополнительного вида наказания лишение права устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет (именно 3 года предусмотрены в качестве максимального срока лишения права как дополнительного наказания во всех перечисленных налоговых преступлениях).
2.2 Обязательные и исправительные работы
Обязательные работы в соответствии со ст. 49 УК РФ заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Обязательные работы назначаются только в качестве основного вида наказания. Обязательные работы могут назначаться в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (среди налоговых преступлений они предусмотрены только в ст. 170 и в ч. 1 ст. 194 УК РФ в порядке назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ). Данный вид наказания не может назначаться лицам, перечисленным в ч. 4 ст. 49 УК РФ (речь идет о нетрудоспособных лицах, а также о лицах, которых с учетом специфики их службы невозможно привлечь к дополнительной работе). Обязательные работы представляют собой срочное наказание (исчисляются в часах) и устанавливаются на срок от 60 до 240 часов (в ст. 170 УК РФ максимальный срок составляет 180 часов), а для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, - на срок от 40 до 160 часов.
Исправительные работы предусмотрены ст. 50 УК РФ. При данном виде наказания, осужденный направляется на работу в определенную организацию, работает на платной основе. Однако при этом из заработка осужденного производятся удержания в доход государства от 5% до 20%.
Данный вид наказания применяется лишь к лицам, не имеющим основного места работы. В нормах Уголовного кодекса, касающихся налоговых преступлений, данный вид наказания прямо не предусмотрен. Исправительные работы могут применяться вместо лишения свободы в порядке ст. 64 УК РФ. Срок, на который может быть назначено такое наказание может быть от 2 месяцев до 2 лет.
2.3 Ограничение, лишение свободы
Ограничение свободы на основании ст. 53 УК РФ заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы этого муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в таких мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы, учебы без согласия специализированного государственного органа (уголовно-исполнительной инспекции). При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию от 1 до 4 раз в месяц для регистрации. Ограничение свободы может назначаться в качестве основного вида наказания в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ (в частности, при совершении налоговых преступлений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 195 УК РФ), а также в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации (ч. 6 ст. 53 УК РФ). Ограничение свободы исчисляется в годах и месяцах и назначается лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений, на срок от 1 до 3 лет (по ч. 2 ст. 195 УК РФ - до 2 лет, по ч. 1 ст. 195 УК РФ - до 3 лет).
Лишение свободы на определенный срок
Лишение свободы на определенный срок на основании ст. 56 УК РФ, заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима, воспитательную колонию либо в тюрьму. Лишение свободы наряду со штрафом является наиболее распространенным наказанием за налоговые преступления (из всех налоговых преступлений данное наказание не предусмотрено только за занижение размеров платежей за землю - ст. 170 УК РФ). В большинстве норм о налоговых преступлениях лишение свободы предусмотрено в качестве альтернативного наказания (кроме ч. 4 ст. 183 УК РФ), а потому согласно ч. 1 ст. 60 УК РФ должно применяться судом только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. При осуждении лица суд сначала должен обсудить вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. В случае назначения лишения свободы это решение должно быть мотивировано в приговоре (п. 3 ППВС от 11.06.99 N240).
Лишение свободы назначается только в качестве основного вида наказания и только в случаях, предусмотренных в нормах Особенной части УК РФ. Лишение свободы может применяться практически к любым лицам, подлежащим уголовной ответственности. Лишь к несовершеннолетним, осужденным за совершенное впервые преступление небольшой тяжести, наказание в виде лишения свободы не может быть назначено. Лишение свободы представляет собой срочное наказание (исчисляется в годах и месяцах). Согласно ч. 2 СТ. 56 УК РФ минимальный срок лишения свободы с 12.12.2003 составляет 2 месяца. Максимальный срок лишения свободы, по общему правилу, составляет 20 лет, а для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, - 10 лет. Вместе с тем, УК РФ обычно предусматривает более короткие сроки лишения свободы в отношении налоговых преступлений:
1) до 1 года - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 198 УК РФ;
2) до 2 лет - за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 183, ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 195, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 199-1, ч. 3 ст. 325 УК РФ;
3) до 3 лет - за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 171-1, ч. 2 ст. 183, ч. 2 ст. 198, ч. 1 ст. 327-1 УК РФ;
4) до 4 лет - за преступление, предусмотренное ст. 173 УК РФ;
5) до 5 лет - за преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 183, ч. 2 ст. 194, ст. 199.2, ч. 2 ст. 327.1 УК РФ;
6) до б лет - за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 171.1, ч. 2 ст. 199, ч. 2 ст. 199.1 УК РФ;
7) до 10 лет - за преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 183 УК РФ.
3 Назначение наказания
3.1. Правила назначения наказаний
Правила назначения лицам, осужденным к лишению свободы, вида исправительного учреждения определены в ст. 58 УК РФ.
При совершении тяжких преступлений в качестве дополнительного наказания суд может назначить лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ). В порядке назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено за совершенное преступление (ст. 64 УК РФ), в качестве основного наказания за большинство налоговых преступлений лицам, не имеющим основного места работы; могут быть назначены исправительные работы (ст. 50 УК РФ). С 12.12.2003 из системы уголовных наказаний исключена конфискация имущества. Однако УПК РФ предусматривает так называемую «специальную конфискацию» как средство восстановления нарушенного положения (меру особого характера, не являющуюся уголовным наказанием). Согласно ч. 3 ст. 81 УПК РФ конфискации (обращению в доход государства) на основании приговора суда подлежат орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, предметы, запрещенные к обращению, имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий или нажитые преступным путем, которые были вещественными доказательствами по уголовному делу (при условии, что у указанных предметов нет законных владельцев). В частности, такой конфискации могут быть подвергнуты немаркированные товары и продукция, а также сырье, материалы и оборудование для их производства (ст. 171.1 УК РФ).
При назначении наказания за налоговые преступления применяются все общие правила назначения наказания, установленные УК РФ, в т. ч. учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание (ст. 61 и 63 УК РФ), возможность назначения наказания 64 УК РФ), особые правила назначения наказания при деятельном раскаянии (ст. 62 УК РФ), не оконченном преступлении (ст. 66 УК РФ), рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), совокупности преступлений и совокупности приговоров (ст. 69-71 УК РФ).
К налоговым преступлениям на общих основаниях могут применяться все разновидности освобождения и смягчения наказания: освобождение от наказания в виде штрафа или лишения права с учетом срока содержания по стражей (ч. 5 ст. 72 УК РФ), условное осуждение (ст. 73 УК РФ), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79, 93 УК РФ), замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ), освобождение от наказания в связи с изменением обстановки (за исключением тяжких преступлений - ст. 80-1 УК РФ), освобождение от наказания в связи с психическим расстройством или в связи с иной тяжелой болезнью (ст. 81 УК РФ), отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (ст. 82 УК РФ), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83, 94 УК РФ), амнистия (ст. 84 УК РФ), помилование (ст. 85 УК РФ), освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (за исключением тяжких преступлений - ч. 1 ст. 92 УК РФ) или с помещением его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92 УК РФ).
После вступления в отношении лица, совершившего налоговое преступление, обвинительного приговора суда, которым этому лицу назначено уголовное наказание, у лица возникает судимость, т.е. особое правовое положение, наличие которого связывается с определенными правоограничениями, установленными как в уголовном законе, так и других федеральных законах. Судимость прекращается путем ее снятия (актом амнистии, актом помилования или специальным судебным решением) либо погашения ее по истечении сроков, предусмотренных ст. ст. 86 и 95 УК РФ.
3.2 Верховный
суд РФ о преступлениях и
наказаниях в сфере
Разъяснения по вопросу уголовной ответственности за налоговые преступления высшая судебная инстанция дала в принятом Постановлении Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" (далее - Постановление).
Суд отметил, что уголовная ответственность по ст. ст. 198 и 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты как федеральных налогов и сборов, так и налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов. Кроме того, уголовная ответственность распространяется на не перечисленные прямо в части первой НК РФ федеральные налоги, которые в соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ устанавливаются и взимаются при применении спец.режимов (п. 1 Постановления).
Для применения ст. ст. 198 и 199 УК РФ суд привел определение понятия "уклонение физического лица и организации от уплаты налогов и (или) сборов". Под ним следует понимать умышленные деяния, направленные на неуплату налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих сумм в бюджетную систему РФ. Способами уклонения могут быть как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные налоговые документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление указанных документов) (п. 3 Постановления).
Суд разъяснил также, что понимается под иными документами, указанными в ст. ст. 198 и 199 УК РФ. К ним относятся любые предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и (или) сборов. В качестве примеров судьи назвали выписки из книги продаж, из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций, копии журнала полученных и выставленных счетов-фактур, расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости, справки о суммах уплаченного налога, годовые отчеты, документы, подтверждающие право на налоговые льготы (п. 5 Постановления). Указанные документы, а также акты (материалы) проверок, заключения экспертов, вступившие в законную силу судебные акты арбитража или судов общей юрисдикции суд будет рассматривать в качестве доказательств по уголовному делу, возбужденному по ст. ст. 198, 199 УК РФ и по ст. ст. 199.1, 199.2 УК РФ (п. 23 Постановления), к которым мы обратимся позже.