Важной составной частью органов
финансового контроля являются органы,
обеспечивающие контроль за сбором налогов
и их своевременным поступлением в доходы
бюджетов различных уровней. К органам
налогового контроля в Российской Федерации
относятся органы налоговой службы, таможенные
органы, федеральные органы налоговой
полиции, а также органы, осуществляющие
контроль за уплатой государственной
пошлины и других сборов.
В систему органов налоговой
службы входят Министерство Российской
Федерации по налогам и сборам
и его территориальные подразделения
по субъектам РФ и муниципальным
образованиям.
Органы, осуществляющие налоговый
контроль, исполняют возложенные
на них задачи во взаимодействии между
собой и с другими государственными
органами[5].
Налоговые органы наделены следующими
правами:
• требовать от налогоплательщика
документы являющиеся основанием для
исчисления и уплаты налогов, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты;
• проводить проверки соблюдения
налоговой дисциплины;
• приостанавливать операции по счетам
лиц в банках и налагать арест
на имущество налогоплательщиков;
• осматривать производственные,
складские, торговые и иные помещения
и территории, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику
имущества, используемые налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанные
с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения;
• определять суммы налогов, подлежащие
внесению налогоплательщиками в
бюджет, расчетным путем на основании
данных по аналогичным налогоплательщикам
при отказе налогоплательщика к
осмотру помещений и территорий,
используемых для извлечения доходов,
связанных с содержанием объектов
налогообложения, непредставления
налоговым органам необходимых
для расчета налогов документов,
отсутствия учета доходов и расходов,
учета объектов налогообложения
или ведения учета с нарушениями,
не позволяющими правильно исчислить
налоги;
• требовать от налогоплательщиков
устранения выявленных нарушений законодательства
и контролировать выполнение таких
требований;
• взыскивать недоимки по налогам
и пени;
• предоставлять налогоплательщикам
отсрочки и рассрочки по уплате санкций
за налоговые правонарушения;
• требовать от кредитных организаций
документы, подтверждающие исполнение
платежных поручений налогоплательщиков
и инкассовых поручений налоговых
органов о списании со счетов налогоплательщиков
сумм налогов и санкций за налоговые
правонарушения;
• вызывать свидетелей, располагающих
информацией о налоговых правонарушениях;
• заявлять ходатайства об аннулировании
или приостановлении действия лицензий
на право заниматься отдельными видами
деятельности;
• предъявлять иски в суды о
взыскании налоговых санкций, о
признании недействительной государственной
регистрации юридического лица или
физического лица — индивидуального
предпринимателя, о ликвидации предприятия,
о признании сделок недействительными
и взыскании в доход государства
приобретенного по таким сделкам
имущества, а также о взыскании
в доход государства имущества,
приобретенного в результате незаконных
действий, о досрочном расторжении
договоров о налоговом кредите
и об инвестиционном налоговом кредите
и т.п.
Перечислим некоторые обязанности
налоговых органов:
• контроль за соблюдением законодательства
о налогах;
• ведение учета налогоплательщиков;
• соблюдение налоговой тайны и
правил хранения информации о налогоплательщиках;
• осуществление возврата или зачета
излишне уплаченных или взысканных
сумм налогов, пеней, штрафов;
• направление налогоплательщику
копии актов налоговой проверки
и решения налогового органа, требования
об уплате налога и сбора.
Налоговые органы несут ответственность
за убытки, причиненные налогоплательщикам
из-за своих неправомерных действий
или бездействия, а также неправомерных
действий или бездействия работников
этих органов при исполнении ими
своих обязанностей. Причиненные
убытки подлежат возмещению за счет средств
федерального бюджета.
Налоговые инспекции несут ответственность
за полный и своевременный учет всех
налогоплательщиков и проведение в
них документальных проверок по правильности
исчисления, полноты и своевременности
уплаты в бюджет государственных
налогов и других платежей не реже
одного раза в два года. На основании
письменного решения начальника
или заместителя начальника государственной
налоговой инспекции, в которой
налогоплательщик состоит на учете,
документальная проверка может не проводиться
в установленные сроки в случаях,
если:
• налогоплательщик своевременно представляет
документы, необходимые для исчисления
и уплаты налогов и других обязательных
платежей;
• последняя проверка не выявила
нарушений налогового законодательства;
• увеличение размера имущества
или другого объекта налогообложения
предприятий документально подтверждено;
• отсутствуют документы и информация,
ставящие под сомнение происхождение
средств налогоплательщика или
свидетельствующие о наличии
нарушений налогового законодательства.
Суммы налогов и другие обязательные
платежи, неправильно взысканные государственными
налоговыми инспекциями, подлежат возврату,
а убытки, включая упущенную выгоду,
причиненные налогоплательщику
незаконными действиями государственных
налоговых инспекций и их должностными
лицами, подлежат возмещению.
Жалобы предприятий на действия
должностных лиц государственных
налоговых инспекций подаются в
те государственные налоговые инспекции,
которым они непосредственно
подчинены[6]. Жалобы рассматриваются и
решения по ним принимаются не позднее
одного месяца со дня поступления жалобы.
Решения по жалобам могут быть обжалованы
в течение одного месяца в вышестоящие
государственные налоговые инспекции.
При несогласии предприятия с решением
Министерства РФ по налогам и сборам оно
может быть обжаловано в арбитражный суд.
При несогласии граждан с принятым решением
действия должностных лиц налоговых инспекций
обжалуются в судебном порядке.
- Особенности правового статуса органов налогового контроля
Налоговые органы
Российской Федерации составляют единую
систему контроля за соблюдением законодательства
РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и других
обязательных платежей. Налоговые органы
осуществляют также контроль за соблюдением
валютного законодательства в пределах
своей компетенции.
Правовой
статус налоговых органов установлен
ПК РФ, а также Законом РФ от 21
марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах
Российской Федерации». Согласно п. 1 ст.
30 НК РФ к налоговым органам относятся
Министерство РФ по налогам и сборам
и его территориальные подразделения.
Главными
задачами, для реализации которых
и были образованы налоговые органы,
являются осуществление контроля за
соблюдением налогового законодательства,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий
бюджет налогов и иных обязательных платежей;
участие в разработке и реализации налоговой
политики с целью обеспечения своевременного
поступления в соответствующий бюджет
и государственные внебюджетные фонды
налогов, сборов и других обязательных
платежей в полном объеме; осуществление
валютного контроля.
Действующим
федеральным законодательством
налоговым органам предоставлен
широкий объем прав, позволяющих
осуществлять возложенные на них обязанности.
Так, Министерство РФ по налогам и сборам
и его территориальные подразделения
вправе:
- производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных лиц и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;
- контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;
- получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения;
- беспрепятственно осуществлять доступ на территорию или в помещение (кроме жилого) налогоплательщика, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения, налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии;
- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности, а также контролировать их выполнение;
- приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа в представлении) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксации их содержания. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное мотивированное постановление должностного лица налогового органа. Кроме первичного изъятия документов у проверяемого налогоплательщика налоговые органы вправе истребовать у иных лиц документы, относящиеся к деятельности подконтрольного субъекта;
- выносить решения о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
- взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
- возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, об аннулировании или о приостановлении выданных физическим или юридическим лицам лицензий на право заниматься определенными видами деятельности;
- создавать на период погашения задолженности по налогам налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля за ее погашением;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых;
- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
- в случаях, когда для выяснения обстоятельств по делу требуются специальные познания, назначать экспертизу;
- требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов сумм налогов и пеней;
- осуществлять в пределах своей компетенции функции органов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
- взаимодействовать с органами валютного контроля при осуществлении валютного контроля;
- запрещать или приостанавливать реализацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, не соответствующих требованиям стандартов и нормативов по качеству, безопасности, количеству, упаковке и маркировке;
- проводить осмотр помещений, занимаемых организациями независимо от подведомственности и формы собственности, производящими и (или) реализующими этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, осуществлять контроль за достоверностью ведения учета этих видов продукции, вскрывать и тарировать контрольные спиртоизмеряющие приборы, проводить контрольные сливы, оперативные проверки наличия остатков и инвентаризацию этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, проверять оформление товарно-транспортных накладных и по результатам проверок составлять акты;
- получать от руководителей и должностных лиц организаций независимо от подведомственности и формы собственности, производящих и (или) реализующих этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию, необходимые документы и пояснения по вопросам, связанным с проверкой;
- запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций необходимую информацию;
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы и находящиеся в ведении Министерства организации;
- проводить обследования и проверки работы своих территориальных органов на всех уровнях, принимать меры к устранению недостатков и нарушений, а также заслушивать в случае необходимости отчеты руководителей территориальных органов о состоянии контрольной работы, оказывать методическую и практическую помощь в ее организации, изучать организацию работы территориальных органов и распространять положительный опыт их работы;
- отменять решения своих территориальных органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия этих решений законодательству РФ, давать обязательные для исполнения Указания территориальным органам;
- организовывать проведение научно-исследовательских работ в области налогообложения, взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями с целью выработки предложений о проведении налоговой политики;
- осуществлять международное сотрудничество в соответствии с возложенными на Министерство задачами и функциями, изучать опыт деятельности налоговых органов зарубежных стран и разрабатывать предложения по его использованию в деятельности налоговых органов;
- осуществлять в установленном порядке управление переданным ему в оперативное управление государственным имуществом.
Перечень
названных прав не является исчерпывающим,
поскольку в процессе осуществления
конкретных контрольных мероприятий
налоговые органы вступают в различные
правоотношения и, следовательно, приобретают
новые права либо детализируют имеющиеся.
Наделение Министерства
РФ по налогам и сборам статусом
органа валютного контроля обусловило
включение в его компетенцию
осуществление полномочий в сфере
данного вида контроля; в случае
неявки без уважительной причины
налогоплательщика для рассмотрения
материалов налоговой проверки, налоговые
органы имеют право вынести решение
в его отсутствие; в необходимых
случаях одновременно с подачей
искового заявления о взыскании
налоговой санкции с лица, привлекаемого
к налоговой ответственности, налоговый
орган вправе направить в суд
ходатайство об обеспечении иска.
Министерство
РФ по налогам и сборам не только
обладает функциями контрольного характера,
но и осуществляет полномочия, направленные
на совершенствование финансовой деятельности
государства в целом. В пределах своей
компетенции оно подготавливает предложения
по совершенствованию налоговой политики,
планированию налоговых поступлений,
развитию налогового законодательства
в Российской Федерации, а также валютного
законодательства и законодательства
в области производства и оборота этилового
спирта, спиртосодержащей, алкогольной
и табачной продукции; участвует в переговорах
о заключении межправительственных соглашений
об избежании двойного налогообложения
доходов и имущества и осуществляет реализацию
указанных соглашений; разрабатывает
совместно с иными уполномоченными органами
проекты федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
на соответствующий год.
В целях реализации
возложенных на налоговые органы
задач по контролю за соблюдением
законодательства о налогах и сборах
налоговые органы в числе прочего обязаны
защищать финансовые интересы государства.
Налоговым органам предоставлено право
возбуждать процедуру о восстановлении
нарушенных прав государства в финансовой
сфере посредством искового судопроизводства.
Федеральным законодательством предусмотрены
различные виды исков, которые налоговые
органы вправе предъявлять к налогоплательщикам
и другим участниками налоговых правоотношений,
в суды общей юрисдикции и арбитражные
суды: