3. Приведите факты выполнения
или невыполнения принципов налогообложения
в России
Перечисленные принципы налогообложения
учитывались и при формировании
новой налоговой системы России,
адекватной рыночным преобразованиям.
В конце 1991 г. был принят Закон
РФ «Об основах налоговой системы
Российской Федерации». В течение 1992-93
гг. серьезные изменения вносились
в механизм налогообложения и
структуру налогов. Однако неоднократно
при этом нарушался принцип справедливости:
вносимые изменения утверждались законодательными
актами «задним числом».
На издержки становления налоговой
системы можно отнести и несоблюдение
принципа стабильности. Только в 1992 г.
в налоговое законодательство семь
раз вносились изменения и
дополнения. Также и в последующие
годы производились изменения, в 2008
году в законопроект были внесены
изменения, касающиеся некоторых видов
налогов, которые начали действовать
с 1 января 2009 года.
Грубейшее нарушение принципа
равномерности распределения тяжести
налогового бремени —уклонение от уплаты налогов. Распространение
массовых уклонений от уплаты налогов
свидетельствует об отсутствии контроля
государства за сферой налогообложения.
Принцип соразмерности взимаемых
налогов с доходами налогоплательщиков
заключается не только в том, что
после уплаты налога у налогоплательщика
должны оставаться средства, достаточные
для нормальной жизнедеятельности и расширения
экономической деятельности, но и в том,
что в отдельные периоды, а именно в период
внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлении. В
противном случае возникает возможность
массовых банкротств, обусловленных налоговым
фактором.
1. Экономическая функция
налогов состоит в воздействии через налоги
на общественное воспроизводство, т.е.
любые процессы в экономике страны, а также
социально-экономические процессы в обществе.
Налоги в этой функции могут играть поощрительную
(предоставление налоговых льгот, например
о предоставлении налоговых льгот Московской
областной Думой, общими положениями которого
является: 1.1. Налоговые льготы предоставляются
на основании Закона, принятого Московской
областной Думой (далее - "Дума"), в
котором предусматривается возможность
снижения обязательных налоговых платежей
и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками
в Московский областной бюджет и областные
внебюджетные фонды; 1.2. Налоговые льготы
могут предоставляться по всем налогам
и сборам, установление льгот по которым
входит в компетенцию Думы. 1.3. Законы о
введении налоговых льгот обратной силы
не имеют.1.4. Льготы предоставляются только
категориям налогоплательщиков.Предоставление
налоговых льгот в индивидуальном порядке
запрещается.), ограничительную (повышение
налоговых ставок, например о повышении
ставок транспортного налога. C 2013 года
в Самарской области и ряде регионов России
увеличивается налоговые ставки. В Самарской
области в среднем налоговые ставки с
2013 года повысят на 15%.) и контролирующую
роль. Функции налогов взаимосвязаны -
реализация фискальной функции создает
материальную основу для осуществления
экономической роли государства, т.е. экономической
функции.
Фискальная функция налогообложения — основная функция
налогообложения. Исторически наиболее
древняя и одновременно основная: налоги
являются преимущественной составляющей
доходов государственного бюджета. Реализация
функции осуществляется за счёт налогового
контроля и налоговых санкций, которые
обеспечивают максимальную собираемость
установленных налогов и создают препятствия
к уклонению от
уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу
государства. Благодаря данной функции
реализуется главное предназначение налогов:
формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения —
производные от фискальной. Во всяком
случае, наряду с чисто финансово-фискальными
целями налоги могут преследовать и другие,
например экономические или социальные.
Иначе говоря, финансовые цели, будучи
самыми существенными, не являются исключительными.
Примером данной функции может являться ПОЛОЖЕНИЕ о возмещении налога на добавленную стоимость
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее
Положение о возмешении налога на добавленную стоимость
(в дальнейшем – Положение) определяет
порядок возмещения сумм налога на добавленную
стоимость (НДС) согласно положениям раздела
III Налогового кодекса «Налог на добавленную
стоимость».
2. Субъекты налогообложения НДС имеют
право на возмещение сумм НДС в случаях,
предусмотренных:
частью (3) статьи 101 Налогового кодекса,
при осуществлении поставок, облагаемых
НДС в соответствии с абзацем первым пункта
b) статьи 96 Налогового кодекса;
частью (5) статьи 101 Налогового кодекса,
при осуществлении поставок, облагаемых
НДС в соответствии с пунктами а), b), f),
g) и h) ст.104 Налогового кодекса и частью
(13) ст.4 Закона № 1417-III от 17 декабря 1997 года
о введении в действие раздела III Налогового
кодекса;
частью (6) статьи 101 Налогового кодекса,
при осуществлении поставок в рамках договора
лизинга;
статьей 1011 Налогового кодекса;
частью (6) статьи 8 Закона № 8-XV от 17 февраля
2005 года о cвободном международном порте
«Джюрджюлешть»;
частью (3) статьи 5 Закона № 178-XVI от 10 июля
2008 года о Международном свободном аэропорте
«Мэркулешть».
3. Право на возмещение сумм НДС из бюджета
распространяется только на субъектов
налогообложения, зарегистрированных
в качестве плательщиков НДС, и реализуется
по решению начальника (заместителя начальника)
территориальной государственной налоговой
инспекии по месту обслуживания (в дальнейшем
– территориальная ГНИ) или по решению
начальника (заместителя начальника) Главной
государственной налоговой инспекции
(в дальнейшем – ГГНИ) по возмещению НДС
плательщикам, обслуживаемым в Управлении
крупных налогоплательщиков (в дальнейшем
– УКН).
Настоящее Положение применяется в случаях
возмещения НДС независимо от даты представления
заявления о возмещении НДС субъектами
налогобложения.
4. В случае, если субъект налогообложения
не обращается за возмещением сумм НДС,
превышение сумм, отнесенных в зачет, над
суммами, начисленными по осуществленным
облагаемым поставкам, отражается как
переходящий зачет на следующий налоговый
период.
2.малый бизнес
4. Создание, реорганизация
и ликвидация малых предприятий
всех организационно-правовых форм
осуществляются в порядке, установленном
Законом РСФСР "О предприятиях
и предпринимательской деятельности".
За перерегистрацию малых предприятий
(кроме государственных и муниципальных),
ранее внесших регистрационный сбор, государственная
пошлина в соответствии с действующим
законодательством не взимается.
5. Налогообложение малых предприятий
устанавливается в соответствии
с действующим законодательством
РСФСР о налогообложении предприятий,
объединений и организаций.
Малые предприятия пользуются льготами
по налогу на прибыль в соответствии с
действующим законодательством РСФСР
с момента их государственной регистрации
или перерегистрации в соответствии с
Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской
деятельности".
6. Рекомендовать исполкомам местных
Советов народных депутатов вносить
в установленном порядке предложения
о предоставлении малым предприятиям
дополнительных льгот по налогу на прибыль
в пределах сумм налога, зачисляемых в
местные бюджеты с учетом первоочередного
решения задач, имеющих приоритетное значение
для развития региона.
Существенную роль в развитии российского
малого бизнеса с 2003 года начали играть
налоговые льготы. Благодаря расширению
сферы применения и упорядоченному
взиманию вмененного налога, который
позволяет обойтись без детального
контроля доходов магазинов, кафе и
предприятий сферы услуг, заинтересовывает
их в лучшем использовании торговой
площади.
Упрощенная система налогообложения
позволила фирмам с годовым оборотом
до 15 миллионов рублей заменить пять
налогов (на прибыль, имущество, продажи,
НДС и единый социальный налог) внесением
15 % от разницы между доходами и
полными деловыми расходами или
(по выбору фирмы) 6 % от общей суммы
выручки. В результате налоговая
нагрузка снижается в 2–2,5 раза, и уменьшаются
расходы на налоговый учет. Однако эти
льготы касаются только мелкого, а не всего
малого бизнеса. Целесообразно понизить
ценность нового оборудования, расширить
сферу применения инвестиционного кредита
(отсрочка уплаты налогов), предоставлять
(по решению местных властей) льготы при
создании новых рабочих мест и в приоритетных
для данного региона сферах деятельности.
Инвестиционная деятельность
От того, как будет сформирована
налогооблагаемая база, какие факторы
для ее оптимизации будут использованы
организацией, зависит количество средств,
высвобождаемых для инвестиций (прямых
или косвенных).
Государством предоставляются
налоговые льготы.
Субъекты хозяйствования не стремятся
использовать законодательно предоставленные
возможности снижения налоговой нагрузки.
На наш взгляд, неиспользование организациями
предоставленных им законодательных возможностей
связано с тем, что в ряде случаев этапы
предоставления льгот и возможности осуществления
тех или иных расходов, предусмотренные
законодательством, не совпадают с реальной
потребностью в них у развивающихся производств.
Еще одним важнейшим методом
государственного регулирования инвестиционной
деятельности является предоставление
инвестиционного налогового кредита,
предоставляющего организации, осуществляющей
конкретные виды инвестиционной деятельности
возможность на определенных условиях
уменьшать свои платежи по налогу
с последующей поэтапной уплатой
суммы кредита и начисленных
процентов. Инвестиционный налоговый кредит не
получил распространения из-за сложности
его оформления и весомых в финансовом
плане последствий при нарушении условий.
1. Предсказуемость налогового
законодательства.
Хотя тщательное корректирование
законодательства и является неизбежным
для таких сложных законов, как
законы о налогообложении, многие изменения
оказывают реальное влияние на величину
налогов, которые должны выплачиваться
за конкретные инвестиционные операции.
Основное условие, которое необходимо
учитывать при совершенствовании и развитии
законодательства об инвестиционной деятельности,
- это предсказуемость экономической ситуации
при ее осуществлении.
Необходимо отметить, что
определенные меры, направленные на совершенствование
данного фактора, были приняты и
закреплены в ст. 5 НК РФ. Данная норма
НК РФ, несомненно, позволяет инвестору
спланировать свою деятельность при реализации
своего инвестиционного проекта с учетом
предстоящих изменений законодательства.
2. Ставка налога.
Налоговая ставка представляет
собой величину налоговых начислений
на единицу измерения налоговой
базы. Иначе говоря, налоговая ставка
- это размер налогового платежа
на единицу налогообложения. Она
имеет значение при определении
общего налогового бремени, а также
учитывается при определении
стратегии финансирования и налогового
планирования компании инвестора.
3. База налогообложения.
При определении налогового
бремени большое значение имеет
определение налогооблагаемого
дохода. Налоговая база представляет
собой стоимостную, физическую или
иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая база устанавливается
применительно к каждому конкретному
налогу. Налоговая ставка определяется
через понятие налоговой базы.
Характеристики этой калькуляции могут
оказывать серьезное воздействие на модель
налогообложения различных компаний.
Режим налогообложения различных доходов
и расходов оказывает влияние на организацию
их деятельности. В период централизованного
планирования РФ до недавнего времени
одновременно являлась как органом власти,
способным облагать налогами, так и собственником
предприятия. Многие вопросы, которые
возникают при определении базы налогообложения
в тех случаях, когда налогоплательщик
является частным лицом, просто отсутствовали.
Поэтому система налогообложения часто
использовалась как одно из средств контроля
и влияния на поведение предприятий.
4. Таможенные пошлины.
Взимание таможенных пошлин
с объектов инвестирования имеет
определенную привлекательность, с
точки зрения стран, нуждающихся
в расширении источников доходов. Таможенные
пошлины представляют собой непосредственный
или легко управляемый источник
дохода, однако они повышают стоимость
инвестиций. Это увеличивает риск инвестирования
в стране и повышает коэффициент окупаемости,
необходимый для того, чтобы инвестиция
была прибыльной.
с/х
Единый сельскохозяйственный
налог (ЕСХН)
Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей является специальным
налоговым режимом. Под специальным
налоговым режимом понимается особый
порядок исчисления и уплаты налогов
и сборов в течение определенного
периода времени, применяемый в особых,
оговоренных Кодексом и федеральными
законами. Кроме налогообложения сельхозтоваропроизводителей
(гл.26.1 НК РФ), к ним также относится:
- Упрощенная система налогообложения
(гл.26.2 НК РФ);
- Система налогообложения в
виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов
деятельности (гл26.3 НК РФ);
- Система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе
продукции (гл.26.4 НК РФ).
Новая редакция гл.26.1 НК РФ «Система налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог)»
действует с 1 января 2004г.
Освобождение от налогов
Налогоплательщики, перешедшие на уплату
ЕСХН, освобождены от уплаты следующих
налогов:
- налога на прибыль организаций;
- налога на доходы физических
лиц - индивидуальных предпринимателей
в отношении доходов от предпринимательской
деятельности;
- налога на добавленную стоимость
(кроме случаев ввоза товаров
на таможенную территорию РФ);
- налога на имущество организаций
или имущества физ. лиц в
отношении имущества, используемого
для предпринимательской деятельности;
- единого социального налога.
Иные налоги и сборы уплачиваются
в соответствии с законодательством
РФ о налогах и сборах.
Страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование уплачиваются в соответствии
с действующим законодательством
РФ.