Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:25, доклад
Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и двухсот лет.
Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра 1.
Развитие налоговой системы Российской Федерации
Налоги как
центральный институт доходов государственного
бюджета не насчитывают и двухсот
лет.
Зарождение науки о налогах началось в
первой половине ХVI века Многое по созданию
налоговой системы в России было сделано
в начале ХVIII века. В частности, были изданы
указы о сборе налогов в годы царствования
императора Петра 1.
18 декабря 1706 г. - "Об учреждении
губерний с предписанием начальникам,
в тех губерниях о денежных сборах и всяких
делах присматриваться, и для подношения
Ему, Великому государю, в тех губерниях
готовым быть…".
22 февраля 1711 г. - "Об учреждении
Правительствующего Сената и по два комиссара
из губернии "для спросу" и денежных
сборах и дела финансового управления".
17 марта 1711 г. - "О поручении Правительствующему
Сенату положения об устройстве государственных
доходов…" с предписанием "денег
как возможно собирать… и … учинить фискалов
во всяких делах".
Эти указы стали эффективно работать…
Необходимо отметить, что в эпоху Петра
1 налоговая система была достаточно
сложной и включала такие налоги, как на
топоры, бороды и даже на дубовые гробы.
В годы царствования императрицы Екатерины
II были изданы следующие указы о сборе
налогов:
7 ноября 1775 г. - "Об учреждении губерний
Всероссийской Империи и передаче дел
по финансовому управлению Казенным палатам
в главе с Губернскими стряпчими Казенных
дел".
24 октября 1780 г. - "Об учреждении
Экспедиции о государственных доходах,
контроле и ревизии счетов, взыскании
недоимок, недоборов и начетов".
Отмечается, что в эпоху императрицы
Екатерины II налоговая система несколько
упростилась.
В дальнейшем в истории России продолжалось
совершенствование налоговой
В годы царствования Павла 1 были изданы
следующие указы о сборе налогов:
19 ноября 1796 г. - "О восстановлении
деятельности Петровских Коллегий в сфере
финансового управления Империей".
4 декабря 1796 г. - "Об учреждении должности
Государственного Казначея".
18 декабря 1796 г. - "Замена подушной
подати, в виде хлебных сборов, денежными
платежами".
Начало XIX века знаменательно тем,
что доходы бюджета России формировались
главным образом за счет налогов крепостного
крестьянства. Основные поступления в
бюджет: подушная подать, оборочный сбор,
"питейный доход" и всего около 2/3
поступлений.
За счет "питейного дохода" в 60-х
гг. ХIХ века формировалось до 40% всех
бюджетных поступлений.
В 1812 г. были введены процентный сбор
с доходов от недвижимого имущества, акцизы
на предметы массового потребления:
1839 г. - табак; 1848 г. - сахар; 1862 г.-
соль; 1872 г. - керосин; 1866 г. - дрожжи;
осветительные нефтяные масла - 1887 г.;
спички - 1888 г.
1883 г. - в городах и поселках вводится
государственный квартирный налог.
В начале ХХ века наиболее эффективными
источниками пополнения доходной части
бюджета были винная монополия - 21-25%, акцизные
и таможенные сборы - 20%, поступления от
эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных
доходов.
С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась
публикация для всеобщего сведения государственной
росписи доходов и расходов.
В годы царствования императора Александра
1 было издано также несколько указов.
8 сентября 1802 г. - "Манифест об учреждении
Министерств и создании Министерства
финансов, ведавшего всеми источниками
государственных доходов, податями и сборами."
1 мая 1805 г. - "Об учреждении Комитета
сенаторов для исчисления и распределения
общего земского сбора на все губернии,
соразмерно их населению и относительно
выгодам".
14 июня 1816 г. - "Об упорядочении земских
повинностей по содержанию почт, мостов,
перевозов, дорог и присутственных мест".
В царствование императора Николая 1
налоговая система несколько претерпела
изменения.
Были изданы следующие указы:
22 августа 1826 г. - "В силу Манифеста
о короновании Николая 1 прощены недоимки
подушной подати за три года".
9 ноября 1839 г. - "О переложении подушного
оклада на серебро и определении размера
подати в сумме 95 копеек серебром на душу".
13 июня 1851 г. - "Об утверждении Устава
и правил о земских повинностях (дорожной,
почтовой, квартирной и др.) с возложением
контроля на комитет о земских повинностях".
19 февраля 1861 г. - император Александр II подписал "Манифест об отмене крепостного права" и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. Определение порядка взимания выкупных платежей (существовали до 1905 г.), казенных земских и мирских повинностях", а 1 января 1863 г. - указ "Об отмене винного откупа и введении питейного акциза".
Годы царствования императора Александра
III ознаменовались следующими указами
о сборе налогов:
15 мая 1883 г. выше "Высочайший Манифест
о прощении недоимок по окладным сборам:
по подушной подати по всей Империи, по
кибиточному сбору и подымной подати Кубанской
и Терской областях и в Западной Сибири,
по ясачному сбору и оброчной подати…
выкупным платежам всех размеров и др."
И наконец, последний император России
издает три указа о сборе налогов:
6 мая 1896 г. - "О преобразовании Департамента
неокладных сборов (косвенных налогов)
в Главное управление неокладных сборов
и казенной продажи питей (спиртных напитков)".
14 мая 1896 г. - "Высочайший Манифест
о понижении на десять лет Государственного
поземельного налога с ежегодным уменьшением
налогового бремени по Европейской России
на 7,5 млн. рублей".
Январь 1917 г. - "Указ о введении в
России подоходного налога".
Этапы
эволюции налоговой системы
в послеоктябрьский период
I этап (1918-1921 гг.)
I этап (1918-1921 гг.) - налоговая система
практически ликвидируется. После революции
основная тяжесть налогов была переложена
на имущие классы.
В годы гражданской войны главную роль
играли не налоговые поступления, а прямая
экспроприация "буржуазии".
Применялась контрибуция с богатых - высокие
"чрезвычайные революционные разверстки",
за счет которых государственная казна
пополнялась на 80%.
В феврале 1921 г. Наркомфин приостановил
взимание всех денежных налогов. Был полностью
расформирован налоговый аппарат.
В первые годы советской власти местные
Советы вводили ряд хаотичных налогов:
на граммофоны, на бобровые шапки и воротники,
на выездных лошадей и т.п. В годы гражданской
войны национализация, натурализация
заработной платы и другие меры, по существу,
ликвидировали все местные доходы.
Первые декреты
о взимании налогов, утвержденные
в годы советской власти, были следующие:
27 ноября (7 декабря) 1917
г. - "О взимании прямых налогов, об
уплате подоходного налога по окладам;
штрафных и административных санкций
за нарушение сроков внесения налогов
(вплоть до конфискации имущества и тюремного
заключения) и принуждении к исполнению
предписаний Декрета силами Красной гвардии
и милиции".
30 октября 1918 г. - "О введении чрезвычайного
революционного налога на сельских хозяев".
26 июня 1921 г. - "О введении первого
государственного промыслового налога".
II этап (1921-1930 гг.)
II этап (1921-1930 гг.) - период НЭПа, восстановление
и развитие налогообложения.
1921-1923 гг. Преобладающее значение получили
косвенные налоги. В 1921-1923
гг. были введены акцизы на широкий ряд
товаров: соль, сахар, керосин, табачные
изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку.
Прямые налоги составляют основу налоговой
системы. Государственные предприятия
были свободны от поимущественного обложения,
но платили подоходный налог в размере
8%.
Основным налогом, взимаемым с сельского
населения, являлся сельскохозяйственный
налог.
Он заменил существовавший до весны
1923 г. продналог. В 1923-1927
гг. сельхозналог дал около половины
всех налоговых поступлений, или почти
25% всех средств, мобилизуемых в бюджет.
В период НЭПа действовало 86 видов платежей
в бюджет.
8 декабря 1922 г. вышел "Декрет Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета
и Совета Народных Комиссаров об утверждении
Положения о государственном поимущественном
налоге с текстом шестнадцати обязательных
статей".
III этап (1931-1941 гг.)
III этап (1931-1941 гг.) - ликвидация созданной
во время нэпа системы.
Налоговая реформа 1930-1932
гг. положила конец налоговой системе
периода НЭПа.
Для государственных предприятий были
установлены два крупных платежа - налог
с оборота и отчисления от прибыли. Была
полностью упразднена система акцизов.
Налоговая система стала еще сложнее,
это выразилось в множественности налоговых
ставок (в середине 1933
г. - свыше 400 ставок, в 1937
г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным
товарам и хлебопродуктам - 2444).
В 1935 г. государство изъяло у села более
45% всей сельхозпродукции, или в три раза
больше, чем в 1928 г.
В государственный бюджет поступали также
таможенные доходы - таможенные пошлины
и сборы, налог со зрелищ, лесной доход
и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан,
наибольшее значение имел подоходный
налог с населения.
После налоговой реформы 1930-1932
гг. официальный общесоюзный перечень
местных налогов включал налог со строений
и земельную ренту.
IV этап ( 1941-1960 гг.)
IV этап ( 1941-1960 гг.) - частичное восстановление
налоговой системы, что было связано с
необходимостью мобилизации ресурсов
во время Великой Отечественной войны
и в период восстановления народного хозяйства.
В 1941 г. с началом Великой Отечественной
войны была установлена стопроцентная
ставка к подоходному и сельскохозяйственному
налогам.
С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным
военным налогом, который был отменен
в 1946 г.
В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков,
одиноких и малосемейных граждан.
В 1942 г. были установлены сбор с владельцев
транспортных средств, разовый сбор на
колхозных рынках, сбор с владельцев скота.
В 50-е годы налоги с предприятий и организаций
составляли лишь 2% доходов бюджета.
V этап (1960-1964 гг.)
V этап (1960-1964 гг.) - частичная ликвидация
налоговой системы, созданной на IV этапе.
В 60-е годы вносятся существенные изменения
в формы и методы аккумуляции централизованных
и децентрализованных фондов денежных
ресурсов. Основной доход государственного
бюджета стали составлять денежные накопления,
поступающие от государственных предприятий
и общественных организаций.
В 1960 г. была предпринята попытка постепенного
снижения, вплоть до отмены, налогов с
заработной платы рабочих и служащих.
VI этап (1965-1989 гг.)
VI этап (1965-1989 гг.)
- реформирование налоговой системы.
В 1965 г. был установлен обязательный
платеж государственных предприятий,
получивший название "плата за основные
фонды и оборотные средства". Вводится
подоходный налог с колхозов.
В 1966 г. - вводятся рентные платежи
и затем платы за фонды.
В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов
с населения. Отменены налоги с заработной
платы рабочих и служащих, получающих
до 70 рублей в месяц.
В 80-е гг. действовали местные налоги:
с владельцев строений, земельный налог,
налог с владельцев транспортных средств.
VII этап (с 1990 г.)
VII этап (с 1990 г.) - начало полномасштабного
восстановления налоговой системы.
Апрель 1990 г. - принятие Закона "О
подоходном налоге с граждан СССР, иностранных
граждан и лиц без гражданства".
Июнь 1990 г. - принят Закон "О налогах
с предприятий, объединений и организаций".
Вопросы о принципах налогообложения
решаются на основе Закона Российской
Федерации от 27 декабря
1991 г. "Об основах налоговой системы".
Отдельные изменения в налоговую политику
были внесены Указом Президента Российской
Федерации от 22 декабря
1993 г. № 2268 "О формировании республиканского
бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях
с субъектами Российской Федерации с
1994 г." Этим Указом был осуществлен
переход от принципа единства налоговой
политики к налоговой децентрализации.
В дополнение к налогам, установленным
федеральным законодательством, органы
власти субъектов Федерации и местные
органы власти могут устанавливать и вводить
в действие любые налоги без ограничения
их размера.
21 ноября 1991 г. - Указом Президента
Российской Федерации № 218 образована
самостоятельная Государственная налоговая
служба Российской Федерации (ранее она
была в составе Министерства финансов).
27 декабря 1991 г. - принят Закон "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации".
31 декабря 1991 г. - утверждено "Положение
о налоговой службе Российской Федерации".
Действующая ныне налоговая система России
практически введена
с 1992 г. и основывается на более чем 20
законах, охватывающих, по сути, все сферы
экономической жизни государства. По своей
структуре и принципам построения новая
налоговая система в основном отражает
общераспространенные в мировой практике
налоговые системы. Перечень применяемых
видов налогов практически соответствует
общепринятому в современной рыночной
экономике и в значительной части набору
налогов и сборов, применявшихся в нашей
практике ранее.
VIII этап (с 1998 г.)
VIII этап (с 1998 г.) -
завершающий этап
формирования налоговой
системы в Российской
Федерации:
Принят Налоговый кодекс
Российской Федерации.
Принятие Налогового кодекса позволяет систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, приводит в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устраняет такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.
Информация о работе Развитие налоговой системы Российской Федерации