Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:01, контрольная работа
Налоговая система – это целостность или комплекс, состоящий из совокупности налогов, находящихся во взаимодействии друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства.
В состав налоговой системы входят:
- законодательная и нормативная базы, регулирующие налоговые отношения;
- методы построения и взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет;
- виды и формы проведения налогового контроля;
Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Казахский Экономический Университет имени Т.Рыскулова
На тему: «Реформирование Налоговой системы РК»
Современная налоговая система Республики Казахстан: итоги реформирования
Налоговая система – это целостность или комплекс, состоящий из совокупности налогов, находящихся во взаимодействии друг с другом с целью обеспечения интересов налогоплательщиков и государства.
В состав налоговой системы входят:
- законодательная и нормативная
базы, регулирующие налоговые
- методы построения и
взимания налогов и других
обязательных платежей в
- виды и формы проведения налогового контроля;
- организации, в функции
которых входит взимание
Налоговая система – составная
часть рыночных отношений, от того,
как она функционирует, во многом
зависит успех экономических
реформ в стране. В свою очередь
эффективность налоговой
Налоговые системы
многих стран мира развивались постепенно,
в течение многих лет. У Казахстана
же не было времени для длительной
эволюции создания налоговой системы,
было необходимо скорейшее становление
и развитие национальной экономики.
Но Казахстан не смог за один период
перейти к полностью
В процессе становления и развития налоговой системы Казахстана можно выделить следующие этапы:
1-й этап (91-94гг.): характеризуется созданием национальной налоговой системы путем использования инструментов в частности, таких как виды налогов и их элементы, для пополнения государственного бюджета и предотвращения инфляции. Основные статьи Закона «О налогах» от 25 декабря 1991 года были направлены на упорядочивание налогов, снижение инфляции и достижение макроэкономической стабилизации. При этом высокий динамизм и непредсказуемость изменений внутренних и внешних условий, были ориентированы на приоритетность решений преимущественно краткосрочных целей.
2-й этап (95-98гг.): становление и развитие налоговой системы характеризуется достижением макроэкономической стабильности, созданием благоприятных условий для активной финансово - хозяйственной деятельности субъектов экономики, ведущих к устойчивости налогооблагаемой базы и увеличению возможности решения социальных проблем. Макроэкономическая стабилизация стимулирует развитие производственно коммерческой деятельности путем достижения определенного соотношения между средствами, остающимися у налогоплательщиков (позволяющими ему развиваться) и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы и позволят ориентироваться на среднесрочные цели.
3-й этап (99-2001гг.): связан с началом экономического роста, который характеризуется увеличением таких макроэкономических показателей как ВНП, ВВП, национальный доход. В этот период начинается объективный процесс расширения налогооблагаемой базы, ведущей к увеличению поступлений в виде налогов в государственный бюджет, меняющиеся налоговые отношения определяют необходимость перехода на новые принципы организации налогового регулирования и формирования государственного бюджета.
4-й этап: (2002-2008гг.): связан с ведением подготовительного проекта (изданного 12 июня 2001 года) нового Налогового кодекса, имеющего следующие черты:
- ясное и непротиворечивое экономическое определение, юридическое оформление социально-экономических проблем и налоговых инструментов для их решения;
- четкое представление источников бюджетных средств и их использование;
- определение направления
и оценка эффективности
- организация рационального
использования имеющихся в
- растущий профессионализм
представителей
При разработке
Налогового кодекса были учтены объективные
и субъективные факторы, влияющие на
эффективность
5-й этап (2008г.): связан с озвученным Главой государства Назарбаевым Н.А. Посланием народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» в феврале 2008 года. Президент Назарбаев Н.А. сказал: «Необходимо привести налоговую систему в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Действующий Налоговый кодекс сыграл позитивную роль в экономическом росте, однако в настоящее время его потенциал практически исчерпан. Кодекс насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут. Правительству следует разработать новый Налоговый кодекс. Он должен способствовать модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Новый Кодекс должен приобрести характер закона прямого действия, ограждающего от вольного толкования его норм налоговыми службами, сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. Но, главное, он должен предусматривать снижение общей налоговой нагрузки для несырьевых секторов экономики, особенно для малого и среднего бизнеса. Ожидаемые потери бюджета должны быть компенсированы за счет повышения экономической отдачи от добывающего сектора».
Итак, по результатам 5 этапа реформирование налоговой системы Казахстана было проведено за довольно короткие сроки. С 1 января 2009 года вступил в действие новый Налоговый кодекс, который предусматривает:
- реализацию принципа закона прямого действия;
- снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики;
- создание условий,
- улучшение условий для
ведения бизнеса за счет
Основными наиболее важными и концептуальными моментами Налогового кодекса являются следующие нормы:
- поэтапное снижение ставки
корпоративного подоходного
- инвестиционные налоговые
преференции предоставляются
- одновременно удлиняется
срок переноса убытков с 3 до
10 лет, что в полной мере
позволит воспользоваться
- ставка НДС с 2009 года
равна 12 %. С 2009 года будет введено
положение о возврате
- в рамках реформирования
социального налога
- по налогу на транспортные
средства исключены
В соответствии с новым Налоговым кодексом в Республике Казахстан действуют 13 видов налогов, 5 сборов, 10 плат.
Налоговый кодекс стал законом прямого действия, при этом он сочетает качество администрирования и интересы налогоплательщиков. В связи, с чем в Налоговый кодекс максимально включены нормативные правовые акты в области налогообложения, упрощены налоговые процедуры.
Налоговый кодекс содержит четкую регламентацию действующих методов налогового контроля.
В условиях сегодняшней ситуации
по стабилизации экономики из-за мирового
финансового кризиса в
По результатам реформирования также в 2008 году принят новый Бюджетный кодекс, который предусматривает внедрение новых методов бюджетного планирования, ориентированного на результаты, переход на трехлетний бюджет и направлен на гармонизацию экономического и бюджетного планирования и совершенствование бюджетных отношений.
Главная цель данного закона — это переориентация деятельности государственных органов на получение конкретных результатов, начиная с планирования и заканчивая процессами финансового контроля.
Впервые на основе норм новых Бюджетного и Налогового кодексов утвержден трехлетний республиканский бюджет на 2009—2011 годы, который отражает основные показатели социально-экономического развития Казахстана и направлен на реализацию мероприятий, поставленных Главой государства в Послании.
Формирование трехлетнего бюджета осуществлено в соответствии с новой системой государственного планирования, предполагающей внедрение бюджетирования ориентированного на результат.
Таким образом, реформирование в Республике Казахстан осуществлялось поэтапно, за этот период была проделана огромная работа по развитию и совершенствованию налоговой системы Республики Казахстан.
Обобщая вышеизложенное можно отметить, что именно по результатам реформирования, налоговая система будет способствовать задачам нового этапа развития Казахстана, модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени», а главное стабильному экономическому росту, в итоге все перечисленные аспекты можно достичь в перспективе, так как у Казахстана есть все предпосылки для их реализации.
1. Налоговый кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». - Алматы: Юрист, 2009.
2. Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. Общая часть: учебник. - Алматы: Экономика, 2006.
3. Оспанов М.Т. Проблемы совершенствования системы управления налогами в Республики Казахстан. - Алматы, 2005.