Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:42, доклад
Роль налогов в современной экономической системе очень значительна. Налоги не только являются основой доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода. Сегодня в России роль налогообложения как инструмента экономической политики существенно возросла, что связано как с развитием негосударственного сектора экономики, так и с сокращением сферы ее прямого и директивного государственного регулирования.
РОЛЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ
В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хороброва А.В., Тюмень,
Тюменский государственный
университет
Роль
налогов в современной
В доходах бюджетов субъектов Российской Федерации налоговые доходы составляю наибольшую долю (более 70%), на неналоговые приходится около 10%, остальные доходы (10–12%).формируются за счет безвозмездных перечислений средств из бюджетов других уровней в форме дотаций, трансфертов и субвенций. При этом в среднем 70-80% доходов субъектов образуются за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
С целью выявления роли федеральных налогов в формировании доходной части бюджета области был проведен анализ динамики поступления налогов в региональный бюджет за период с 2006 г по 2011г.(Диаграмма 1)
Диаграмма
1
По сравнению с 2006 г в 2011г. налоговые доходы регионов выросли на 53%, что в абсолютном выражении составило 491 млн. руб. На 2007 и 2009 годы приходится спад, обусловленный общим снижением темпов роста экономики в этот период в связи с кризисом.
В то же время наблюдается снижение поступлений от федеральных налогов в бюджет Тюменской области. В частности, в 2007г по сравнению с 2006г. - на 46%, что также было связано с кризисной ситуацией в стране, падением цен на нефть. Самые низкие показатели в 38 и 43 млрд руб. наблюдаются в период 2007 – 2009 годов. Начиная с 2010г. происходит рост поступлений, которые достигают величины в 60 и 54 млрд руб. за 2010 и 2011 годы соответственно, что практически на 40% по сравнению с 2009г. Одной из причин этого является эффективная антикризисная политика, способствовавшая постепенной стабилизации экономики региона и как следствие - росту регионального внутреннего продукта.
Что же касается федеральных налогов, то их доля в формировании бюджета Тюменской области неизменно составляет 86-90% в общем объеме налоговых поступлений. (Диаграмма 2)
Диаграмма 2
Анализируя
данные по поступлениям определенных
видов федеральных налогов в
бюджет Тюменской области в период
2006-2011 годов., можно заметить, что наиболее
значимую место в формировании бюджета
области занимают такие налоги, как налог
на прибыль организаций, НФДЛ, НДПИ и акцизы.
Причем в долевом соотношении произошли
значительные изменения. Так, доля налога
на прибыль сократилась с 78% до 40%, в то
время как доля НДФЛ выросла на 8% и составила …%(добавь цифру). (Диаграммы 3,4)
Диаграмма
3 Диаграмма 4
Анализ изменений по каждому из перечисленных налогов и вызвавших это факторов позволил сделать ряд выводов. (Диаграммы 5,6,7,8)
Общая тенденция увеличения поступлений наблюдается по таким федеральным налогам, как налог на прибыль организаций, НДФЛ и акцизы. Это происходит благодаря совершенствованию налогового законодательства, а также постепенного улучшения экономического состояния экономики России. В частности на динамику роста поступлений от федеральных налогов в бюджет области повлияло:
- повышение ставки по налогу на прибыль с 17,5% до 18% с 1 января 2009г.;
- изменение состава амортизируемого имущества по налогу на прибыль;
- постоянное увеличение ставок по акцизам;
- появление новых вычетов, льгот для различных видов операций и групп налогоплательщиков (например, по налогу на прибыль организации получили право уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет, введена амортизационная премия); (не амортизированная))
- увеличение размера существующих вычетов (по НДФЛ: с 2007г. социальный вычет на лечение и обучение увеличен с 38000 до 50000 руб.);
- уточнение и разрешение спорных вопросов в существующем законодательстве (так, в 2008г. решен вопрос о необлагаемом размере суточных, выплачиваемых в связи с командировками);
- улучшение положения налогоплательщика (с 2009г. изменен порядок проведения налоговых проверок, увеличен имущественный вычет; с 2010 г. расширяется список необлагаемых доходов по НДФЛ);
- совершенствование администрирования и взаимодействия с налогоплательщиком (установление новых обязанностей для налогоплательщиков: с 2011г. сообщать сведения об открытии или закрытии подразделений письменно в налоговый орган; установления нового порядка взыскания задолженностей за счет имущества налогоплательщик.)
По налогу на добычу полезных ископаемых наблюдается рост до 2009 включительно. В 2010 и 2011гг. заметно небольшое снижение объема поступлений от данного вида налогов на 19 млн.руб., что объясняется сокращением нормативных отчислений в бюджеты субъектов. (на данный момент они составляют 60% от общего объема поступлений по НДПИ).(Диаграммы 5,6)
Диаграмма
5
Диаграмма 6
Согласно заключению Счетной Палаты Тюменской области по Закону Тюменской области «Об областном бюджете на 2012 и плановый период 2013 и 2014 гг.» налоговые доходы на 2012 год определены в объеме 98 748,9 млн. руб., что составляет 90,2 % от их утвержденного объема на 2011 год. В 2013 и 2014 годах налоговые доходы определены соответственно в размере 92 798,7 млн. руб., что составляет 94,0 % к 2012 году, и 97 126,3 млн. руб., что составляет 104,7 % к уровню 2013 года. (Диаграмма 7, Таблица 1).
Диаграмма 7
Налоговые поступления в бюджет | В млн. руб. | Темп прироста к предыдущему году |
Утверждено законом на 2011г. | 109503,9 | |
Законопроект:
2012г. |
98748,9 | -9,8% |
2013г. | 92798,7 | -6% |
2014г. | 97126,3 | +4,7% |
Таблица
1
В законопроекте в 2012–2014 годах по сравнению с утвержденными показателями на 2011 год прогнозируется ежегодный прирост поступлений по налогу на доходы физических лиц, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых.
Наибольший прирост налоговых доходов в 2014 году по сравнению с утвержденными показателями на 2011 год прогнозируется по налогу на доходы с физических лиц в размере 2 906,6 млн руб. (прирост в 25,7 % к 2011 году), акцизам по подакцизным товарам – 1 462,2 млн руб. (прирост 48,1 %).
Поступления от налога на прибыль организаций будут составлять 63% в общей сумме налоговых поступлений. Но прогнозируется снижение поступлений от налога на прибыль по сравнению с 2011 годом, что обусловлено ожидаемой динамикой цен на нефть на мировом рынке, соответствующей уровню, определенному при формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. (Диаграмма 8)
Диаграмма
8
Так
за январь 2012г. поступления от федеральных
налогов в бюджет Тюменской области
по отношению к данным за январь
2011г. выросли на 82,9%. (Таблица 2)
Вид налога | Млн.руб. в январе 2012г. | В % к январю 2011г. | |
Налог на прибыль организаций | 2510,7 | 293,6 | +193,6 |
НДФЛ | 1098,7 | 123,6 | +23,6 |
Акцизы | 32,4 | 61,8 | - 48,2 |
НДПИ | 2,4 | 400 | +300 |
Всего | 4134,9 | 182,9 | +82,9 |
Таблица 2
Для сохранения данной положительной тенденции увеличения доходов бюджета Тюменской области за счет роста поступлений от федеральных налогов правительству области необходимо вести определенную налоговую политику, направленную на создание стабильности, устойчивости и перспективности в системе налогообложения в регионе. Говоря о форме такой налоговой политики ее можно определить как политику экономического развития, при которой в максимально возможных размерах налогового бремени государство учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Цель данной политики - в обеспечении приоритетного расширения капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата.
Способствовать достижению целей реализации налоговой политики в ближайшую перспективу должна реализация таких инструментов, как:
- предоставление льгот и введения системы стимулирования налогоплательщиков,
- развитие программ «электронное правительство»,
- усиление мер налогового администрирования,
- урегулирование задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов в связи с упрощением взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, благодаря широкому использованию электронных документов,
- совершенствование порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок,
- введение новых прав и гарантий защиты налогоплательщиков,
- внедрение электронных методов взаимодействия сторон, как при исполнении налоговых обязательств, так и при информировании налогоплательщиков,
- рационализация ставок по акцизам и НДПИ,
- упрощение налогового администрирования физических лиц,
- сокращение налоговой нагрузки.
В последствие все эти меры приведут к росту поступлений от федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации, в том числе и в бюджет Тюменской области не столько за счет усиления фискальной функции налогов, сколько за счет расширения налоговой базы, как отдачи от вложения капитала. Что несомненно важно для финансовой системы России в целом, поскольку из средств региональных бюджетов реализуются программы экономического и социального развития, в частности:
Информация о работе Роль федеральных налогов в формировании бюджета Тюменской области