Роль федеральных налогов в формировании бюджета Тюменской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:42, доклад

Описание

Роль налогов в современной экономической системе очень значительна. Налоги не только являются основой доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода. Сегодня в России роль налогообложения как инструмента экономической политики существенно возросла, что связано как с развитием негосударственного сектора экономики, так и с сокращением сферы ее прямого и директивного государственного регулирования.

Работа состоит из  1 файл

Роль федеральных налогов в формировании бюджета ТО отредактированный.doc

— 1.62 Мб (Скачать документ)

     РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

     Хороброва А.В., Тюмень,

       Тюменский государственный 

     университет 

     Роль  налогов в современной экономической  системе очень значительна. Налоги не только являются основой доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство оказывает влияние на распределение национального дохода. Сегодня в России роль налогообложения как инструмента экономической политики существенно возросла, что связано как с развитием негосударственного сектора экономики, так и с сокращением сферы ее прямого и директивного государственного регулирования.

     В доходах бюджетов субъектов Российской Федерации налоговые доходы составляю наибольшую долю (более 70%), на неналоговые приходится около 10%, остальные доходы (10–12%).формируются за счет безвозмездных перечислений средств из бюджетов других уровней в форме дотаций, трансфертов и субвенций. При этом в среднем 70-80% доходов субъектов образуются за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     С целью выявления роли федеральных  налогов в формировании доходной части бюджета области был  проведен анализ динамики поступления налогов в региональный бюджет за период с 2006 г по 2011г.(Диаграмма 1)

     Диаграмма 1  

     По  сравнению с 2006 г в 2011г. налоговые доходы регионов выросли на 53%, что в абсолютном выражении составило 491 млн. руб. На 2007 и 2009 годы приходится спад, обусловленный общим снижением темпов роста экономики в этот период в связи с кризисом.

     В то же время наблюдается снижение поступлений от федеральных налогов в бюджет Тюменской области. В частности, в 2007г по сравнению с 2006г. - на 46%, что также было связано с кризисной ситуацией в стране, падением цен на нефть. Самые низкие показатели в 38 и 43 млрд руб. наблюдаются в период 2007 – 2009 годов. Начиная с 2010г. происходит рост поступлений, которые достигают величины в 60 и 54 млрд руб. за 2010 и 2011 годы соответственно, что практически на 40% по сравнению с 2009г. Одной из причин этого является эффективная антикризисная политика, способствовавшая постепенной стабилизации экономики региона и как следствие - росту регионального внутреннего продукта.

     Что же касается федеральных налогов, то их доля в формировании бюджета Тюменской области неизменно составляет 86-90% в общем объеме налоговых поступлений. (Диаграмма 2)

      Диаграмма 2 

     Анализируя  данные по поступлениям определенных видов федеральных налогов в  бюджет Тюменской области в период 2006-2011 годов., можно заметить, что наиболее значимую место в формировании бюджета области занимают такие налоги, как налог на прибыль организаций, НФДЛ, НДПИ и акцизы. Причем в долевом соотношении произошли значительные изменения. Так, доля налога на прибыль сократилась с 78% до 40%, в то время как доля НДФЛ выросла на 8% и составила …%(добавь цифру). (Диаграммы 3,4) 

     

     Диаграмма 3     Диаграмма 4 

     Анализ  изменений по каждому из перечисленных налогов и вызвавших это факторов позволил сделать ряд выводов. (Диаграммы 5,6,7,8)

     Общая тенденция увеличения поступлений  наблюдается по таким федеральным налогам, как налог на прибыль организаций, НДФЛ и акцизы. Это происходит благодаря совершенствованию налогового законодательства, а также постепенного улучшения экономического состояния экономики России. В частности на динамику роста поступлений от федеральных налогов в бюджет области повлияло:

     - повышение ставки по налогу на прибыль с 17,5% до 18% с 1 января 2009г.;

     - изменение состава амортизируемого имущества по налогу на прибыль;

     - постоянное увеличение ставок по акцизам;

     - появление новых вычетов, льгот для различных видов операций и групп налогоплательщиков (например, по налогу на прибыль организации получили право уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет, введена амортизационная премия);       (не амортизированная))

     - увеличение размера существующих вычетов (по НДФЛ: с 2007г. социальный вычет на лечение и обучение увеличен с 38000 до 50000 руб.);

     - уточнение и разрешение спорных вопросов в существующем законодательстве (так, в 2008г. решен вопрос о необлагаемом размере суточных, выплачиваемых в связи с командировками);

     - улучшение положения налогоплательщика (с 2009г. изменен порядок проведения налоговых проверок, увеличен имущественный вычет; с 2010 г. расширяется список необлагаемых доходов по НДФЛ);

     - совершенствование администрирования и взаимодействия  с налогоплательщиком (установление новых обязанностей для налогоплательщиков: с 2011г. сообщать сведения об открытии или закрытии подразделений письменно в налоговый орган; установления нового порядка взыскания задолженностей за счет имущества налогоплательщик.)

     По  налогу на добычу полезных ископаемых наблюдается рост до 2009 включительно. В 2010 и 2011гг. заметно небольшое снижение объема поступлений от данного вида налогов на 19 млн.руб., что объясняется сокращением нормативных отчислений в бюджеты субъектов. (на данный момент они составляют 60% от общего объема поступлений по НДПИ).(Диаграммы 5,6)

     

     Диаграмма 5 
 

       

     Диаграмма 6

     Согласно заключению Счетной Палаты Тюменской области по Закону Тюменской области «Об областном бюджете на 2012 и плановый период 2013 и 2014 гг.» налоговые доходы на 2012 год определены в объеме 98 748,9 млн. руб., что составляет 90,2 % от их утвержденного объема на 2011 год. В 2013 и 2014 годах налоговые доходы определены соответственно в размере 92 798,7 млн. руб., что составляет  94,0 % к 2012 году, и 97 126,3 млн. руб., что составляет 104,7 % к уровню 2013 года. (Диаграмма 7, Таблица 1).

      Диаграмма 7 
 

     Налоговые поступления в  бюджет      В млн. руб.      Темп  прироста к предыдущему  году
     Утверждено  законом на 2011г.      109503,9       
     Законопроект:

     2012г.

     98748,9      -9,8%
     2013г.       92798,7      -6%
     2014г.       97126,3      +4,7%

     Таблица 1 

     В законопроекте в 2012–2014 годах по сравнению с утвержденными показателями на 2011 год прогнозируется ежегодный прирост поступлений по налогу на доходы физических лиц, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых.

     Наибольший  прирост налоговых доходов в 2014 году по сравнению с утвержденными показателями на 2011 год прогнозируется по налогу на доходы с физических лиц в размере 2 906,6 млн руб. (прирост в 25,7 % к 2011 году), акцизам по подакцизным товарам – 1 462,2 млн руб. (прирост 48,1 %).

     Поступления от налога на прибыль организаций будут составлять 63% в общей сумме налоговых поступлений. Но прогнозируется снижение поступлений от налога на прибыль по сравнению с 2011 годом, что обусловлено ожидаемой динамикой цен на нефть на мировом рынке, соответствующей уровню, определенному при формировании федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. (Диаграмма 8)

Диаграмма 8 

     Так за январь 2012г. поступления от федеральных  налогов в бюджет Тюменской области  по отношению к данным за январь 2011г. выросли на 82,9%. (Таблица 2) 
 

     Вид налога      Млн.руб. в январе 2012г.      В % к январю 2011г.
     Налог на прибыль организаций      2510,7      293,6       +193,6
     НДФЛ       1098,7      123,6      +23,6
     Акцизы       32,4      61,8      - 48,2
     НДПИ       2,4      400       +300
     Всего      4134,9      182,9      +82,9

     Таблица 2

     Для сохранения данной положительной тенденции  увеличения доходов бюджета Тюменской  области за счет роста поступлений от федеральных налогов правительству области необходимо вести определенную налоговую политику, направленную на создание стабильности, устойчивости и перспективности в системе налогообложения в регионе. Говоря о форме такой налоговой политики ее можно определить как политику экономического развития, при которой в максимально возможных размерах налогового бремени государство учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Цель данной политики - в обеспечении приоритетного расширения капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата.

     Способствовать  достижению целей реализации налоговой  политики в ближайшую перспективу  должна реализация таких инструментов, как:

     - предоставление льгот и введения системы стимулирования налогоплательщиков,

     - развитие программ «электронное правительство»,

     - усиление мер налогового администрирования,

     - урегулирование задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов в связи с упрощением взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, благодаря широкому использованию электронных документов,

     - совершенствование порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок,

     - введение новых прав и гарантий защиты налогоплательщиков,

     - внедрение электронных методов взаимодействия сторон, как при исполнении налоговых обязательств, так и при информировании налогоплательщиков,

     - рационализация ставок по акцизам и НДПИ,

     - упрощение налогового администрирования физических лиц,

     - сокращение налоговой нагрузки.

     В последствие все эти меры приведут к росту поступлений от федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации, в том числе и в бюджет Тюменской области не столько за счет усиления фискальной функции налогов, сколько за счет расширения налоговой базы, как отдачи от вложения капитала. Что несомненно важно для финансовой системы России в целом, поскольку из средств региональных бюджетов реализуются программы экономического и социального развития, в частности:

  • обеспечивается планомерное развитие образовательных учреждений, медицинских учреждений, учреждений культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства;
  • формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству;
  • инвестируются средства в различные сферы экономики и хозяйства, что укрепляет позицию государства в целом и оказывает позитивное воздействие на развитие новых местных производств и промыслов.

Информация о работе Роль федеральных налогов в формировании бюджета Тюменской области