Роль налогов в современном государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:43, лекция

Описание

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Работа состоит из  1 файл

Ася Г..doc

— 277.00 Кб (Скачать документ)

В. Г. Пансков  также подчеркивает, что одна из серьезнейших задач, особенно актуальная в период мирового финансового кризиса, - выработка эффективных инструментов налогового регулирования и стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Эффективность той или иной формы стимулирования зависит прежде всего от условий финансовой поддержки государством. Но существенны и настрой налогоплательщиков, и их готовность направить дополнительно полученные финансовые ресурсы именно на инвестиционные цели.23

Основными направлениями налоговой политики в РФ на 2008-2010 годы, одобренными правительством РФ, определены концептуальные подходы. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по совершенствованию налоговой системы, включающие создание сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказаться от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени, оптимизировать применяемые налоговые льготы и освобождения, интегрировать российскую налоговую систему в международные налоговые отношения. 24

Таким образом, рассматривая основные инструменты  налогового регулирования, мы может  сказать, что по своему характеру  налоговое стимулирование может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиком.

В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Налоговая политика государства отражает тип, цель и степень государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.

Заключение

 

Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

В ходе исследования были:

Исследованы экономическую сущность налога, понятия  налоговой системы и значение функций налога

Сделан  обзор экономических учений и  их взглядов на место государства  и налогов в экономике

Определена  роль налоговой политики в современном  государстве

Проанализированы различные модели налоговой политики в условиях рыночной экономики

Показано  значение налогов в государственном  регулировании экономики

Будучи  финансовой категорией, характеризующей  финансовые отношения (денежные потоки), налоги обеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов.

Налоговая система представляет собой качественно  определенную совокупность ряда элементов. В нее входят сами налоги во всем их многообразии, а также взаимосвязи  между ними. Важными элементами являются правовое поле налогообложения и органы управления налогообложением. Взаимодействие всех этих звеньев формирует общие интеграционные качества, определяющие эффективность налоговой системы в целом.

Действие  налоговой системы реализуется через налоговый механизм, представляющий собой качественно определенную совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.

Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой  политики. Налоговая политика представляет собой систему мер государства по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспечения на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях  обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.

По  своему характеру налоговое стимулирование может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени.

Налоговая политика представляет собой систему  мероприятий государства в области  налогов и является составной  частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическим целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.

Теоретическое и практическое применение адекватных форм и методов налогового стимулирования важны для активизации налогового механизма в создании благоприятного инвестиционного климата в российской экономике.

Налоговая политика выступает одной из важнейших составных частей общей экономической политики государства. Она во многом определяет ее успех, поскольку система налогообложения является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования рыночной экономики. Налоговая политика государства во многом определяет формирование эффективного рыночного механизма. Через нее государство реализует основные макро- и микроэкономические пропорции развития.

налоговая политика рыночная экономика

 

Список использованной литературы

 

Налоговый кодекс РФ (части первая и вторая): По состоянию на 15 января 2009 года. - Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 572 с.

Налоги  и налоговое право: Учебное пособие / под ред. А. В. Брызгалина. — М.-1997. — 600с.

Экономика/ под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2006. – С. 504

Государственное регулирование экономики/под. ред. В.И. Кушлина. – М.: Экономика, 2005. – 623 с.

Теория  и история налогообложения: Учебник/И.А. Майбуров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 495 с.

Налоги  и налогообложение: Учебник/ Н.В. Миляков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 520 с.

Налоги  и налогообложение/под ред. Г.Б.Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. – 489 с.

Налоги  и налогообложение/ под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

Налоги  и налогообложение: Учебник/Т.Ф. Юткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576 с.

И.В.Горский. Налоги в системе регулирования  экономики//Все для бухгалтера. – 2001. - №17. – С. 25-33

Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России // Общество и экономика. – 2001. - №2. – С. 3-46

И. В. Яремчук. Бюджетно-налоговые и денежно-кредитные  регуляторы: обеспечение взаимосвязи  в условиях экономического роста//Экономика  и право. – 2003. - №4. – С.3

Т.А.Жукова. Налоги как системообразующий фактор экономического развития//Финансы и кредит. – 2004. - №4. – С. 47-49

Г.В.Грицюк. Налогово-бюджетная политика как  инструмент макроэкономического регулирования//Финансы  и кредит. – 2004. - №13. – С.42-53

Л.В.Давыдова, О.Г.Фокина .Роль налогов в формировании стратегии экономического роста//Финансы и кредит.-2004. - №28. – С.7-9

В. Новосельский. Налоговые факторы государственного регулирования// Экономист. – 2007. - №5.

Т.А.Журавлева. Налоговая составляющая экономического роста// Финансы и кредит. – 2007. - №13. – С 36 - 40

М.М.Соколов. Изменения в амортизационной  политике как особая форма налогового воздействия на развитие экономики//Все  о налогах. – 2008. - №3. – С.23-34

Л.В.Полежарова. Пути совершенствования налогообложения  прибыли и меры по их реализации// Налоговый вестник. – 2008. - №8. – С.3

Л.Л.Горшкова. Налоговые меры по борьбе с кризисом//Все  о налогах. – 2009. - №1. – С. 7-10

В.Г.Пансков. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности//Финансы. – 2009. - №2. –  С. 37-43

Д.А.Бармин. Пути повышения эффективности воздействия  бюджетно-налогового регулирования  на макроэкономические процессы в целях  развития экономики России//Финансы  и кредит. – 2009. - №4. – С.25-31

Приложение 1

 

Общая номенклатура налогов в налоговой системе составляет сейчас 15 наименований. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог  на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог  на доходы физических лиц;

4) единый  социальный налог;

5) налог  на прибыль организаций;

6) налог  на добычу полезных ископаемых;

7) водный  налог;

8) сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

9) государственная  пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог  на имущество организаций;

2) налог  на игорный бизнес;

3) транспортный  налог.

Статья 15. Местные налоги

К местным  налогам относятся:

1) земельный  налог;

2) налог  на имущество физических лиц.25

Приложение 2

 

Теории

Классическая теория

Кейнсианская

Неоклассическая

     

Монетаристская

Экономики предложения

Представители и сторонники теории

А.Смит, Д.Рикардо, П.М.Годме  и последователи

Дж.М.Кейнс

М.Фридмен

М.Бернс, Г.Стайн, А.Лаффер

Роль государства в  экономике

Правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя  право собственности

Ведущая роль в регулировании экономики

Роль государственного вмешательства в стабилизации экономики - незначительна

Государство – основной субъект воздействия на предпринимательскую  и инвестиционную активность

Роль налога

Налоги - один из видов  государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства.

Налоги – средство стабилизации экономики и балансирования бюджета, инструмент регулирования  потреблений и инвестиций

Налог воздействует лишь на денежное обращение, изымая из оборота  лишние деньги

Налоговая нагрузка - средство регулирования экономической активности

Основные научные достижения (с точки зрения теории налогов)

Классические принципы налогообложения: соразмерность, определенность, удобность, дешевость.

Изучение кризисных  явлений экономики и борьбы с ними; обоснование тезиса об изменении налоговых ставок в зависимости от конъюнктуры

Анализ объема и структуры  потребления и влияние на них  налогов

Анализ влияния налоговых  ставок на налоговые поступления; теория Лаффера


Таблица 2. Сводная таблица учений некоторых экономических школ.

 

Приложение 3

 

Поступление администрируемых ФНС  России доходов в бюджетную систему  Российской Федерации, включая государственные  внебюджетные фонды за 2007-2008 гг.26

млрд.руб

 

2007 год

2008 год

Всего поступило в бюджетную систему РФ

8 643,4

10 032,8

в том числе:

   

Налоги и сборы в  консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

7 360,2

8 455,7

Государственные внебюджетные фонды

1 283,2

1 577,1

Налоги и  сборы - всего (вкл. ЕСН)

7 360,2

8 455,7

в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

3 747,6

4 078,7

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

3 612,6

4 377,0

из них:

   

Налог на прибыль организаций

2 172,2

2 513,0

в федеральный бюджет

641,3

761,1

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1 530,9

1 751,9

Налог на доходы физических лиц

   

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

1 266,1

1 665,6

Единый социальный налог  в федеральный бюджет

405,0

506,8

Налог на добавленную  стоимость

   

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации*)

1 390,4

998,4

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь

34,3

40,3

Акцизы

289,9

314,7

в федеральный бюджет

108,8

125,2

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

181,0

189,4

Налоги и сборы и  регулярные платежи за пользование  природными ресурсами

1 235,1

1 742,6

в федеральный бюджет

1 157,4

1 637,5

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

77,8

105,1

в том числе:

   

налог на добычу полезных ископаемых

1 197,4

1 708,0

в федеральный бюджет

1 122,9

1 604,7

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

74,5

103,4

из него нефть:

1 070,9

1 571,6

в федеральный бюджет

1 017,3

1 493,0

в консолидированные  бюджеты субъектов РФ

53,6

78,6

Информация о работе Роль налогов в современном государстве