Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 09:25, реферат
Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница заключается лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония в этом отношении на среднем уровне. В США «государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма».
ОАО «Газпром»
Волгоградский колледж газа и нефти
Экономический
факультет
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Налоги и налогообложение.
Тема: Роль
налоговой системы и финансов
государства в регулировании
экономики.
Выполнила:
студентка гр. 03ММ – 3с
Д.А.Стручалина
Проверил:
преподаватель
Е.П.Радченко
Волгоград,
2005
Оглавление
Введение
Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница заключается лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония в этом отношении на среднем уровне. В США «государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма».
В
Германии за свободу рыночных отношений
выступал видный экономист и государственный
деятель профессор Л. Эрхард. Он неоднократно
повторял, что в задачу, государства не
входит непосредственное вмешательство
в хозяйство. Л. Эрхард считал, что предприниматель,
так же как и рабочий, как любой другой
гражданин в государстве, должен быть
свободен в области своей личной деятельное!
и. Но в то же время он подчеркивал: «Конечно,
это вовсе не означает, что сняты все тормоза
и открыта дорога анархии. Вместо непосредственного,
даваемого государством приказа, или взамен
отказа от всякого государственного вмешательства
— и эта вторая установка так же важна,
как и первая, — современная государственная
политика по отношению к хозяйству основывается
на стремлении такого использования инструментов
хозяйственной политики, находящихся
в руках государства, которое высвобождает
новые силы, открывает новые возможности
и закрывает бесплодные пути. Это означает
выбором и комбинацией средств направлять
хозяйство вперед к новому прогрессу».
Основным инструментом государственного регулирования являются налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Осуществляя это воздействие, государство, как правило, преследует такие главные цели:
- достижение постоянного устойчивого экономического роста;
- обеспечение стабильности
цен на основные товары и услуги;
- обеспечение полной занятости трудоспособного
населения;
- обеспечение определенною минимального уровня доходов населения;
- создание системы социальной защищенности граждан, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
- равновесие по внешнеэкономической деятельности.
Достичь всех целей одновременно практически невозможно. Так, если начинаю расти цепы, но необходимо проводи и. меры по ограничению и регулированию. Но ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического рост и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей, и снизится конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение - это и есть главное в экономической политике государства.
В регулирование экономики активно вовлекаются местные органы управления. Во второй половине 80-х годов в США был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов. Среди наиважнейших проблем около 90% из них выделили экономическое развитие и обеспечение безопасности граждан. При этом каждый четвертый мэр поставил проблему увеличения занятости на первое место по значению и важности, а 70% назвали в качестве одной из трех первоочередных задач.
Исходя из этого опроса приоритеты примерно таковы:
- рост доходной базы городов (под этим подразумевается укрепление налоговой базы);
- сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;
- достижение сбалансированного качественного роста экономики;
- развитие индустриальной и коммерческой базы;
- уничтожение трущоб и развалин;
- помощь беднейшим районам.
В США государственное регулирование экономики, причем вплоть до национализации предприятий, было активно начато президентом Ф. Рузвельтом после небывалого по масштабам экономического кризиса 1929 - 1932 гг., когда банкротства предприятий принятий приняли массовый характер. Местные органы управления дополняют это косвенной помощью. Сюда относятся скидки с продажной цены или арендной платы при покупке или найме земельных участков и зданий, обеспечение займов участие в гарантийных фондах, создание промышленных зон. Территории и здания промышленных зонах зачастую предоставляются предприятиям на благоприятных финансовых условиях. Нередко там за муниципальный счет осуществляется строительство специальных производственных помещений, позволяющих развить новые виды хозяйственной деятельности. И конечно, к стимулирующим мерам относится постоянное или временное освобождение от местных налогов. Государственными и муниципальными властями осуществляется значительная часть капитальных вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают повышение прибыли частному капиталу. Прежде всего это расходы на строительство и содержание транспортных коммуникаций, и линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к промышленной застройке и т.д.
Налоговая политика развитых стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.
В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например вложения на территориях, находящихся на окраинах городов.
В экономически отсталых районах стимулируются капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта надбавка может доходить до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.
Начиная со второй половины 80-х годов во многих странах применяются методы стимулирования создания новых высокотехнологичных производств. Старые промышленные районы зачастую имеют устаревшую индустриальную структуру хозяйства. В прошлые годы относились к числу высокоразвитых, но под воздействием научно-технической революции бывшие ранее передовыми отрасли пришли в упадок и не могут определять экономический рост регионов. Например, в Великобритании — это такие страны, как Уэльс, Шотландия, Северный район Англии, Северная Ирландия, Корнуолл, Мерсейсайд. В Бельгии это районы каменноугольной и металлургический промышленности. В США — некоторые штаты Новой Англии северо-востоке страны, где была развита текстильная промышленность. Во второй половине 20-ого века в этих районах встала задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификацией рабочей силы. Это можно было сделать лишь при активном участии государств применивших широкие налоговые льготы и другие методы финансового воздействия.
Так Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия использовали государственные инвестиции подлежащих развитию районах, субсидии и займы назначения, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателям на благоприятных финансовых условиях с временным освобождением налога на собственность.
В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли и на границе с ними. Поддерживается налоговыми льготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышленность. Стимулируется развитие современных отраслей промышленности в сельской местности. Старинные кварталы города Любека, например, были сохранены благодаря тому, что фирмы, занимающиеся их реставрацией получили крупные налоговые льготы. Для оживления экономической деятельности используются такие формы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленность, субсидирование цен в виде льготных тарифов на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготного условия кредитования — займы под низкий процент долгосрочные займы, дотации по кредитам. В некоторых странах, например в Германии, во Франции, на территориях ряда муниципалитетов введена специальная бюджетная надбавка за каждое вновь созданное рабочее место наряду с применением налоговых льгот. Местные органы управления несут немалую долю расходов по подготовке рабочей силы для новых отраслей хозяйства. Кроме того, предприятия, самостоятельно организующие подготовку и переподготовку своих рабочих, служащих и специалистов, пользуются налоговыми льготами.
Финансовое воздействие па развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает прежде всего для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственная активность ведут к обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. Задача ограничения возникла раньше всего в Великобритании и во Франции. Здесь сказалась моноцентрическая структура, где доминирует один город (или район) во главе иерархии городов и агломераций. В Японии сказывается перенаселение района Токайдо, где расположены три крупнейших муниципалитета: Токио, Нагоя, Осака.
В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления лежит дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской деятельности. Дополнительное налогообложение в таких случаях практикуется в Нидерландах, Японии. Введение стабилизационных налогов применяется в Германии. Упор на лицензирование делается в Великобритании, Франции, Италии. При этом лицензирование также следует рассматривать в виде дополнительного местного налога — лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образом манипулированием ставками земельного налога.
Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком «горячую» конъюнктуру. Другой метод — отмена налоговых льгот.
Иногда введение новых налогов преследует чисто регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный в начале века в Германии и сохранившийся там до сих пор налог на уксусную кислоту. Его породила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратить расходовать на эти цели' вино. Налоговые поступления от данного налога едва-едва покрывали расходы на его взимание.
НО техническая задача была решена, и регулирующая экономическая цель достигнута. Налог сохраняется как историческая реликвия, принося сегодня бюджету Германии лишь несколько миллионов марок.
А вот более современный пример по той же Германии – решение с помощью роста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкого увеличения акциза на табак стало некурящих значительно больше чем в ходе длительной пропагандистской Компании а вреде курения.
Через налоги в западных странах решаются и проблемы экологии. Всвое время промышленность Германии оказывало сопротивление решению об оснащении автомобилей катализаторами. Был резко снижен налог автомобили, оснащенные ими. Понижен акцизный сбор на виды бензина, которые используются автомашинами с катализаторами. Наряду с этим увеличен акциз на сорта бензина, содержащие свинец и другие добавки применяющиеся в старых двигателях. Так «компенсировались» дополнительные расходы на катализаторы
И сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов: объема цилиндра, т.е. мощности двигателя, и наличия (или отсутствия) катализатора.
Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя, применяются еще с 70-х годов в США, а теперь практически повсеместно.
Государство осуществляет финансовое воздействие на развитие экономики и через ценообразование. Например, в странах ЕС закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию устанавливаются отнюдь не только рыночными методами, а зачастую директивно руководящими органами ЕС, расположенными в Брюсселе. Причем поддерживается достаточно высокий уровень цен, значительно превышающий фактическую себестоимость производства продукции. Этим достигаются две цели: поддержка фермеров; эффективность использования продовольственных продуктов.
Информация о работе Роль налоговой системы и финансов государства в регулировании экономики