Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 23:10, реферат
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.
2.1. Принципы, определяющие функционирование налоговой системы.
2.2. Понятие и устройство налоговой системы.
3. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ПЛАН
1. ВВЕДЕНИЕ
2.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.
2.1.
Принципы, определяющие
функционирование
налоговой системы.
2.2. Понятие и устройство налоговой системы.
3.
СИСТЕМА НАЛОГОВ
И СБОРОВ.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
ВВЕДЕНИЕ.
Налоговая система в Российской Федерации
практически была создана в 1991 г., когда
в декабре этого года был принят пакет
законопроектов о налоговой системе. Среди
них: «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации», «О налоге на прибыль
предприятий и организаций», «О налоге
на добавленную стоимость» (введён с 01.01.92)
и другие. Этот закон установил перечень
идущих в бюджетную систему налогов, сборов,
пошлин и других платежей, определяет
плательщиков, их права и обязанности,
а также права и обязанности налоговых
органов. Установление и отмена налогов,
сборов, пошлин и других платежей, а также
льгот их плательщикам осуществляется
высшим органом законодательной «власти
и в соответствии с вышеуказанным законом.
2.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.
2.1. Принципы, определяющие функционирование налоговой системы.
Организация и функционирования налоговой системы подчинена определенным принципам. В частности, выделяются следующие организационные и функциональные принципы:
- единство налоговой системы;
- разграничение полномочий налогооблогающих субъектов;
- справедливость налогообложения;
- достаточность налогообложения;
- подвижность (эластичность) налогообложения;
- стабильность налоговой системы;
- удобность налогообложения.
Единство налоговой системы, означает прежде всего единство:
- правовой базы;
- порядка ведения бухгалтерского (налогового) учета;
- валюты, в которой должны уплачиваться налоги и сборы;
- органов, обеспечивающих
налоговый контроль и
- санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Принцип разграничение полномочий налогооблогающих субъектов предполагает четкое определение пределов их компетенции по установлению и введению налогов (сборов) на своих территориях.
Справедливость означает, при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Достаточность налогообложения означает, обеспечение, в результате взимания налогов, необходимого финансирования публичной власти.
Подвижность (эластичность) налогообложения означает, что налоговая система должна гибко учитывать перемены социально-экономического характера в жизни общества.
Стабильность налоговой системы противопоставляется предыдущему принципу подвижности налогообложения. В соответствии с ним реформирования налоговой системы должно чередоваться с периодами относительной неизменности условий налогообложения.
Удобность
налогообложения означает, что процедура
уплаты налогов и сборов должна сопровождаться
минимальными издержками для налогоплательщика,
т.е., доставлять ему как можно меньше неудобств.
2.2.
Понятие и устройство
налоговой системы.
В действующем законодательстве понятие налоговой системы отсутствует, ранее же в Законе от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы» налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке. Подобное определение, представляется, слишком узким, так как в нем все сведено к простой совокупности налогов и сборов, взимаемых на территории РФ.
В широком же смысле налоговая система может быть определена, как основанная на определенных признаках система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. В состав этой системы включается не только налоговые платежи, в связи с уплатой которых, возникают указанные отношения, но также налогооблогающие субъекты, т.е. лица, в пользу которых уплачиваются налоги и сборы, налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и многие др. Все эти элементы прибывают в постоянной и неразделимой взаимосвязи.
Существенными
условиями налогообложения
* принципы налогообложения;
* порядок установления и введения налогов;
* система налогов;
* порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней;
* права и обязанности
участников налоговых
* формы и методы налогового контроля;
* ответственность
участников налоговых
* способы защиты
прав участников налоговых
В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.
В структуре налоговой системы выделяются отдельные обособленные подсистемы (составы). К их числу относятся:
- состав налогооблогающих субъектов (налогооблогающий состав);
- система налогов и сборов;
- состав налогоплательщиков (налогооблагаемый состав);
- система органов налогового администрирования;
- система органов обеспечивающих налоговую безопасность.
Налогооблагающий состав включает в себя субъекты, в пользу которых устанавливаются и взимаются налоги и сборы:
* Российская Федерация;
* 21 республика в составе РФ
* 55 краев и областей;
* города Москва и Санкт-Петербург;
* автономная область;
* 9 автономных округов и более 30 тыс. муниципальных образований.
Состав налогоплательщиков (налогооблагаемый состав)
- это физические лица и организации.
Противодействие противоправному поведению налогоплательщиков призваны оказывать органы налогового администрирования. В настоящее время система органов налогового администрирования представлена финансовыми, налоговыми и таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов. Они обязаны в первую очередь осуществлять управление в налоговой сфере, а также осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов.
Основу
системы налогового
Налоговые
органы представлены
Предельная численность сотрудников центрального аппарата ФНС России установлена в 1,1тыс. единиц, а общая численность налоговых органов – 166 тыс. единиц.
Общая численность таможенных органов определена в 60,7 тыс. единиц, а финансовых органов – 51,8 тыс. единиц.
Система органов, обеспечивающих налоговую безопасность, включает в себя органы государственной власти, т.е. правоохранительные органы, это органы внутренних дел, органы безопасности, органы прокуратуры и суды.
Принимая
во внимание место всех
3.
Система налогов и сборов.
В Российской Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы (вида):
1) федеральные;
2) региональные (налоги республик, краёв, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга);
3) местные.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным относятся, устанавливаемые НК РФ (ст. 13), следующие налоги и сборы:
1) налог на добавленную стоимость
2) акцизы;
3) налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;
4) налог на доходы физических лиц;
5) единый социальный налог;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за
пользование объектами
9) государственная пошлина.
Налог
на добавленную стоимость
(НДС) уплачивают организации, индивидуальные
предприниматели и лица, признаваемые
налогоплательщиками в связи с перемещением
товаров через таможенную границу ( декларанты,
их представители). Объектом налога является:
операция по реализации товаров ( работ,
услуг) на территории Российской Федерации,
в том числе реализация предметов залога
и передача товаров по соглашению о предоставлении
отступного или новации, а так же передача
имущественных прав;