Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:23, курсовая работа
Цель работы заключается в рассмотрении и изучении системы учета и отчетности по налогам и сборам в налоговых инспекциях, а так же в раскрытии теоретических основ налогового администрирования.
Объектом исследования являются налоговые органы Российской Федерации.
Предметом работы выступает налоговое администрирование, обеспечивающее рациональное функционирование налоговых органов.
относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Следовательно, в систему
правового обеспечения
Подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной власти не включаются в систему законодательства о налогах и сборах. В то же время, согласно ст. 111 НК РФ, существуют обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. И одно из них — выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных уполномоченными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Следовательно, налоговые отношения регулируются не только законами, но и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти.
Элементом системы правового обеспечения налогового администрирования выступают также внутриведомственные нормативные правовые акты, которые обязательны только для применения соответствующими структурными подразделениями (инструкции, методические рекомендации и т.д.). Но, согласно ст. 4 НК РФ, они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. И в связи с этим подзаконные нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы, которые регулируют вопросы налогового контроля, налогового регулирования и налогового планирования как элементов налогового администрирования, необходимо считать элементами системы правового обеспечения налогового администрирования. В их число входят: указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, приказы, распоряжения, письма субъектов налогового администрирования.
При помощи подзаконных нормативных правовых актов органов исполнительной власти оперативно обеспечивается работа субъектов налогового администрирования, регулируется его технология. Например, утверждаются форма и порядок заполнения деклараций, форма и порядок организации работы по предоставлению налоговых преференций и наложению санкций, регламентируется работа субъектов налогового администрирования, вводятся стандарты и критерии качества их работы, определяется порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам и т.д.
Признаки легитимного подзаконного нормативного правового акта следующие:
- соответствие компетенции принявшего его субъекта налогового администрирования;
- соответствие установленному порядку принятия такого рода документов;
- отсутствие факта изменения содержания и объема прав и обязанностей участников налоговых отношений;
- отсутствие изменения порядка и условий реализации прав и исполнения обязанностей участниками налоговых отношений;
- отсутствие факта изменения вида и размера ответственности за правонарушения, порядка и оснований привлечения к ответственности;
- отсутствие в акте противоречий общим началам или буквальному смыслу конкретных положении НК РФ.
Особое место в системе
правового обеспечение
Примером правового
Для реализации согласованной налоговой политики в рамках ЕврАзЭС, решения задач по гармонизации налогового администрирования на международном уровне организована работа по совместной разработке правовых принципов и отдельных решений, обеспечению их взаимного соответствия, а также унификации — введении общеобязательных единообразных юридических норм и правил.
Следовательно, международно-правовые
источники налогового права не только
входят в систему правового
В настоящее время в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) между налоговыми органами государств, входящих в его состав, заключены Соглашения об оказании административной помощи по налоговым делам, в области организации информационного обмена между государствами. Цель Соглашений — повышение уровня налогового контроля и противодействие уклонению от уплаты налогов.
Налоговые инспекции, осуществляющие контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, ведут оперативно-статистический учет налоговых поступлений.
Оперативно-статистический учет в налоговых органах выполняет следующие задачи:
- регистрация и учет налогоплательщиков;
- прием и обработка
налоговых деклараций и
- учет налоговых поступлений и задолженности;
- налоговый анализ и контроль.
ОПЕРАТИВНО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ |
регистрация и учет налогоплательщиков |
|
учет налоговых поступлений и задолженности |
Отчетность низовых налоговых органов – инспекций (ИФНС) |
Анализ отчетности |
Свод и обработка оперативно- |
Рисунок 2. Организация учета в системе налогового администрирования.
Собранная информация хранится на специальных документах – информационных ресурсах, которые представляют собой базу данных о налоговых поступлениях. Принципы их ведения закреплены в Рекомендациях по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом», утвержденных приказом ФНС России от 16 марта 2007г.№ ММ-3-10/138@.
Содержание этой работы сводится главным образом к сбору и обработке информации о состоянии расчетов с бюджетом налогоплательщиками, налоговыми агентами.
Также, учет обеспечивает систему налогового администрирования учетно-аналитической информацией, характеризующей состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможность потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.
Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования, но также для правительственных органов и других властных структур. На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования.
Один из основных информационных
ресурсов, которые формируются в
налоговых инспекциях – карточки
«Расчеты с бюджетом (РСБ)» местного
уровня. Карточки «РСБ» местного уровня
предназначены для учета
Налоговые органы ведут карточки расчетов с бюджетом «РСБ» по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, которые они администрируют.
Открытие карточек «РСБ» местного уровня новых, реорганизованных или переданных из налогового органа организаций и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляют при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением организации ИНН и (или) КПП.
Карточка «РСБ» открывается по каждому коду классификации доходов бюджетов РФ, администрируемому налоговыми органами, и соответствующему ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится объект налогообложения для исчисления сумм, подлежащих уплате по соответствующему налогу.
По окончании отчетного года карточки «РСБ» закрываются и автоматически выводится фактически сложившееся после проведения записи последней операции за истекший год сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по каждому типу платежа. Закрытие карточек «РСБ» налогоплательщика для передачи в другой налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на чет в другом, в установленном порядке.
Информация в карточках «РСБ» местного уровня отражается в следующем порядке: фиксируется дата записи операции, расшифровывается наименование операции в соответствии со справочником операций, осуществляемых в программных средствах по ведению карточек «РСБ»; указывается код операции, затем фиксируется документ, являющимся основанием для отражения операции.
В карточке «РСБ» отдельно отражаются операции по начислению и уплате налоговых санкций; расчеты по процентам; расчеты по начислению и уплате пеней. Затем подводится общий результат – dcuj исполнено обязанностей, внесено в бюджет с начала года за вычетом возвратов.
Каждый из этих видов расчетов состоит из блоков: блоки начислений, поступлений, сальдо расчетов.
Показатель «поступило» отражается по платежным документам – платежным поручениям, выпискам банка, квитанциям об уплате налогов, сборах, пенях, штрафов.
В карточках «РСБ» определяется сальдо расчетов с бюджетом. Если сумма начисленных налогов (сборов) больше уплаченной, то образуется недоимка. Превышение уплаченных сумм над начисленными означает переплату. Как правило переплата образуется из-за ошибок при расчете налоговой базы или перечисления платежей. Сумма переплаты подлежит зачету по иным платежам налогоплательщика или возврату.
Зачет излишне уплаченных
налогов, сборов, пеней и штрафов
производит налоговая инспекция
по месту учета налогоплательщика.
Сумма излишне уплаченного
Исчисления к уплате, уменьшению сумм налогов ( сборов), пеней и штрафов, а также зачетов и возвратов отражаются в карточках «РСБ» в хронологическом порядке в валюте РФ. Налогоплательщик при уплате налога сдает в банк платежное поручение, в котором отражается не только сумма платежа, но и указываются код бюджетной классификации (КБК) и счет Федерального казначейства. Если КБК указан неверно, то его обязанность по уплате налога по месту учета налогоплательщика считается неисполненной. В этом случае налоговый орган на основании полученного заявления плательщика проверяет поступление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства по указанному плательщиком расчетному документу.
2.2. Отчетность
по налогам и сборам в
Налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Кроме того, в их обязанность входит осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.
Проведение сверки по заявлению налогоплательщика является обязанностью налогового органа. Результаты сверки оформляются актом, который подписывают налоговая инспекция и налогоплательщик. Форма акта утверждается ФНС России. Сверка осуществляется по документам, поступившим в ИФНС России на дату проведения данного мероприятия. Она может охватить лишь три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих сверке.
Информация о работе Система учета и отчетности по налоговым сборам в налоговых инспекциях