Социально-экономическое значение НДФЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:38, реферат

Описание

Для выполнения своих функций государству необходимы средства, за счет которых финансируются и реализуются различные функции государства.
Налоги, как одно из средств существования любого государства, характеризуют определенный этап развития общественных отношений. В ряду государственных доходов налогам и сборам принадлежит важнейшее место.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 41.98 Кб (Скачать документ)

 В России, несмотря на то, что с 1917 года законодательно установлен подоходный налог с физических лиц, целостной, стабильной концепции формирования социальной направленности налогообложения доходов физических лиц не сложилось. Одним из важных условий реализации государством социального значения налогообложения является формирование социальной направленности налогообложения доходов физических лиц посредством их объективной количественной и качественной оценки

 Анализ научных исследований, опыта развитых стран, свидетельствует о возрастании связи социальной функции государства с социальной направленностью налогообложения. Вместе с тем, в науке и практике понимание роли и значения, специфики социальной направленности налогообложения сложилось не сразу. Во многом этому способствовало выделение из финансовой науки налогообложения как самостоятельной научной дисциплины, формулирование научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение, его природу и функции.

   Для социального государства характерен принцип социальной справедливости, создания в идеале равных возможностей всем членам общества через систему финансовых, налоговых и социальных мер поддержки, переход от политического и правового равенства граждан к их социальному равенству, обеспечение приемлемого уровня жизни для социально незащищенных слоев и отдельных граждан, возможность самообеспечения, повышения своего благосостояния.       

   Государство берет на себя заботы по обеспечению социальной стабильности и справедливости, устанавливая налоги на доходы физических лиц, сокращая налоговые обязательства, или полностью освобождая от уплаты подоходного налога различные категории населения, осуществляя поддержку слоев населения с низкими доходами, стимулируя развитие семьи, получение образования, вводя льготы по подоходному налогу в зависимости от расходов понесенных налогоплательщиками на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи престарелым лицам и многое другое. 
   По оценкам специалистов до сих пор не существует теории, с помощью которой можно однозначно и точно спрогнозировать влияние налогового регулирования на процессы социально-экономического развития, поведение субъектов экономических отношений. 
 

 

 

 

 2 Основные виды налогов с физических лиц

 

Налоги являются основным источником формирования доходной части  бюджета РФ. Не последнюю роль в  этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе дорожным налогом, налогом на имущество, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основным налогом, который уплачивают все граждане, является налог на доходы с физических лиц.

 Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов. Налогоплательщики, как правило, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Главный критерий для определения резидентства - пребывание физического лица в стране более 183 дней в году. Если физические лицо удовлетворяет этому требованию, оно становится налоговым резидентом Российской Федерации.

Смысл разделения налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов состоит  в том, что резиденты несут полную налоговую ответственность с дохода, т.е. подлежат подоходному налогообложению по всем источникам - как внутренним, так и внешним, а нерезиденты несут ограниченную налоговую ответственность, т.е. налогообложению подлежат только доходы из источников, расположенных в данной стране.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации ( региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и  законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом, законами субъектов  Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих  субъектов Российской Федерации. При  установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

  В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:

1) налог на доходы физических  лиц;

2) государственная пошлина;

3) ЕСН;

4) транспортный налог;

5) налог на имущество;

6) земельный налог.

     Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) является федеральным, т.е. единым на всей территории РФ. Ставки налога варьируются от 9 до 35% в зависимости от вида полученного дохода и статуса налогоплательщика - является ли он налоговым резидентом РФ или не является.

Объектом налогообложения  у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в РФ и за ее пределами; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, - от источников в РФ.

Государственные пошлины  также представляют собой одну из форм налогообложения физических лиц. При обращении за совершением  юридически значимых действий - оформлением паспортов, регистрации автомобиля, оформления прав наследования и т. д., взимается госпошлина в обязательном порядке.

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации  средств для реализации права  граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. ЕСН является прямым федеральным налогом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации. Сумма ЕСН определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и в каждый внебюджетный фонд.

 НК РФ устанавливает две самостоятельные группы налогоплательщиков ЕСН.

Первую группу налогоплательщиков ЕСН составляют:

- лица, производящие выплаты физическим лицам:

- организации;

- индивидуальные предприниматели;

- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Ко второй группе плательщиков ЕСН относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

       Если лицо одновременно относится к обеим группам налогоплательщиков, оно должно исчислять и уплачивать ЕСН по каждому основанию отдельно.

          Для налогоплательщиков первой группы объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые (выплачиваемые) в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (за исключением гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также связанных с передачей имущества в пользование).

Объектом налогообложения  для налогоплательщиков второй группы признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В некоторых случаях налогоплательщиками  ЕСН являются также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Объектом налогообложения для таких налогоплательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

       Транспортный  налог - региональный налог. Плательщиками транспортного налога признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, облагаемые транспортным налогом. Ставку налога, порядок и сроки оплаты данного налога каждый субъект РФ (регион) устанавливает самостоятельно. Размер и порядок оплаты транспортного налога определяется лишь регионом, в котором зарегистрировано транспортное средство. Налоговый кодекс устанавливает рекомендуемые ставки налога, значения которых могут быть увеличены или уменьшены в десять раз в зависимости от региона. Налогоплательщиком в таком случае является лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Налоговая база исчисляется в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах. Ставка по транспортному налогу является прогрессивно растущей, т.е. с возрастанием мощности двигателя, соответственно, растет плата за 1 лошадиную силу. Льготы, как и ставки, по транспортному налогу определяются на основании решения региональных органов власти и не имеют общефедерального характера.

  Налог на имущество физических лиц является местным налогом и полностью зачисляется в доходы местных бюджетов.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений (объектов налогообложения).

Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из налоговой  базы и соответствующей ставки налога.

        Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами о налоге представительных органов местного самоуправления (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) в размере не превышающем 0,1 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от типа использования недвижимого имущества и (или) категорий налогоплательщиков.

          Земельный налог относится к разряду местных. Ставка налога, порядок и сроки выплат по нему регулируются федеральным законом и местными органами управления - Москвы, Санкт-Петербурга и т. п. Налоговые льготы устанавливает Налоговый Кодекс.

Земельный налог не только является основным источником доходов местных бюджетов, но и выполняет ещё не менее важную стимулирующую функцию: способствует рациональному использованию земельных угодий, их охране, повышению плодородия почв, контролю экологической обстановки. 
     Плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

         Ставку земельного налога определяют местные власти, но максимальный предел определен Налоговым Кодексом на федеральном уровне. Ст. 394 НК РФ устанавливает максимальные ставки земельного налога:

0,3% - по земельным участкам сельскохозяйственного  назначения, жилищного фонда и  объектов инженерной инфраструктуры  жилищно-коммунального комплекса,  используемым для личного подсобного  хозяйства, садоводства, огородничества  или животноводства.

1,5% - по всем прочим земельным  участкам.

Налоговые ставки выражены не в твердой сумме, а в процентах от кадастровой стоимости земли. В соответствии со ст. 394 НК РФ муниципальные образования могут устанавливать более низкие ставки, а также дифференцировать ставки в зависимости от категории земель и по видам их разрешенного использования.

 

 

 

Заключение

Налоги представляют собой обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и  с граждан по ставке, установленной  в законном порядке.   Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. В современном  обществе налоги - основная форма доходов  государства.

  Налоги с физических лиц  представляют собой форму мобилизации  определенной части денежных  средств на удовлетворение государственных  потребностей.

Во всех экономически развитых странах налог на доход с физических лиц является основным источником доходов  государственного бюджета. В России основное налоговое бремя ложится  на юридических лиц. Это одна из особенностей российской фискальной политики. Низкие доходы основной массы населения  не могут обеспечить достаточные поступления в государственный бюджет. Поэтому юридические лица несут повышенную налоговую нагрузку, что отрицательно сказывается на инвестиционной политике предприятий и темпах экономического роста государства.

Налоги с населения - неотъемлемая часть экономической системы  любой страны. Само налоговое законодательство в отношении физических лиц  имеет  множество существенных недостатков. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством. Необходимо улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников  фискальных служб произвольно толковать  неопределенные положения налогового законодательства.

 

 

 

 

 

     

 

Список использованных источников

Информация о работе Социально-экономическое значение НДФЛ