Современная налоговая реформа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 01:31, творческая работа

Описание

Одним из приоритетных направлений реформирования российской экономики на сегодняшний день является реформирование сложившейся системы налогообложения. Налоги являются одним из основных источников формирования государственных финансов, следовательно, оказывают непосредственное влияние на социально-политическое положение в стране.

Работа состоит из  1 файл

эссе. совр налогов реформа.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)
 

     В 2001 г. был введен единый социальный налог. В таблице приведены максимальные ставки единого социального налога в 2001-2006 гг. 

Единый  социальный налог ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС Итого
2001-2004 гг. 28 % 4 % 0,2 % 3,4 % 35,6 %
2005 г. 20 % 3,2 % 0,8 % 2 % 26 %
2006 г. 20 % 2,9 % 1,1 % 2 % 26 %
 

     ПФР – Пенсионный Фонд РФ; ФСС – Фонд социального страхования РФ; ФФОМС  и ТФОМС – федеральный и  территориальный фонды медицинского страхования.

     Как видно из данных таблицы ставка единого  социального налога была в последние  два года снижена на 9,5 %. Однако такое  резкое снижение привело к неполной обеспеченности бюджета ПФР средствами на выплату трудовых пенсий.

     В 2005 году выявлена необходимость усиления работы по ряду основных направлений деятельности налоговых органов, в частности, обеспечения:

  1. Информационной безопасности данных о налогоплательщиках.
  2. Эффективного проведения процедур банкротства.
  3. Своевременного и точного получения сведений о начисленных и поступивших суммах налогов в разрезе местных органов власти, а также информационного взаимодействия с ними.

     Резкий  рост работ с местными органами власти вызван тем, что в соответствии с  ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих  принципах местного самоуправления в РФ» начинают функционировать многочисленные вновь созданные муниципальные образования, с которыми необходимо взаимодействовать. Например, информировать органы местного самоуправления.

     В связи с этим численность налоговых  сотрудников в IV квартале 2005 г. была увеличена примерно на 15 тыс. человек. Это около 10 % от числа уже работавших.

     Для этапа становления нового законодательства характерны нестабильность, неразработанность  отдельных правовых понятий, институтов, внутренние противоречия. В процессе формирования налогового законодательства возрастает роль судебных органов, особенно Конституционного Суда РФ.

     Вместе  с тем с введением в действие Налогового кодекса РФ можно констатировать создание законодательной основы взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. Кодифицированная форма изложения норм, регулирующих все стадии налоговых отношений, это преимущество российской налоговой системы.

     В целях совершенствования структуры  федеральных органов исполнительной власти Государственная налоговая служба 23 декабря была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам сборам.

     Министерство  Российской Федерации по налогам  сборам. 9 марта 2004 г. было преобразовано  в Федеральную налоговую службу Российской Федерации.

     Однако при перечисленных выше реорганизациях сохранялась преемственность налоговой политики в отношении основных функций и структуры региональных и территориальных органов.

     Основные  меры по совершенствованию налоговой  системы осуществлены в 2001-2004 гг. так  с 2002 г. были снижены, а с 2003 г. окончательно отменены «оборотные налоги». С 2001 г. ставка налога на доходы физических лиц составляет 13 %. Начиная с 2004 г. с 20 % до 18 % снижена основная ставка налога на добавленную стоимость. В 2004 г. полностью отменен налог с продаж. С 2005 г. произошло существенное снижение единого социального налога (основная ставка – 26 %).

     В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1 % к ВВП ежегодно. В 2006-2008 гг. предполагается сохранить такие  же темпы по снижению налогового бремени.

     Анализ  уровня налоговой нагрузки в 2005 г. по видам деятельности свидетельствует, что самый высокий уровень  налогового бремени, исчисляемый как  отношение общей суммы налоговых  поступлений к объёму ВВП, произведенному в этих отраслях, имел место в секторе добычи полезных ископаемых – 51,6 %. Самый низкий в сельском хозяйстве и социальной сфере – 4,3 % и 8,3 % соответственно. В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки составил 19,1 %.

     Таким образом, одним из позитивных результатов налоговой реформы стало перераспределение налогового бремени с обрабатывающих и иных отраслей в сторону сектора, связанного с добычей полезных ископаемых.

     При этом, несмотря на снижение налоговой  нагрузки, за годы налоовой реформы удалось обеспечить стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей, которые заметно выросли в реальном выражении. Следует также отметить, что рост налоговых доходов имеет место как по доходам, поступающим в федеральный бюджет, так и в региональные и в местные бюджеты.

     Главной причиной необходимости модернизации налоговых органов послужило  резкое увеличение количества налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых  органах, что привело к необходимости  уточнения, унификации и формализации основных функций, исполняемых сотрудниками налоговых органов.

     При модернизации структуры налоговых  органов реализован принцип функциональной специализации. Суть этого принципа состоит в том, что налогоплательщик в случае посещения налогового органа по какому-нибудь вопросу обращается к любому свободному на данный момент налоговому инспектору, работающему в соответствующем функциональном подразделении.

     Наиболее  важным направлением в реструктуризации налоговых органов является укрупнение местных (городских и районных) налоговых органов. укрупнение производится посредством увеличения минимальной штатной численности территориальных инспекций до уровня не менее 90 человек. Данный уровень рекомендован Федеральной налоговой службой РФ. При увеличении численности штата налоговых органов одновременно оптимально сокращается доля сотрудников кадровых, бухгалтерских, хозяйственных структур, не участвующих непосредственно в администрировании налогов, а доля работников, занимающихся контрольной работой соответственно возрастает.

     Еще одним нововведением в процессе реформирования налоговой системы  в пределах регионов является создание межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам региона, что позволяет  проводить по отношению к вертикально  интегрированным структурам с сетью  филиалов и подразделений, рассеянных по всей территории РФ, единую налоговую политику, а также упрощает осуществление скоординированных контрольных действий.

     Создана следующая структура отделов  налоговых органов:

  1. Отдел общего обеспечения.
  2. Отдел финансового обеспечения.
  3. Юридический отдел.
  4. Отдел регистрации и учета налогоплательщиков.
  5. Отдел работы с налогоплательщиками.
  6. Отдел информационных технологий.
  7. Отдел ввода и обработки данных.
  8. Отдел учета, отчетности и анализа.
  9. Отдел урегулирования задолженности.
  10. Отдел камеральных проверок.
  11. Отдел выездных проверок.
  12. отдел оперативного контроля.

     Ключевым  элементом структуры налоговых  органов является отдел по работе с налогоплательщиками. В его  компетенцию входят прием налоговых  деклараций, прием сведений о доходах  физических лиц, визуальный контроль принимаемых документов, регистрация документов, информирование налогоплательщиков и т. д.

     Таким образом, несмотря на многочисленные проблемы как экономического, так и правого  характера в России складывается новая налоговая система, ориентированная на текущие потребности государства. Однако говорить, что налоговая реформа завершена преждевременно. Нужно проводить работу по совершенствованию налоговой системы постоянно. 
 

     Таким образом, можно выделить следующие  направления или задачи государственной политики в области налоговой реформы:

  1. Построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и других обязательных платежей;
  2. Сокращение общего числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;
  3. Облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг);
  4. Сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.

     Эти задачи предполагают создание более выгодных условий для предпринимательской деятельности в России.

     Совершенствование налогообложения неразрывно связано  с созданием прочных экономических  отношений. Все перечисленные задачи будут способствовать для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.

     Для успешного претворения в жизнь  налоговой политики необходимо согласованные  усилия всех государственных структур, чья деятельность связана с реформированием  налоговой системы. 
 
 
 

Дата                                                                                              Подпись

Информация о работе Современная налоговая реформа в Российской Федерации