Сравнение налоговых систем различных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:27, курсовая работа

Описание

Целью написания этой работы является рассмотрение и сравнение налоговых систем развитых стран с налоговой системой Российской Федерации.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие налоговой системы;
- описать налоговую систему Российской Федерации;
- описать налоговые системы развитых стран (на примере Канады);
- провести сравнение налоговых систем развитых стран и России.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 64.62 Кб (Скачать документ)

Однако доля доходов  от имущественных налогов пока еще  не слишком велика:

  • в бюджетной системе РФ - около 7%;
  • в региональных бюджетах - до 14%;
  • в бюджетах муниципальных образований - до 18%.

Около 70% всех поступлений  имущественных налогов обеспечивает налог на имущество организаций, земельный налог - 17%, транспортный налог  с организаций и физических лиц - более 11%. При этом доля налога на имущество  физических лиц не превышает 3%.

В структуре налоговых  поступлений зарубежных стран имущественные  налоги имеют больший вес, чем  в России. В целом подходы к  порядку взимания имущественных  налогов в России и зарубежных странах схожи: органы местного самоуправления устанавливают налоговые ставки и льготы по налогу. Однако функции  по ведению реестра объектов недвижимости, оценки их стоимости в России отданы различным ведомствам, а во многих зарубежных странах сконцентрированы в едином органе.

В качестве основных путей совершенствования имущественного налогообложения и повышения  собираемости имущественных налогов  предусмотрены следующие.

Во-первых, вовлечь  в налоговый оборот максимально  возможное количество объектов и  субъектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного  информационного обмена между Росреестром, органами технической инвентаризации, органами местного самоуправления, налогоплательщиками.

Во-вторых, ввести единое налоговое уведомление по уплате налогов по всему недвижимому  имуществу, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.

В-третьих, следует  предусмотреть освобождение от обложения  налогом на имущество организаций  высокотехнологичного оборудования в  целях инновационного развития предприятий  всех отраслей экономики.

Итогом реформы  имущественного налогообложения будет  создание условий для замены ныне действующих земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц налогом  на недвижимость.

Особое внимание будет уделяться повышению открытости Федеральной налоговой службы и  упрощению налоговых процедур, включая  взаимодействие с налогоплательщиком. Решение этой задачи должно осуществляться за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих  электронных сервисов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сравнение налоговых систем разных стран и России

Налоговая система не должна создавать дополнительных препятствий  налогоплательщикам (как юридическим, так и физическим лицам).

В зарубежных странах широко используется налоговое стимулирование привлечения заемных ресурсов на цели развития бизнеса как организациями, так и физическими лицами. Организации всю сумму процентов включают в состав расходов, поскольку в противном случае повысится экономическая ставка налога на прибыль, а сокращение чистой прибыли ограничит возможности фирмы по привлечению заемного капитала. Во многих странах физическим лицам предоставляется возможность уменьшать сумму подлежащего уплате подоходного налога на величину выплаченных процентов по займам, взятым на цели производственных инвестиций. В частности, такая налоговая скидка используется в Бельгии, Германии, Греции, Дании, Испании, Канаде, Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Швеции. Налоговая скидка в отношении процентов по займам, полученным физическими лицами для целей бизнеса, введена в Австралии, Франции, Турции, Ирландии, Японии, США, Великобритании.

В России подобные налоговые  льготы отсутствуют. Кроме того, существуют определенные ограничения по отнесению  на расходы процентов за пользование  заемными ресурсами. Согласно действующему порядку налогообложения, при отсутствии сопоставимых долговых обязательств в  состав расходов разрешено включать проценты по рублевым кредитам в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной  на 5%, а по валютным кредитам - 9%. Однако на практике банки достаточно легко обходят данные условия.

Эффективно было бы отказаться от установления законодательных ограничений  на включение в состав расходов процентов  за пользование заемными ресурсами  при одновременном усилении контроля за взаимозависимостью кредитора и  заемщика. Кроме того, необходимо налоговыми мерами стимулировать привлечение  организациями инвестиционных кредитов. В настоящее время в подобном случае организация вынуждена уплачивать больше налогов, чем при привлечении кредитов на пополнение оборотных средств. Это связано с тем, что, хотя при расчете налога на прибыль проценты по кредитам включаются заемщиком в состав внереализационных расходов вне зависимости от цели их получения, однако налог на имущество определяется по данным бухгалтерского учета, в котором проценты по кредиту, взятому для приобретения инвестиционного актива (основных средств или материалов), до оприходования приобретаемого имущества включаются в его первоначальную стоимость.

Значительное влияние  оказывает налогообложение и  на заинтересованность физических лиц  в получении кредитов, прежде всего  ипотечных и потребительских. В  зарубежных странах широкое распространение  получила практика налогового стимулирования использования физическими лицами кредитных ресурсов. Так, полный вычет  из налогообложения процентов по займам на покупку или улучшение  дома применяется в Голландии, Дании, Ирландии, Испании, Нидерландах, Норвегии, Португалии, США, Швеции, Швейцарии, Франции (действует дополнительный налоговый  кредит на определенную долю в процентах  от величины годовых инвестиций в  покупку нового дома). Предельный размер льготы установлен в Финляндии и  Италии (только для впервые приобретающих  жилье).

В России налоговые льготы для физических лиц также рассматриваются  как элемент создания благоприятной  налоговой среды для развития ипотечного жилищного кредитования и кредитования жилищного строительства. В Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ отмечается: Наличие налоговых льгот, связанных с ипотечным жилищным кредитованием, является действенным экономическим фактором, стимулирующим со стороны государства развитие первичного ипотечного рынка. Они позволяют существенно увеличить доступность долгосрочных ипотечных кредитов для населения. Меры налогового стимулирования развития жилищного кредитования направлены главным образом на предоставление имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Проценты по целевым кредитам (займам) вычитаются в полном объеме, что согласуется с опытом большинства развитых стран, в то время как ограничение размера налогового вычета 1 млн. руб. существенно снижает его эффективность, поскольку зачастую не соответствует величине реальных расходов на приобретение жилья.

Предварительно принятое федеральным правительством решение  о замораживании ставки налога на добавленную стоимость на уровне 18%, думается, принципиально неверно. Оно, в частности, обессмысливает прошлогоднее правительственное решение о  снижении этой ставки с 20% до названного уровня в качестве первого шага, за которым должен был последовать  второй-дальнейшее ее двух-трехпроцентное уменьшение, нацеливаемое на стимулирование развития экономики. Понятно, что ослабление зависимости народного хозяйства  от мировых цен на энергоносители настоятельно требует ослабления налоговой  нагрузки прежде всего в перерабатывающих отраслях, где на порядок выше, нежели в отраслях добывающих, доля добавленной  стоимости, соответственно - удельный вес НДС в общей налоговой  нагрузке. Снижение рассматриваемой  ставки до 15 - 16%, как представляется, создавало бы благоприятные предпосылки  для развития именно отраслей переработки. Однако при этом стоило бы сохранить  льготную - десятипроцентную - ставку НДС, действующую ныне, в частности, для  ряда продовольственных товаров  и изделий детского ассортимента; в противном случае неизбежен  взлет цен на потребительском рынке.

Например в Италии налог на добавленную стоимость взимается по дифференцированным ставкам. В настоящее время их пять: льготная - 2%, основная - 9%, две повышенные - 18% и 38%, а также нулевая, которая применяется к экспорту товаров и услуг.

Льготная ставка 2% применяется  к товарам первой необходимости (хлеб, молоко и другие продукты питания), а также газетам, журналам. По основной ставке 9% облагается широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных. Продукты питания и спиртные напитки, продаваемые через ресторан, а также бензин и нефтепродукты облагаются по ставке 18%. Самая высокая ставка применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные автомашины.

Не все так просто и  с намечаемыми на 2006 г. однозначно прогрессивными, на первый взгляд, нововведениями, касающимися налога на прибыль; речь идет о задействовании амортизационной  премии, беспрепятственном переносе убытков на будущее и полном учете  затрат на НИОКР в издержках производства. «Интрига» в том, что основная доля данного налога поступает в  бюджеты субъектов РФ, и обеспечить более или менее равноценное  возмещение этим бюджетам доходов, выпадающих в связи с названными новациями, в нынешних условиях практически  невозможно.

Отличием налоговой системы  Германии является наличие налога с  продаж вместо НДС. В государственных  доходах он составляет примерно 28% - второе место после подоходного  налога и служит регулирующим источником. Его общая ставка - 14%. Но основные продовольственные товары, а также  книжно-журнальная продукция облагаются по ставке 7%. Налог на доходы корпораций взимается с балансовой прибыли  компании. Ставка налога на нераспределенную прибыль - 50%, а на прибыль, распределенную по дивидендам - 36%.

Установив право региональных органов власти уменьшать ставку налога на прибыль в их бюджеты  максимум на четыре процентных пункта, законодатели если не полностью, то в  решающей степени подорвали экономическую  базу применения заниженных цен. Альтернативный же путь, связанный с доказыванием аффилированности юридических лиц, занятых в соответствующих цепочках, наверняка оказался бы куда более  длинным, да и вряд ли вообще перспективным.

Например в Канаде ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка — 28% (для компаний обрабатывающей промышленности — 23.

Действующие нормы Налогового кодекса РФ позволяют налогоплательщикам применять контрактные цены, отклоняющиеся  от рыночных на 20%.

Но положительной стороной налоговой реформы является увеличение с каждым годом налоговых поступлений  в бюджет Российской Федерации.

В зарубежных странах налоговые  вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких  налоговых ставок неправильный или  недостаточный учет налогового фактора  может привести к весьма неблагоприятным  последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или  даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки  зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное значение.

На самом деле и в  странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой  ставке не свыше 20-25%.

Снижение высоких  нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных  в западных странах в принципе доступно для всех  компаний, хотя и носит избирательный характер.

Практически во всех странах  существуют значительные налоговые  льготы (или даже прямые субсидии и  компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности, в создание новых рабочих  мест, для предприятий, создаваемых  в относительно менее развитых районах  и т.д.

Многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют  своим компаниям отсрочку от налогообложения  доходов, полученных за рубежом до тех пор, пока они не будут реально репатриированы в страну. Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер, а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

Компании с международным  масштабом деятельности могут даже пользоваться весьма существенными  льготами, предусмотренными международными налоговыми соглашениями.

Необходимо отметить некоторые  основные положительные моменты, характерные  для системы сбора налогов  в США и ФРГ, влияющие на поступление  налогов в государственную казну, которые могут быть учтены при  становлении эффективного налогового контроля в нашей стране.

    1. Хорошо развитая и финансируемая автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.
    2. Большое значение деловой и финансовой репутации бизнесмена на Западе. Информация об уклонении от уплаты налогов или о наличии проблем с налоговыми органами может пагубно сказаться на дальнейшем развитии бизнеса, “отпугнуть” деловых партнеров.
    3. Систематизация опыта работы налоговых служб и правоохранительных органов, их хорошая техническая оснащенность, высокий авторитет у граждан и субъектов финансово-хозяйственной деятельности.
    4. Горизонтальные и вертикальные механизмы сотрудничества налоговых служб, отработанные в США.
    5. На Западе налоговое законодательство более детализировано, отсутствуют основания для разных толкований и интерпретации. Положительным моментом является также и устоявшаяся налоговая система государств.
    6. Разумная дифференциация санкций за налоговые правонарушения и преступления. Практика ограничения виновных в некоторых гражданских правах. Например, лишение права участвовать в выборах, лишение водительских прав являются действенными мерами предупреждения налоговых преступлений.
    7. Относительно стабильная экономическо-политическая ситуация.
    8. Налоговые преступления рассматриваются в тесной связи с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем, проявлениями теневой экономики. Они рассматриваются как тяжкие преступления против общества или государства.
    9. Отлаженная система возмещения причиненного государству финансового вреда. Возложение взыскания на личное имущество должника, возможность конфискации имущества.
    10. Опыт, в частности США, привлечения к уголовной ответственности юридических лиц за налоговые преступления может быть очень полезен для российского налогового и уголовного законодательства, ведь уклонение от уплаты налогов осуществляется зачастую не только в личных интересах руководителя фирмы, но и в интересах предприятия, где присутствуют интересы всех учредителей.

Информация о работе Сравнение налоговых систем различных стран