В народе говорят, что мудрость –
это умение предвидеть будущие последствия
происходящих в данный момент действий
и умение руководить ими. Другими
словами, мудрость – это обращение
в будущее, то есть человек знающий,
пытается повлиять на будущее. Это важно
и в экономике.
Для того чтобы управлять
будущим, человечество создало
определенные механизмы, которые
в экономической науке называются
– прогнозирование, макроэкономическое
планирование и экономическое
программирование. Прогнозирование
– это получение информации
о будущем; это предвидение,
которое делится на научное и ненаучное
(интуитивное, каждодневное и религиозное).
Научное предвидение базируется на знаниях
закономерностей развития природы, общества
и мышления; интуитивное – на так называемом
жизненном опыте, связанными с аналогиями,
приметами и т.д.; религиозное предвидение
ещё называют пророчеством, то есть верой
в сверхъестественные силы, предрассудки
и прочее.
Прогнозирование – это предвидение,
которое базируется на специальном
научном исследовании. Какие же
бывают прогнозы? Поисковый прогноз
– это определение возможного
положения явления в будущем;
нормативный – определение путей
и сроков достижения возможного
положения явления, которое принято
за цель.
Целевой прогноз отвечает
на вопрос: что именно желательно
и почему?
Программный прогноз отвечает на вопрос:
что конкретно необходимо сделать,
чтобы достичь желаемого? Прогнозирование
имеет два конкретных аспекта: предсказывать
и предвидеть. В зависимости от
того, какой результат необходимо
получить или, что необходимо спрогнозировать,
преимущество предоставляется то одному,
то другому аспекту.
Прогнозирование необходимо, потому
что будущее необычно и эффект
многих решений, принимаемых сегодня,
на протяжении определённого
времени не ощущаются. Поэтому
точное предвидение будущего
повышает эффективность процесса
принятия решения.
1. Становление планирования и прогнозирования
в зарубежных странах
1.1 Возникновение и развитие
прогнозирования и планирования
в мировой практике
В зарубежных экономических
центрах, занимающихся прогнозными
и аналитическими вопросами, используются
десятки, сотни прогнозных эконометрических
систем. Широко известна одна
из первых развернутых моделей
национального хозяйства, разработанная
американским ученым-экономистом,
лауреатом Нобелевской премии
по экономике (1980 г.) Лоренсом Робертом
Клейном. Эта модель включает
15 внутрисистемных переменных, которые
определяются с помощью 12 стохастических
линейных и нелинейных уравнений
и четырех детерминированных
тождеств.
В современной России прогнозы
развития национальной экономики,
основных народно-хозяйственных
комплексов, уже стали основой
формирования государственной экономической
политики. Широко развиваются прогнозы
ситуаций на валютном рынке,
на рынке среднесрочных и краткосрочных
ценных бумаг, но забыт опыт
оптимизационного прогнозирования
социальной и производственной
сфер всего народного хозяйства.
Поэтому изучение опыта зарубежных
стран в области прогнозирования
и планирования, представляет для
Российской Федерации большую
ценность.
Разработки в области экономического
планирования и прогнозирования, в зарубежных
странах, возникли в последней четверти
XIX в. Они были связаны с попытками исследователей
выявить будущие тенденции производства
основных продуктов, на основе анализа
поведения находившихся в их распоряжении
статистических данных. Главными методами
прогнозирования тогда были экспертные
оценки, которые основывались на качественном
анализе рядов и простая экстраполяция,
т.е. перенесение прошлых тенденций на
будущее.
В начале ХХ века были
сделаны первые попытки выявления
экономических индикаторов. В
частности, экономист Дж. Брукмайер
уже в 1911 г. пробовал использовать для
прогнозирования три хронологических
ряда следующих показателей: индекс банковских
кредитов, индекс цен акций, индекс общей
экономической активности. Дальнейшее
развитие этот подход получил в 20-е годы
в исследованиях Гарвардского университета,
использовались так называемые «гвардейские
кривые» (А – В-С). Кривая (А) представляла
собой индекс стоимости ценных бумаг на
бирже, кривая (В) – величину депозитов
в банках, кривая (С) – норму процента.
В основе выбора именно этих показателей
в качестве индикаторов лежали представления,
согласно которым в окрестностях поворотных
точек цикла, данные показатели должны
были фиксировать изменения экономической
конъюнктуры в указанной последовательности.
Мощным толчком в развитии
прогнозирования и планирования
за рубежом, явилась «Великая
депрессия» – экономический кризис
в США 1929–1933 гг., который заставил
государственные власти искать
пути выхода из него.
В 30-е гг. XX века впервые
за рубежом возникает планирование
на макроэкономическом уровне. Прогнозы
и планы становятся необходимым
элементом системы регулирования
национальной экономики. Прогнозы
составлялись с помощью модели
«затраты – выпуск», линейного
программирования, моделей системного
анализа и на основе экспертных
оценок. Первые планы на макроэкономическом
уровне охватывали финансово-бюджетную
и денежно-кредитную политику
и выражались в составлении
национальных бюджетов. Они отличались
от государственных бюджетов
тем, что учитывали доходы не
только государства, но и в
целом по стране.
В 1944 году известный немецкий
экономист К. Ландауэр, эмигрировавший
в США, опубликовал свою книгу под названием
«Теория национального экономического
планирования». Система планирования,
предложенная автором, очень похожа на
ту, которая позже стала известна, как
«Индикативное планирование», в рамках
которого национальное правительство
воздействует на экономическое развитие
скорее посредством координации и обеспечения
информацией, чем путем принятия решений
и выдачи указаний.
В послевоенные годы планирование
на макроэкономическом уровне
становится предметом широких
дискуссий, с целью не только
избежать кризисов, но и регулирования
процессов распределения национального
продукта. Национализация ряда отраслей,
рост доли государственного сектора
в экономике, дали возможность
правительствам осуществлять прямой
контроль над внешней торговлей,
ценовой политикой и финансами.
В 50-е гг. XX века, во многих странах
произошел отход от составления
национальных государственных планов
в форме бюджетов. Сформировались
два новых направления. Первое, связано
с усложнением административного государственного
аппарата, используемого для разработки
планов; второе, с расширением сферы деятельности
планирования и прогнозирования. Если
на первом этапе национальные экономические
планы составлялись в Министерстве финансов
государства, то в начале 60-х годов XX века
создаются специальные плановые органы:
так, во Франции – это Генеральный комиссариат
по планированию, в Японии – это Экономический
консультативный совет и Управление экономического
планирования; в Нидерландах – это Центральное
плановое бюро; в Канаде – Экономический
совет.
Необходимость макроэкономического
планирования, была обусловлена
макроэкономической неустойчивостью,
усилением степени интеграции
различных хозяйственных единиц
и секторов экономики, ростом
доли правительства в использовании
ВНП, загрязнением окружающей
среды и другими немаловажными
факторами.
До 70-х гг. XX века западные
страны осуществляли прогноз
посредством национальных моделей
прогнозирования. В середине 1970-х
гг. начинают создаваться макроэкономические
модели, с помощью которых прогнозируется
развитие экономики ряда стран,
регионов и всего мира. Впервые
они стали разрабатываться в
США. Так, модель «ЛИНК» включает
10 национальных моделей (9 европейских
стран и Японию). При разработке
будущего мировой экономики Организация
Объединенных Наций (ООН) использовала
макроэкономическую модель В.
Леонтьева, состоявшую из 15 взаимосвязанных
региональных моделей.
Каждая страна, с учетом специфики
национальной экономики, использует
определенные подходы в прогнозировании
и планировании экономических
и социально значимых процессов,
постоянно совершенствуя эти
модели, применительно к изменяющимся
условиям как внутри страны, так
и на мировой экономической
авансцене.
1.2 Методы, подходы и особенности
бюджетного планирования и прогнозирования
за рубежом
Бюджетное планирование (от
англ. budgetary planning) – это составляющая финансового
планирования, позволяющая определить
объем, источники и целенаправленное использование
бюджетных ресурсов на каждом из уровней
управления: федеральном, региональном,
муниципальном; это необходимый компонент
функционирования бюджетной системы,
неотъемлемая часть бюджетного процесса.
В условиях перевода национальных
экономик стран СНГ на рыночные
основы хозяйствования, после распада
Советского Союза, существенно
изменились содержание и методика
бюджетного планирования, оставшаяся
в наследство от Госплана СССР.
Количественные ориентиры, используемые
в бюджетном планировании, из директивных
стали индикативными (рекомендательными),
появилась возможность вместо валовых
затратных показателей применять иные
измерители, нацеленные на конечные качественные
и количественные результаты. Возникла
необходимость использования разных вариантов
прогнозных расчетов, большое значение
стало придаваться выбору оптимальных
решений. Также как и в Российской Федерации,
в Украине, в Республике Беларусь, Молдове
и в Казахстане, бюджетное планирование
сохранило свое значение как база для
составления основного финансового плана,
деятельности органов власти разных уровней.
Ежегодно бюджетные показатели утверждаются
на государственном и региональном уровнях
– в форме законов, на местном – в форме
решений представительных органов местного
самоуправления. К числу наиболее распространенных
методов бюджетного планирования, относят
методы: экономического анализа; экстраполяции;
математического моделирования; индексный,
балансовый и другие.
Бюджетное планирование в
этих странах осуществляется
в несколько этапов: составление
проектов бюджетов финансовыми
органами разных уровней; рассмотрение
проектов бюджетов в исполнительных
органах власти; рассмотрение проектов
бюджетов и утверждение бюджетов
в законодательных и представительных
органах государственной власти
разных уровней и в органах
местного самоуправления; поквартальное
распределение финансовыми органами
государственных, региональных и
муниципальных уровней доходов
и расходов, а также составление
сводных бюджетных росписей.
Бюджетное прогнозирование
(от англ. budgetary forecasting) – это обоснованное,
опирающееся на реальные расчеты предположение
о направлениях развития бюджета, возможных
состояниях его доходов и расходов в будущем,
путях и сроках достижения этих состояний.
Это неотъемлемая часть бюджетного процесса,
база бюджетного планирования. Прогноз
строится на тщательном изучении информации
о состоянии бюджета на данный момент;
определении в соответствии с выявленными
закономерностями разных вариантов достижения
предполагаемых бюджетных показателей;
нахождении в результате анализа наилучшего
варианта развития бюджетных отношений.
Прогнозирование бюджета ориентирует
на поиск оптимального решения
задач, на выбор наилучшего
из возможных вариантов. В процессе
бюджетного прогнозирования рассматриваются
различные варианты бюджетной
политики государства, разные
концепции развития бюджета с
учетом множества экономических
и социальных задач, объективных
и субъективных факторов, действующих
на государственном, региональном
и местном уровнях. При этом
непрерывность прогнозирования
бюджета обусловливает систематическое
уточнение бюджетных показателей
по мере формирования новых
данных. В Армении, Туркменистане
и Узбекистане для составления
прогнозов используются два подхода:
генетический и нормативно-целевой, которые
с успехом переняли у своего северного
соседа – России.
В процессе прогнозирования
бюджета используются различные
методы: метод математического моделирования;
индексный; нормативный; экспертных
оценок; балансовый и другие. Метод
математического моделирования,
основанный на применении экономико-математической
модели, позволяет учесть множество
взаимных связывающих факторов,
влияющих на бюджетные показатели,
и выбрать из нескольких вариантов
проекта бюджета наиболее подходящий,
соответствующий принятой концепции
социально-экономического развития
страны и проводимой бюджетной
политики. При индексном методе
используются разнообразные индексы,
отражающие динамику цен, уровень
жизни, реальные доходы населения
и т.д. Широко применяется дефлятор
(индекс цен), коэффициент пересчета цен
в неизменные, предназначенные для расчета
бюджетных доходов и расходов, т. к. в них,
прежде всего, отражается инфляция.
Инструментами нормативного метода
являются прогрессивные нормы и финансово-бюджетные
нормативы, необходимые для расчета бюджетных
доходов на основе установленных налоговых
ставок и учета некоторых макроэкономических
ориентиров: уровня налогового бремени;
предельного размера бюджетного дефицита
(в% к ВВП и объему расходов бюджета); предельной
величины государственного долга и т.п.