Структура налоговых органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение:
- структуры Налоговых органов Российской Федерации;
- создания первых налоговых органов и их реформирование;
- перечисление и анализ законодательства, нормативно-правовых актов, о системе налоговых органов России и принципах их функционирования, за весь период новейшей истории 1991-2005 гг.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………Стр.3-5
1. Глава 1. Налоговые органы. Основные положения
1.1 Правовые основы деятельности налоговых органов России …Стр.6-9
1.2 Права и обязанности налоговых органов ……………………………Стр.10-16
1.3 Функции налоговых органов…………………………………………………. Стр.17-18
2. Глава 2. Налоговые органы России: структура, функции и назначение
2.1 Принципы построения системы налоговых органов……………..Стр.19-21
2.2 Центральный аппарат: структура и функции………………………….Стр.22-25
2.3 Территориальные органы Федеральной налоговой службы России…………………………………………………………………………………..... Стр.26-37
Заключение…………………………………………………………………………………… Стр.38-42
Список литературы……………………………………………………………………….. Стр.43-44

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2011 ноябрь.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

11. Предъявлять в суде  и арбитражном суде иски:

- о ликвидации предприятия  любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях;

- о признании сделок  недействительными и взыскании  в доход государства всего  полученного по таким сделкам;

- о взыскании неосновательно  приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

12. Создавать на период  погашения задолженности по налогам  налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более  задолженность, в целях обеспечения  контроля за ее погашением.

13. Федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, является органом валютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым  органам предоставляется право  отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Для обеспечения уплаты налогов налоговые органы наделены полномочиями контролирующего характера  и мерами воздействия на нарушителей налогового законодательства и выполняют три основные функции:

1. контроль за исполнением  обязанности по уплате налогов;

2. осуществление валютного  контроля;

3. административно-юридикционная  деятельность, т.е. налоговые органы, выявляют и самостоятельно рассматривают дела об административных правонарушениях.

Должностные лица налоговых  органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации:

    1. соблюдать законодательство о налогах и сборах
    2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов
    3. вести в установленном порядке учет налогоплательщиков
    4. бесплатно проводить разъяснительную работу, вовремя информировать налогоплательщиков о внесенных изменениях в налоговый кодекс
    5. осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов
    6. соблюдать налоговую тайну
    7. направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа
    8. налоговые органы при выявлении обстоятельств позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах содержащего признаки преступления обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    9. налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные налоговым кодексом или иными федеральными законами.

Глава III предусматривает  общие условия наступления ответственности  налоговых органов и их должностных лиц за необоснованные действия (бездействие).

Глава IV освещает общие  вопросы материально - технического обеспечения налоговых органов, бытового обеспечения и обязательного  государственного личного страхования  самих сотрудников. Предусмотрен порядок выплаты единовременных пособий при наступлении неблагоприятных последствий в связи с осуществлением служебной деятельности (гибель работника налоговых органов, телесные повреждения). Государственным служащим - сотрудникам налоговых органов, присваиваются классные чины в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы: главный государственный советник налоговой службы; государственные советники налоговой службы 1, 2, 3 ранга; советники налоговой службы 1, 2, 3 ранга; инспектора налоговой службы 1, 2, 3 ранга. Должностные лица налоговых органов являются государственными служащими.

Кроме Конституции РФ и указанного закона, налоговые органы руководствуются в служебной  деятельности Налоговым кодексом РФ (части 1, 2), другими федеральными законами и иными законодательными актами государства, нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

 

Система Министерства Российской Федерации по налогам и сборам условно делится на три уровня:

    • Общефедеральный - центральный федеральный орган исполнительной государственной власти (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам). Оно возглавляется Министром Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством Российской Федерации. Министр Российской Федерации по налогам и сборам формирует совещательный орган - коллегию.
    • Региональный - налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации краям, областям, автономным образованьям, городам (т.е. инспекции по субъектам Федерации). Руководители этих инспекций назначаются руководителем Госналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.
    • Местный - налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Руководители этих инспекций назначаются Руководителями вышестоящих налоговых органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Функции налоговых органов

Различным звеньям Госналогслужбы свойственны различные функции. Между тем всем звеньям - общефедеральному, региональному и местному присущи и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие  функции всех звеньев Госналогслужбы (общие функции налоговых органов):

1) соблюдать законодательство  о налогах и сборах;

2) обеспечивать учет  налогоплательщиков;

3) осуществлять контроль  за соблюдением налогоплательщиками  и другими участниками налоговых  отношений налогового законодательства;

4) проводить разъяснительную  работу по применению законодательства  о налогах и сборах;

5) осуществлять возврат  или зачет излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм налогов;

6) соблюдать налоговую  тайну.

 Центральный аппарат  в дополнение к тем функциям, которые выполняет местное звено налоговой службы, обладает следующими полномочиями:

– организует, координирует и контролирует работу налоговых  инспекций;

– осуществляет аналитическую  и статистическую деятельность;

– разрабатывает и  издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства

– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами  и другими организациями;

– участвует в выработке  налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении;

– решает вопросы международного сотрудничества.

Региональное звено  Госналогслуж6ы выполняет функции, присущие нижнему звену, а также  ряд функций, присущих высшему звену, - по организации, координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых инспекций, обобщению практики.

Налоговый кодекс РФ устанавливает  способ осуществления функций налоговых  органов, с одной стороны, путем  реализации полномочий, под которыми понимаются права произвести какие-либо действия (ст.31 Налогового кодекса) и с другой - методом исполнения обязанностей.

 

 

 

 

 

 

2. Глава 2. Налоговые органы России: структура, функции и назначение

2.1 Принципы построения  системы налоговых органов

Жизнедеятельность любого государства находится в прямой зависимости от налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в силу разных причин, допускают нарушения налогового законодательства - от несвоевременной уплаты налогов до уклонения от их уплаты.

Государственная налоговая  служба - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.

В связи с  тем, что к числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов, а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ Налоговым кодеком Российской Федерации  установлено, что таможенные органы, обладают полномочиями налоговых органов.  Например, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправе привлекать к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Таким образом, в Налоговом  кодексе впервые нашла закрепление  норма об обладании таможенными  органами в определенных случаях, полномочиями налоговых органов.

Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих  принципах:

1. Принцип единства.

Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для  обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого контрольного органа. Налоговая служба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

В соответствии с п.п. «Н» п.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономических служб.

По предметам совместного  ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  акты субъектов Российской Федерации.

2. Принцип независимости.

Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с законом. Налоговые инспекции выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

3. Принцип централизации.

Государственная налоговая  служба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением является правовое положение Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы» эта инспекция находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Центральный аппарат: структура  и функции

Система налоговых органов  построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в  Российской Федерации, и  состоит из трех звеньев.

Основным элементом  в этой системе являются государственные  налоговые инспекции по районам, городам без районного деления  и районам в городах. Второе звено  включает в себя районные (городские) государственные налоговые инспекции.

Возглавляет систему налоговых органов центральный аппарат Государственной  налоговой службы - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Высшую ступеньку в иерархии налоговых органов занимает центральный  аппарат Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам, которая является правопреемником Государственной налоговой службы Российской Федерации. Его структурная схема состоит из департаментов по основным направлениям деятельности.

Структурные подразделения  центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам:

1. Департамент налоговой политики

2. Департамент налогообложения прибыли

3. Департамент косвенных налогов

4. Департамент налогообложения доходов и имущества физических лиц

5. Департамент единого социального налога

6. Департамент организации налогового контроля

7. Департамент налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции

8. Департамент учета налогоплательщиков

9. Департамент учета и отчетности

10. Департамент анализа и планирования налоговых поступлений

11. Департамент контроля налоговых органов

12. Департамент информационных технологий

13. Юридический департамент

14. Департамент кадровой политики

15. Департамент финансового обеспечения

16. Департамент материального обеспечения и капитального строительства

17. Административно-контрольный департамент

18. Управление ресурсных платежей

19. Управление налогообложения малого бизнеса

20. Управление международных налоговых отношений

Информация о работе Структура налоговых органов РФ