Субъекты налогового права.
Точное определение
субъектов налогового права имеет
важное практическое значение
т.к. позволяет выявить круг лиц, которые
вступают в налоговые отношения и действия
их влекут юридически значимое последствие.
Только субъекты
налогового права несут права
и обязанности в соответствии
с налоговым законодательстве.
Субъекты налогового права
Согласно ст.9 Налогового кодекса
РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых
законодательством о налогах
и сборах, являются:
- организации физические лица, признаваемых налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
- организации и физические лица, признаваемые налоговым кодексом налоговыми агентами;
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в РФ;
- государственный таможенный комитет РФ и его подразделение (далее - таможенные органы);
- государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими должностные лица, осуществляющие в установленном порядке по мимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплату налогоплательщиками и плательщиками сборов (далее - сборщики налогов и сборов) ;
- Минфин РФ , Минфин республик , финансовое управление (департаменты отдела ) администрации краев , властей, городов Москвы и С - П, автономной области, автономных округов, районов и городов ( далее - финансовые органы ) , иные уполномоченные органы - при решение вопросов об отсрочке и о рассрочки уплаты налогов и сборов других вопросов, предусмотренных налоговым кодексом;
- органы государственных внебюджетных фондов;
Понятие и классификация норм налогового
права. Акты налогового законодательства
Нормы налогового права являются первичным
элементом правовой регламентации
налоговых отношений и представляют
собой установленное публичным
субъектом и обеспеченное государственным
принуждением правило поведения
участников отношений в налоговой
сфере. Нормы налогового права бывают:
- регулятивными, содержащими предписанное правило поведения;
- охранительными, предусматривающими меры государственного принуждения к лицам, виновным в нарушении законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, в зависимости от характера
содержащихся в норме права предписаний
нормы налогового права подразделяют
на:
- управомочивающие, предоставляющие участнику правоотношений некоторый выбор возможного способа поведения. Этот выбор исчерпывается теми вариантами поведения, которые предлагает законодатель. В силу особенностей метода правового регулирования эти нормы не имеют широкого распространения;
- обязывающие, которые содержат предписания, обязывающие участников налоговых отношений совершить определенные действия;
- запретительные, предписывающие участникам налоговых отношений воздерживаться от определенных действий.
Существуют и иные классификации
налоговых норм.
Ст. 5 НК РФ установлены особые правила
вступления в силу актов законодательства:
- о налогах — не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
- о сборах — не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Дата вступления нормативного правового
акта в силу (начало его действия)
имеет важное юридическое значение,
так как именно с этого момента
начинается действие нормативного акта
также в пространстве и по кругу
лиц.
Федеральные законы, вносящие изменения
в НК РФ в части установления новых
налогов и (или) сборов, а также
акты законодательства о налогах
и сборах субъектов Российской Федерации
и нормативные правовые акты представительных
органов муниципальных образований,
вводящие налоги, вступают в силу не
ранее 1-го января года, следующего за годом
их принятия, но не ранее одного месяца
со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах
и сборах, устанавливающие новые
налоги и (или) сборы, повышающие налоговые
ставки, размеры сборов, устанавливающие
или отягчающие ответственность
за нарушение законодательства о
налогах и сборах, устанавливающие
новые обязанности или иным образом
ухудшающие положение налогоплательщиков
или плательщиков сборов, а также
иных участников отношений, регулируемых
законодательством о налогах
и сборах, обратной силы не имеют, те
же акты налогового законодательства,
которые устраняют или смягчают ответственность
за нарушение законодательства либо устанавливают
дополнительные гарантии, имеют обратную
силу.
В НК РФ не содержится специальных
норм, предусматривающих случаи прекращения
действия актов налогового законодательства.
Однако сложившаяся практика позволяет
говорить о том, что они утрачивают
силу либо в результате прямой отмены,
либо с истечением срока действия
закона.
Действие нормативных правовых
актов в пространстве позволяет
говорить о территории, в границах
которой распространяет свое действие
принятый акт. Ст. 4 Конституции РФ устанавливает,
что Конституция РФ и федеральные
законы действуют на всей территории
нашей страны. Учитывая, что в
соответствии со ст. 67 Конституции РФ
Россия имеет некоторые суверенные
права в исключительной экономической
зоне и на континентальном шельфе,
а объем этих прав определяется международными
соглашениями, то регулирование налоговых
отношений здесь осуществляется
только в тех пределах, которые
установлены актами международного
права. Законы субъектов РФ и нормативные
правовые акты муниципальных образований
действуют соответственно на территории
указанных субъектов и муниципальных
образований.
Что касается действия источников по
кругу лиц, то они действуют на
всей территории РФ и распространяются
на всех субъектов гражданского права,
если в соответствующем акте (норме
права) не установлено иное.
По кругу лиц нормативный
акт распространяет свое действие на
категории субъектов, указанных
в законе, с учетом предусмотренных
в нем ограничений. Ст. 9 НК РФ установлен
исчерпывающий перечень участников
налоговых правоотношений:
1) организации и физические лица,
являющиеся налогоплательщиками
или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица,
признаваемые налоговыми агентами;
3) налоговые органы;
4) таможенные органы.
В России резидентами считаются:
- физические лица, постоянно проживающие на ее территории, а также временно находящиеся за ее пределами;
- юридические лица с местонахождением в стране;
- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством России и с местонахождением в ней;
- дипломатические представительства России, находящиеся за ее пределами;
- филиалы и представительства резидентов, находящиеся за пределами России.
К числу нерезидентов относятся:
- физические лица, постоянно проживающие за пределами России, в т.ч. временно находящиеся на ее территории;
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и с местонахождением за пределами России;
- предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и с местонахождением за пределами России;
- дипломатические и иные представительства, находящиеся в России;
- филиалы и представительства нерезидентов, находящиеся в России.
Экономический субъект является резидентом
той страны, где находится его
основное место жительства, независимо
от его гражданства. Резидентство фирмы
определяется местом регистрации и нахождения,
а не местом проведения операций.
Налогоплате́льщик — физическое
лицо или организация, на которое законом
возложена обязанность уплачивать налоги.
Налогоплательщики
имеют право:
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;
- получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени,
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- уведомления и требования об уплате налогов;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговым Кодексу или иным федеральным законам;
- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
- требовать соблюдения налоговой тайны;
- требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики
обязаны:
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учёт в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым Кодексом;
- вести в установленном порядке учёт своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
- представлять в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте»;
- представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом;
- в течение четырёх лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
- Также налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
- об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;
- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
- обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
- о реорганизации — в срок не позднее трёх дней со дня принятия такого решения.
Налоговый агент — в
российском налоговом законодательстве
лицо, на которое возложены обязанности
по исчислению, удержанию у налогоплательщика
и перечислению налогов в бюджет.