Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 20:08, реферат
Система налогообложения складывалась на протяжении всей истории человечества. Начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях храмам, поскольку последними на заре развития человечества выполнялись важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали носить более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор».
Введение
1. Сущность налогообложения.
2. Функции налогообложения.
3. Принципы построения Российской налоговой системы.
Список литературы
Представляется очевидным, что значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства все-таки преувеличено. По мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе. Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.
В этой связи можно согласиться с С. Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.
Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогу никакие налоговые льготы.
Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот «суперльготный» режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. В этой связи представляется справедливым утверждение В. Потапова о том, что налоговые стимуляторы вторичный
Тем
не менее в ряде случаев наличие
налоговых льгот может
В
то же время регулирующая функция
налогов действует сразу и
непосредственно при
Поль
Годме в своей книге «
С помощью налогов государство, действительно, способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер. Но нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как и переоценка, государством социального значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушаюется свобода конкуренции и принцип справедливости.
4. Контрольная функция налогообложения
Через
налоги государство осуществляет контроль
за финансово-хозяйственной
5. Поощрительная функция налогообложения
Как
отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения
может отражать признание государством
особых заслуг определенных категорий
граждан перед обществом (предоставление
налоговых льгот участникам Великой
Отечественной войны, Героям Советского
Союза, Героям России и др.). Однако данная
функция представляет собой простое приспособление
налоговых механизмов для реализации
социальной политики государства.
3.
Принципы построения
Российской налоговой
системы.
Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.
Принципы налогообложения
1. Налоги устанавливаются законом.
Данный принцип означает, что налог должен быть напечатан (ст. 13-15 НК РФ).
Кроме того, в НК определены все элементы налога.
2. Принцип всеобщности налогообложения.
Согласно этого принципа каждая организация и физическое лицо должны участвовать в финансировании общегосударственных расходов с помощью уплаты налогов, т.е. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
3. Принцип равного налогообложения.
Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.
4. Принцип справедливости.
Согласно этого принципа каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства, соразмерно своим расходам и доходам.
Т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору.
6. Однократность налогообложения.
Один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения.
Как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
Этот принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность
данного принципа заключается в
том, что существует, естественно, разница
между налогом, который взимается
из расходов на потребление предметов
роскоши, и налогом, который хотя
бы даже в небольшой степени
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги.
Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.
8. Принцип удобного налогообложения.
Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога (что и по какой ставке облагается налогом) и сроки его уплаты известны заблаговременно.
9. Принцип определения в законе перечня прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов.
Общепризнанные
принципы: однократный, обязательный
характер уплаты налога, простота и гибкость.
Список
литературы
1. Каклюгин В.Г. Налогообложение : учеб. пособие / В. Г. Каклюгин. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 190 с.
2. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России : Учеб. для вузов / Л. Н. Лыкова. - М. : БЕК, 2001. - 366 с.
3. Беликова Т.Н. Всё об НДС / Т. Н. Беликова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 128 с.
4. Черник, Д.Г. Налоги в рыночной экономике / Д. Г. Черник. - М. : Финансы , 1997 ; : ЮНИТИ. - 382 с.
5. Петрова, Г.В. Налоговое право : учеб. для вузов / Г. В. Петрова. - М. : НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 266с.
6. Пепеляев С.Г. Правовое положение органов Государственной налоговой службы Российской Федерации / С. Г. Пепеляев ; Аудит. фирма "Контакт". - М. : Инвест. фонд, 1995. - 125 с.
7. Пепеляев С.Г. Законы о налогах : Элементы структуры / С. Г. Пепеляев ; Аудит. фирма "Контакт". - М. : СВЕА, 1995. - 64 с.
8. Налоги и налогообложение : Учеб. пособие для вузов / И.Г. Русакова, В.А. Кашин, А.В. Толкушкин; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М. : ЮНИТИ, 2000. - 494 с.
9. Налоги в России. Обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды : Сб. нормат. документов / Исслед. центр частного права; Гос. налоговая служба РФ; Сост. Ю.А. Агешин и др.; Отв. ред. М.И. Ходорович. - М. : Юрид. лит., 1995. - 63 с.
10.
Налоги : Учеб. для вузов / Под ред. Д.Г.Черника.
- М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 444 с.