Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2011 в 23:56, реферат

Описание

Налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Содержание

Введение 3
1 Налоги, их виды и функции 4
2 Принципы налогообложения. Кривая Лаффера 11
3 Налоговая система Республики Беларусь 17
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

макро курсовая.docx

— 375.42 Кб (Скачать документ)

     Содержание 
 

     Введение                                                                        3

     1 Налоги, их виды и функции                                       4

     2 Принципы налогообложения. Кривая  Лаффера      11

     3 Налоговая система Республики  Беларусь        17 

     Заключение                                                                    23

     Список  литературы                                                       25 

 

     

     Введение 
 

     Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств.

     Налоги  – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики. Налоги, активно участвуя в перераспределительном  процессе, оказывают серьезное влияние  на воспроизводство, стимулируя или  сдерживая его темпы, усиливая или  ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос  населения.

     Результативность  системы налогообложения определяется ролью налогов. Эта роль положительна, если потенциал налогообложения  реализован на практике в максимально  возможной степени и достигнуто относительное равновесие между  функциями. Это проявляется в  оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересы плательщиков.

     Обеспечение положительного влияния налогообложения  на сферы финансово-хозяйственной  деятельности — задача сложная, к  тому же противоречивая: для государства  первостепенной и главной является максимизация, а для налогоплательщика  — минимизация налоговых изъятий.

     Оптимизация налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов, поскольку находится под воздействием экономики и политики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Поэтому одной из важнейших налоговых проблем является совершенствование механизма налогообложения Республики Беларусь.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Налоги, их виды  и функции 
 

     Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

     Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

     Величина  налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит, прежде всего, от налоговой базы и налоговой  ставки. Налоговая база — это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка — это размер, в котором взимается налог. [9]

     Основными чертами налога как экономического явления выступают: 1) обязательность, или принудительность, уплаты; 2) безвозмездность и 3) безэквивалентность.

     Уплата  налога выступает как обязанность  налогоплательщика, в то время как у противоположной стороны (т. е. у государства) встречных финансовых обязательств не возникает.

     Элементы  налога. Ограничимся выделением 10 основных позиций:

  1. налоговая норма, которая в соответствующем законе определяет правила поведения в хозяйственной сфере;
  2. субъект налога (определяется тот хозяйствующий субъект, который должен платить налог, а также налоговый агент — лицо, которое призвано быть ответственным за перечисление в бюджет самого налога);
  3. носитель налога — тот хозяйствующий субъект, кто реально платит налог;
  4. объект налога (налогообложения) — это имущество, доход или прибыль, наличие которых ведет к возникновению обязанности платить налог в пользу государства.

     Каждый  налог имеет свой объект налогообложения:

     а) доход или прибыль;

     б) имущество хозяйствующего субъекта;

     в) ресурсы (земля, капитал, рабочая сила);

     г) хозяйственная деятельность (деловые операции, оборот денежных средств, финансовые сделки с ценными бумагами и т. п.);

     д) прочие действия (разовые сборы, местные виды налогов);

  1. налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Для исчисления налоговой базы вводится единица измерения или условная единица, (например, «лошадиная сила» при исчислении налогооблагаемой мощности двигателя автомашины);
  2. ставка налога (количественный параметр налога, приходящийся на единицу налогооблагаемой базы). Налоговые ставки могут быть твердыми (абсолютная сумма) и процентными (доля стоимости объекта налогообложения). В свою очередь процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

     При пропорциональной ставке сумма налога зависит только от налогооблагаемой базы.

     При прогрессивном налогообложении ставка налога повышается вслед за 
увеличением объекта налогообложения. Это приводит к тому, что после выплаты налога неравенство в присвоении чистого дохода, оставшегося в распоряжении хозяйствующего субъекта после уплаты налога, заметно сокращается.

     При регрессивном налогообложении по мере увеличения масштабов объекта налога налоговая ставка уменьшается. Поэтому вслед за увеличением налогооблагаемой базы неравенство в присвоении чистого дохода возрастает;

  1. налоговый период обеспечивает временную определенность существования налога (год, квартал, месяц, декада); по истечении налогового периода определяется налоговая база и 
    исчисляется сумма налога;
  2. налоговые льготы устанавливаются с целью уменьшения налоговой нагрузки;
  3. источник уплаты налога — экономический показатель, за счет которого производится уплата налога (доход, прибыль, надбавка к цене, чистая прибыль и т. п.);
  4. способ взимания налога. Различаются кадастровые и декларируемые налоги, а также налоги, взимаемые «у источника».

     а) Кадастровые налоги предполагают предварительную дифференциацию объектов налога по группам с учетом определенного признака. Составляется специальный справочник, где по каждой группе указывается индивидуальная налоговая ставка. При этом величина налога не зависит от степени доходности. Например, налог на транспортное средство или на землю определяется с учетом кадастровой оценки. Используется или не используется объект налогообложения с целью получения дохода — это для налогового агента значения не имеет;

     б) декларируемые налоги определяются на основе информации, которая содержится в специальном заявлении (декларации). Такой документ в установленный срок заполняет сам налогоплательщик. Налог такого рода платят после получения дохода, например, из разных источников и при его подсчете (налог на совокупный доход физических лиц и т. п.).

     в) налог у источника вносится в казну одновременно с определением денежного дохода, из которого подлежит изъятию (например, подоходный налог). [3]

     Основными видами налогов являются прямые и  косвенные.

     Первый  вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

     Второй  вид — налоги на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

     1. Подоходный налог  с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Обычно подоходный 
налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по 
мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога — в Швеции.

     В последние десятилетия заметна  тенденция понижения ставок подоходного  налога в мире. Тем не менее, в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога.

     2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

     Налог на прибыль предприятий (корпоративный  налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом  подлежит прибыль, чистый доход (валовая  выручка за вычетом всех расходов и убытков).

     Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, 
в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров. В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.

     В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:

  • классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);
  • система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);
  • система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);
  • система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).

     3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

Информация о работе Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система