Сущность налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:09, реферат

Описание

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.
Возникновение системы налогообложения связано, скорее, не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

На современном  этапе нельзя говорить о полностью  финансовом характере бюджетного процесса. Хотя бюджет современного государства чаще всего имеет именно финансовое выражение, отдельные элементы бюджетного процесса не обладают четкой финансовой формой либо им свойственна смешанная сущность. Наиболее ярко такая особенность современного бюджетного процесса проявляется на стадии формирования бюджета. В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются не финансовые, а именно налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета),

В то же время  часть государственных доходов  формируется и благодаря сугубо финансовым или даже экономическим механизмам. Примером формирования доходной части государственного бюджета при помощи финансовых механизмов может служить поступление арендной платы за пользование государственной собственностью, экономических — получение дохода от введения и использования механизма государственных монополий.

Соответственно  исполнение обязанности по уплате налогов  не носит однозначной привязки к  финансовой или экономической деятельности. На определенных исторических этапах исполнением налоговых обязательств признавались не только выплата в адрес государства конкретной денежно-финансовой суммы, но и передача конкретных товарно-материальных ценностей.

Элементы системы  налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Таким подходом в понимании взаимоотношения  налогообложения и финансов, налогообложения и экономики объясняется и тот факт, что далеко не всегда цели налогообложения совпадают с целями и задачами экономико-финансовой деятельности, а зачастую и прямо идут вразрез с ними.

Со временем, как в экономике, так и в  системе финансовой деятельности были выработаны механизмы опенки воздействия на них различных налоговых факторов. Но, лаже рассматривая применяемые в рамках этих методик способы анализа, очевиден вывод о том, что они предназначены прежде всего для исследования внешнего, а не внутрисистемного воздействия.

Экономическая, финансовая и налоговая системы  имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Использование в рамках экономической или налоговой деятельности методик, характерных для финансовой сферы, указывает лишь на тесную взаимосвязь этих систем, но не на их взаимозависимость.

Отнесение института  налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно  к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно.

Сущность налогообложения  находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Подобный подход в полной мере реализован в формируемой  на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук единой комплексной налоговой науки, получившей название — форосология.

Форосология (от греч, foros— налог и logos— учение) — это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

 

Функции налогов и их взаимосвязь

 

Основная функция налогов — фискальная — состоит в обеспечении государства и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно значимой деятельности.

В настоящее  время фискальными отношениями  нередко называют всю совокупность бюджетных перераспределительных отношений, представленных органичной совокупностью приходных и расходных бюджетных операций. Фискальная функция налогов касается только одной стороны этих отношений, а именно операций по формированию бюджета безотносительно к дальнейшему расходованию бюджетных средств.

В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать:

  • регулирующую;
  • социальную;
  • контрольную.

Регулирующая  функция налогов означает использование  государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций:

  • для обшей корректировки производственной и социальной активности;
  • защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной экспансии;
  • развития перспективных, инновационных и социально-значимых направлений деятельности.

Грамотное использование  указанной функции позволяет  создать сбалансированную систему  налоговых режимов для различных  субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную привлекательность национального рынка товаров и услуг.

Социальная  функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет целью обеспечение стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революций.

Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.


Информация о работе Сущность налогов