Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:41, реферат
Из содержания предпринимательской деятельности вытекает естественное стремление хозяйствующих субъектов к экономическому росту. В условиях нестабильной внешней среды, неопределенности условий хозяйствования эффективность работы организации во многом зависит от состояния планирования самой организации. Чем выше уровень неопределенности, вызванный нестабильностью в обществе, тем большее значение приобретает планирование. При этом одним из основных инструментов регулирования экономического роста хозяйствующих субъектов являются налоги. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках организации. Управление налогообложением в организации все чаще входит в практику процесса хозяйственной деятельности.
Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями.
Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного налогового учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. [3, С.296]
Анализируя данный подход необходимо отметить его особенность, а именно – деление этапов налогового планирования на две группы: этапов до регистрации и начала функционирования организации и этапов текущего планирования. Данный аспект можно рассматривать как с положительной стороны, так как существует четкое деление мероприятий налогового планирования, так и с отрицательной стороны, так как, на наш взгляд, такое деление ограничивает возможность принятия решений стратегического характера в процессе деятельности организации. Минусом данного подхода можно считать то, что автор не выделяет как этап оценку эффективности налогового планирования, так как любая деятельность должна быть направлена на достижение определенных результатов. Так же на наш взгляд, не совсем корректным является утверждение данного автора, что налоговый режим возникает при выборе организационно-правовой формы юридического лица.
Оперативное налоговое планирование осуществляется по двум основным направлениям.
Первое направление – расчет, анализ, управление налогооблагаемыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакам и составление на этой основе планов налоговых платежей.
Второе направление оперативного налогового планирования – составление многовариантных налоговых моделей при рассмотрении и принятии тех или иных управленческих решений и определение критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителями организаций.
Оперативное
налоговое планирование включает также
оценку последствий направления
инвестиций организации, размещения его
прибыли и активов и
Завершающий
этап налогового планирования – оценка
его эффективности. Любое планирование
бессмысленно без сравнения полученных
результатов с запланированными.
3. Организационные основы налогового
планирования
В настоящее время еще достаточно немного предприятий, на которых хорошо организовано налоговое планирование. Существует мнение, что организация налогового планирования и его объемы зависят от величины налогового давления (нагрузки) на предприятие.
Необходимость
мероприятий налогового планирования
по степени налоговой нагрузки можно
представить следующим образом.
При налоговой нагрузке 10-20% потребность
в мероприятиях налогового планирования
минимальна. Для исключения налоговых
рисков достаточно четко вести бухгалтерский
учет и внутренний документооборот, использовать
прямые льготы.
Если
налоговая нагрузка на предприятии
составляет 20-40 %, потребность в налоговом
планировании выражается в регулярных
мероприятиях. Налоговое планирование
становится частью общей системы финансового
управления и контроля, ведется специальная
подготовка (планирование) контрактных
схем типовых, крупных и долгосрочных
контрактов. Необходимо иметь специально
подготовленный персонал, осуществлять
контроль и руководство со стороны финансового
директора.
При значении показателя налоговой нагрузки
40-60% потребность в налоговом планировании
выражается в обязательном использовании
мероприятий налогового планирования,
которое становится элементом создания
и стратегического планирования деятельности
организации по всем внешним и внутренним
направлениям. Для организации налогового
планирования необходимо иметь специально
подготовленный персонал и организовать
тесное взаимодействие со всеми службами,
налоговые консультанты должны проводить
обязательный налоговый анализ и экспертизу
любых организационных, юридических или
финансовых мероприятий и инноваций.
При
налоговой нагрузке более 70% ситуацию
можно считать критической. Вряд ли в этом
случае целесообразно вести бизнес в дальнейшем.
Единственно правильным действием налогоплательщика
будет изменение сферы деятельности и
(или) территории осуществления бизнеса.
Налоговая нагрузка (доля налоговых платежей)
рассчитывается как суммарная доля налоговых
платежей, причитающихся организации,
за рассматриваемый период в добавленной
стоимости продукции, произведенной организацией
за тот же период. [4, C.139]
Во-первых, налоговое планирование, если под ним понимать планирование с целью оптимизации налоговых платежей, не может зависеть только от уровня налоговой нагрузки на предприятие. Если предприятие воспринимает концепцию налогового планирования, то его реализация может проводиться при любом, даже наименьшем уровне налоговой нагрузки. При этом должны использоваться все возможные инструменты, формы и методы налогового планирования; конечно, подчеркнем, лишь те инструменты, формы и методы, которые не нарушают действующее законодательство.
Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.
Если
у предприятия нет средств
на организацию службы налогового планирования,
то даже при высокой налоговой
нагрузке оно не сможет ее организовать.
Поэтому каждое предприятие, формируя
службу налогового планирования, должно
исходить, во-первых, из того, какие средства
оно может выделить на организацию такой
деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти
затраты окупиться, а если окупятся, то
за какое время. Конечно, на малых предприятиях,
где кроме рабочих, есть только руководитель
(директор) и бухгалтер, ни о какой специальной
службе речь идти не может, а функции налогового
планирования должны на себя взять они
самостоятельно. На больших предприятиях,
где, как структурные подразделения, уже
организована бухгалтерия и планово-финансовый
отдел, обязанности по выполнению таких
функций целесообразно возложить на одного
из работников этого отдела или сформировать
группу налогового планирования.
Что касается крупных предпринимательских
структур, то в их организационной структуре
следует формировать специальные отделы
налогового планирования.
В организации служба налогового планирования осуществляет следующие функции:
- готовит
среднесрочные и долгосрочные
комплексные налоговые планы,
согласовывает и взаимно
- подготавливает предложения по конкретным направлениям изучения практики налогового планирования в российских и зарубежных организациях с целью определения перспектив развития организации;
- осуществляет
координацию проведения
- дает необходимые рекомендации по вопросам
налогообложения с целью предупреждения
просчетов и ошибок, которые могут повлечь
штрафные и другие санкции, снизить прибыль
и отрицательно повлиять на репутацию
организации;
- участвует в рассмотрении исков к налоговым,
таможенным органам в арбитражных судах;
- следит за изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые документы;
- осуществляет
методическое руководство и
- осуществляет
контроль за соблюдением
- экономических
стандартов, внедрение средств механизированной
и автоматизированной обработки плановой
и учетной информации;
- оказывает методическую помощь работникам
подразделений организации по вопросам
налогообложения и налогового учета, контроля,
отчетности и экономического анализа.[5,
C.424]
В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.
Руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации.
Юрист
анализирует правовые аспекты соглашения
и его соответствие законодательству,
согласовывает особенности
Бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить.
Специалист
по налоговому планированию оценивает
всю информацию, которая поступила
от руководителя, юриста и бухгалтера
и дает заключение относительно возможности
и целесообразности реализации такой
схемы.
Заключение
Налоговое
планирование является составной частью
финансового менеджмента и
В настоящее время назрела острая необходимость
выделения налогового планирования в
отдельное самостоятельное направление
науки и практики управления финансами
организации, определения его места в
системе финансового менеджмента, систематизации
накопленных разрозненных теоретических
знаний и фрагментарного практического
опыта в целях обеспечения устойчивого
роста благосостояния российских организаций
и развития экономики страны. Требуется
формирование новых подходов к налоговому
планированию как важнейшей составной
части управления финансами, оценки его
влияния на финансовые результаты деятельности
хозяйствующего субъекта. Значимость
налогового планирования обусловлена
тем, что с налогообложением связаны все
сферы финансовой деятельности организации,
а также существенными величинами налоговых
платежей в общей сумме ее расходов, высоким
уровнем налоговой нагрузки, тяжестью
налогового бремени предприятий.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая [Текст]: федеральный закон от 31 июля 1998г №146- ФЗ (по состоянию на 5 октября 2009 года)// - М.: Юрайт, 2009. – 669с.
2. Ройбу А.В. Налоговое планирование. Схемы минимизации налогов в современном российском правовом поле: практическое руководство./А.В. Ройбу/[Текст]– М.: Эксмо, 2006,-285с.
3. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения:
практическое руководство./Т.Ю. Сергеева/[Текст] – М.: Экзамен, 2006,-392с.
4. Бабленкова
Н.А. Прогнозирование и
Информация о работе Сущность налогового планирования в организации