Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:01, контрольная работа
Современный бизнес немыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических ситуаций.
Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.
Введение 3
1. Понятие налогового риска 4
2. Группы налоговых рисков 6
3. Управление налоговыми рисками 8
Заключение 12
Список литературы 13
Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)» | |||||||||||||
Кафедра Бухгалтерского учета и финансов КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине Налоговое планирование | |||||||||||||
ТЕМА | Сущность, понятие виды налоговых рисков | ||||||||||||
Студент |
Лапко Д.С. ЗБУ 231307/51 |
||||||||||||
Ф.И.О., № группы | подпись | ||||||||||||
Руководитель | |||||||||||||
Ф.И.О. | подпись | ||||||||||||
Зарегистрировано
на кафедре |
|||||||||||||
Ф.И.О. | подпись | ||||||||||||
Минск 2011 г. |
Современный
бизнес немыслим без риска, так как
успех в бизнесе зависит не
только от правильности и обоснованности
выбранной стратегии
Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.
Существует
большое разнообразие мнений по поводу
понятия определения, сущности и
природы риска. Это связано с
многоаспектностью этого
Налоговые риски рассматривают с двух позиций - предпринимателя и государства.
Налоговый риск предпринимателя связан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот и т.п.), а также изменением величины налоговых ставок.
Налоговый
риск государства состоит в
Налоговые риски, как и все прочие, возникают там, где есть неопределенность. Однако прочие предпринимательские риски российские бизнесмены уже умеют предвидеть, просчитать и либо от них защититься, либо смягчить их последствия. К налоговым же рискам отношение в России еще очень часто бывает безалаберным. А потому нередко руководитель предприятия узнает, что та или иная сделка оказалась слишком обременительной с точки зрения налоговых платежей уже после ее совершения. (В лучшем случае узнает от своих специалистов, в худшем — от сотрудников налогового ведомства, в самом худшем — от представителей карательных органов). И тогда перед предпринимателем встают два извечных вопроса. Вопрос первый: «Кто виноват?» Список виновных напрашивается сам собой: бухгалтер, финансовый директор, рекомендовавший сделку налоговый консультант, не заметивший ошибку аудитор, проводивший проверку налоговый инспектор, неясный закон… Вопрос второй: «Что делать?» Для российских предпринимателей типичен такой набор ответов: разозлиться или расстроиться; уволить главного бухгалтера; уволить главного бухгалтера после того, как он решит все вопросы с налоговой инспекцией; продолжать действовать, как задумано изначально, надеясь, что пронесет1. Но единственно правильным ответом является намерение налоговыми рисками управлять. А начинается управление с понимания природы и масштабности налоговых рисков, а также вероятности и причин их возникновения.
Говоря о рисках, предприниматели в 95% случаев думают о недоплаченных налогах. Однако налоговые риски состоят еще и в том, что могут быть упущены возможности грамотного построения сделки с использованием легитимных методов налогового планирования. Невозможно проводить агрессивную рыночную политику и одновременно добиться снижения налоговых рисков до минимума.
На
любом предприятии есть люди, которые
создают риски, а есть те, кто их
гасит. Предприниматели, активно развивающие
бизнес, как правило, создают налоговые
риски, и обычно их меньше всего волнует,
каково будет налоговое последствие того
или иного действия. Поэтому те, кто развивает
бизнес, должны постоянно контактировать
с теми, кто занимается контролем налоговых
рисков. На практике эти люди находятся
на разных «полюсах» и предпочитают не
контактировать. А потому в России зачастую
главный бухгалтер узнает о сделке только
тогда, когда решение о ней уже принято
и налоговые последствия просчитывать
поздно. Для разрешения этой проблемы
многие средние и особенно крупные компании
ввели у себя отдельные, отличные от обычной
бухгалтерии, структурные подразделения,
которые занимаются управлением налоговыми
рисками.
Налоговые риски можно разделить на следующие группы.
1.
Риски, связанные с
2.
Риск неоднозначного
3. Риски возникают из-за простых управленческих ошибок и недосмотра, когда налоговый или бухгалтерский отделы не вовлечены в процесс принятия управленческих решений. А это означает, что в компании нет четкой организационной структуры, контроль за налогами сосредоточен только в руках главного бухгалтера, либо обязанности налогового менеджера определены нечетко.
4.
Сделка плохо документирована.
Недавно проведенное
5. Операционные риски возникают в повседневной деятельности компании: одни сделки несут большие риски, чем другие. По опасности наступления налоговых рисков нельзя сравнить обычную поставку товаров с торговлей внутри группы, да еще и при пересечении границы. И очевидно, что чем больше бухгалтерия и налоговый отдел вовлечены в планирование этих операций, а не просто отражают их результаты, тем с большим основанием можно говорить об управлении рисками.
6.
Портфельные риски. Каждый
7.
Внешние риски включают
8.
И наконец, риск нанесения
Поиск решений проблем налогового, как и любого другого вида риска, может быть поставлен на профессиональную основу, т.е. риск может быть профессионально управляем.
Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.
Управление
рисками представляет собой специфическую
сферу экономической
Основными принципами управления риском можно назвать следующие:
Из этих принципов можно выделить основные приемы управления налоговым риском: избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.
Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Это решение принимается при случае несоответствия указанным выше принципам. Если, например, уровень возможных потерь выше уровня ожидаемой прибыли.
Этот принцип позволяет полностью избежать неопределенности и возможных потерь и, вместе с тем, означает полный отказ от прибыли. Кроме того, отказ от одного вида риска может привести к возникновению других.
Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь.
Принятие риска означает оставление всего или части риска (в случае передачи части риска кому-то другому) за предпринимателем, т.е. на его ответственности. В этом случае предприниматель принимает решение о покрытии возможных потерь собственными средствами3.
Однако любая компания должна точно оценить, сколько будет стоить качественное управление налоговыми рисками. Главное — понять, как компания планирует управлять рисками. Возможно, она будет использовать только те приемы, при которых риски не возникают. Либо фирма предпочтет перекладывать риски на других путем включения в контракты оговорок, не разрешенных у нас налоговым законодательством, но разрешенных Гражданским кодексом РФ, или требуя гарантий от своих контрагентов. Еще один вариант — использование налогового планирования, проведение одних видов сделок вместо других (например, лизинг вместо покупки оборудования). При этом необходимо ответить на вопрос, какой ценой дается экономия. Но решение подобных вопросов вне компетенции бухгалтерии или налогового отдела. В России не еще ни одного совета директоров, который рассмотрел бы и утвердил стратегию налогового планирования предприятия. Однако топ-менеджеры, лично контролирующие налоговые риски, у нас уже не редкость.