Теории налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:56, контрольная работа

Описание

Известно, что налоги являются необходимым и неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Под влиянием общественно-политических и исторических процессов, произошедших в обществе, государстве и экономике, изменился характер налоговых отношений. Эти изменения предопределили необходимость систематического исследования проблем налогообложения.

Работа состоит из  1 файл

Теории налогообложения положенные в основу налоговых систем экономически развитых стран.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 

 

Введение 

     Известно, что налоги являются необходимым  и неотъемлемым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

     Под влиянием общественно-политических и  исторических процессов, произошедших в обществе, государстве и экономике, изменился характер налоговых отношений. Эти изменения предопределили необходимость систематического исследования проблем налогообложения.

     Бурное  развитие такого рода исследования получили начиная с XVII в., когда стали систематически заниматься исследованием в области налогообложения. В результате обоснования практики налогообложения возникли различные концептуальные модели налоговых систем, которые иначе называются налоговыми теориями. Каждая из них выдвигает свои принципы построения налоговой системы, определяет ее состав и структуру, роль, значение и функции налогов в экономике.

     Объектом  изучения в данной работе являются основные модели налогообложения, применяемые в развитых странах мира.

     Цель  представленной работы – исследовать основные теории налогообложения, положенные в основу современных налоговых систем экономически развитых стран.

     Данная  цель достигается с помощью решения  следующих задач:

     - изучить концепции классической и неоклассической теорий налогообложения

     - раскрыть взгляды основоположников  кейнсианской теории налогообложения

     - рассмотреть основные положения  теории экономического предложения

     - выявить особенности налоговой теории монетаризма

     Структура работы состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1.Классическая теория налогообложения 

     Переход к капиталистическим началам  ведения экономики, развитие товарно - денежных отношений, развитие торгового капитализма привели к необходимости осознанного выделения государственных доходов и расходов, ведения государственного хозяйства как отдельной отрасли финансового хозяйства общества.

       Меркантилисты Д. Локк, Т. Гоббс и др. (XVII в.) заявляли о необходимости решения более конкретных проблем, связанных с налогообложением превращение налогов из временного в постоянный источник доходов государства; определение наиболее предпочтительных налогов - прямых или косвенных; предложение наиболее благоприятных с точки зрения налогоплательщика и экономики объектов обложения (земля, имущество). Физиократы в XVIII в. Ф. Кенэ, О. Мирабо, А. Тюрго кроме объектов налогообложения рассматривали вопросы, связанные со справедливостью налогообложения, с переложением налогов, с источниками доходов и т.п.

     Впервые научно обоснованное системное учение о налогах создано А. Смитом. В своем сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отметил, что формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства и что налоговая система — это более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов в пользу государства. Но самым весомым в его учении являются выдвинутые им четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобность и дешевизна1.

     Как А. Смит, так и другие представители  классической буржуазной политической экономии: У. Петти (1623 - 1687), Ж.Б. Сей (1767-1832) и Дж. Миллъ (1773 -1836), также считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание системы путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Происходит саморегулирование экономики по принципу« невидимой руки». Государство при этом должно выполнять лишь возложенные на него функции: охрану права собственности и обеспечение развития свободного рынка. Налоги служили только в качестве источников покрытия затрат государства на эти цели. «Полемика же велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью».

     Практически во всех исследованиях, связанных с  природой налогов и налогообложением, проведенных с XVIII в. до 30- х годов XX в., под налогом понимали форму изъятия части средств, принадлежащих по праву собственности хозяйствам и гражданам, в государственную казну. О проблемах налогообложения писали крупнейшие ученые-мыслители, к которым можно отнести К. Маркса, Ф. Лассаля, К. Pay, A. Вагнера, Э. Сакса, Ф. Нитти. К российским исследователям основ теории налогообложения относятся Н. Тургенев, И. Озеров, М. Кулишер, И. Янжул и др. При всем разнообразии рассматриваемых этими учеными-мыслителями аспектов и проблем налогообложения, различий временных периодов проведения анализа налоговых проблем, у всех у них наблюдается одинаковый подход к определению экономической сущности налога как к естественному регулятору.

     С развитием производительных сил и совершенствованием производственных отношений в экономике произошли объективные циклические процессы (промышленные кризисы в Англии 1825 г., в Англии и США 1836 г., в США и в ряде стран Европы в 1847—1848 гг., 1857 г., 1866 г., 1873 г., 1882 г., 1890 г., 1907 г.). Самыми разрушительными для экономик развитых стран стали экономические кризисы 1920 - 1921, 1929 - 1933, 1937-1938 гг. Цикличность развития экономики продолжалась и после Второй мировой войны.

     Однако  Великая депрессия 1929 - 1933 гг., отличавшаяся глубоким и длительным падением производства, привела к необходимости корректировки классического учения о налогах, к переосмыслению места и роли государства, к расширению границ его влияния на экономические процессы, а также использованию налогообложения в качестве эффективного инструмента государственного регулирования экономики. Появившиеся новые теории научного обоснования места и роли государства в экономических процессах и значения налогообложения в процессе государственного регулирования экономики можно разделить на два основных направления - кейнсианское и неоклассическое

     Таким образом, согласно классической теории, налоги представляют собой один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только "расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти". 

 

2.Кейнсианская теория налогообложения 

     Основоположником  кейнсианской теории налогообложения  является английский экономист Дж. М. Кейнс (1883 - 1946 гг.), изложивший ее основные положения в книге "Общая теория занятости, процента и денег". Дж. М. Кейнс в своем труде обосновал необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях2.

     Концепция кейнсианской теории основана на понятии "эффективного спроса", то есть такого спроса, уровень которого обеспечивает максимально полное соответствие предложению. В отличие от классической школы кейнсианство предполагает, что совокупный спрос создает совокупное предложение. Такая расстановка приоритетов сопровождается основанным на большом и убедительном статистическом материале выводом о том, что свободная (либеральная) рыночная экономика не имеет в своем распоряжении механизма, обеспечивающего равновесие спроса и предложения на уровне полного использования ресурсов, а может достигаться в любом, в том числе кризисном, состоянии экономики. Термин "эффективный спрос" означает, что последний может быть обеспечен только с участием государства, путем постоянного и целенаправленного регулирования экономики различными способами, в том числе и через систему налогообложения3.

     Регулирование спроса через налогообложение в  теории Дж.М. Кейнса основывается на положении  о том, что увеличение налогов  приводит к сокращению спроса через уменьшение размеров располагаемого дохода одновременно в части потребительских расходов и сбережений в пропорции, определяемой соотношениями максимальной стоимости к потреблению и максимальной стоимости к сбережению, сложившимися в обществе. Это, в соответствии с нашими представлениями, означает, что рост налогообложения сокращает частные совокупные расходы на величину, меньшую чем объем прироста налогов, и приводит к уменьшению величины равновесного национального дохода (эффективного спроса). При этом возникает эффект налогового мультипликатора, в соответствии с которым снижение эффективного спроса в случае увеличения налогов больше, чем это увеличение.

     Отметим в этой связи и то, что справедливо  и обратное утверждение.

     Таким образом, согласно теории Дж.М. Кейнса налоги должны играть в системе государственного регулирования важнейшую роль.

     Налоговые изъятия тесно связаны с показателем спроса: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос, и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию спроса. Большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов;

     Высокие налоги стимулируют экономическую  активность, влияют на сбалансированность в экономике, являясь "встроенными  механизмами гибкости".

     В теории и практике налогового регулирования  развитых стран Запада налоговая  политика в XX в. строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов, согласно которой величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому)4. 
 
 

 

     3.Неоклассическая теория налогообложения 

     В противоположность  кейнсианской теории разработанная  рядом экономистов, прежде всего Дж. Мутом, А. Лаффером, Дж. Гилдером, Р. Лукасом и некоторыми другими, неоклассическая модель по-иному рассматривает роль государства в регулировании рыночной экономики.

     Неоклассическая теория исходит из того, что государство  должно обеспечивать устранение препятствий, мешающих действию законов свободной рыночной конкуренции, поскольку, по мнению авторов этой теории, рынок может и должен сам себя регулировать без вмешательства извне и достигать экономического равновесия.

     Таким образом, указанная теория, в отличие от кейнсианской, отводит государству достаточно пассивную роль в регулировании экономических процессов. Исходя из этого, согласно данной теории, должна строиться и налоговая политика. Налоги должны быть минимальны, и одновременно корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы. В противном случае, исходя из этой теории, высокое налоговое бремя будет сдерживать предпринимательскую активность и тормозить проведение корпорациями инвестиционной политики, вследствие чего прекратится обновление производственных фондов и начнется спад в экономике. Политика минимального налогообложения позволит рынку самостоятельно обеспечить высокие темпы развития и, соответственно, значительное расширение налоговой базы, а также увеличить доходы государства при минимальных налоговых ставках и максимальных налоговых льготах5.

     Неоклассическая теория господствовала до 1930-х, когда  лидерство в экономической науке перехватили последователи английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса – представители кейнсианской экономической теории.

     В течение примерно 40 лет неоклассика оставалась в оппозиции основному течению экономической теории, но затем идеи ограничения государственного вмешательства снова стали завоевывать популярность.

     Хотя и в начале 21 в. неоклассическая теория сохраняет  статус основного течения современной экономической науки, однако уже в 1990-е обозначился ее кризис. Многие экономисты считают, что «второе пришествие» неоклассики тоже приходит к концу, и современная экономическая теория стоит на пороге новой научной революции.

     Итак, сторонники данной теории которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики.

     Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

     Маршалл, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную  роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов.

     Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

Информация о работе Теории налогооблажения