Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание

Цель работы: обозначить перспективы развития системы налогообложения в будущем.
Задачи работы: рассмотреть теоритические и правовые аспекты налогообложения организации нефтяной отрасли, провести анализ эффективности налогообложения нефтяной отрасли, разработать пути совершенствования налогообложения предприятий нефтяной отрасли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

 

       Снижение  налоговых поступлений в 2010 году с 2378202,7 млн. руб.  относительно уровня 2008 года 2465676,9 млн. руб. обусловлено более низкой ценой на нефть (средняя цена: 2008 год – 94 долл.баррель; 2010 год – 77 долл.баррель), в 2008 году доход от продажи нефти составил 769088,5 млн. руб. и снизился в 2010 году до 741107,2 млн. руб. Так же уменьшение произошли за счет снижения поступлений с налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья с 869758 млн. руб. 2008 году до 846476,5 млн. руб. в 2010 году. Произошло существенное снижение в вывозных таможенных пошлинах на нефть сырую в 2008 году этот показатель был равен 1003550,9 млн.руб, а в 2010 году 957395,7 млн.руб. Что касается вывозных таможенных пошлин на газ природный, то в 2009 году произошло снижение в сравнении с 2008 годом. Однако, в 2010 году наметилась положительная динамика этого показателя и он достиг 328822,2 млн.руб. Такие же колебания в поступлении произошли в вывозных таможенных пошлинах на товары, выработанные из нефти: в 2008 году они составили 253572,5 млн.руб. упали до 245442,3 млн.руб. в 2009 году, и увеличилось в 2010 году до 245508,3 млн.руб. [16].

       В некоторых налоговых платежах заметные увеличения в поступлениях, так налог на прибыль организаций (по предприятиям нефтегазового сектора экономики) в 2008 году составил 87100,2 млн.руб., а в 2010 году увеличился до 103904,2 млн.руб.  Увеличение доли доходов от уплаты налога на добычу природного газа  на 2385,2 млн.руб. объясняется тем, что  при его добыче  налог взимается по твердой ставке, которая не зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители.

       Проанализировав таблицу мы видим, что поступления доходов в федеральный бюджет от нефтегазового сектора с каждым годом снижается. Из этого следует, что необходимо срочное реформирование налогообложение нефтяной отрасли, для эффективности поступлений доходов в бюджет Российской Федерации [16]. 
 

       2.2 Роль действующего механизма исчисления и уплаты в нефтяной бизнес 

       Налоговая политика в отношении нефтяного  сектора сегодня ориентирована  на максимизацию поступления денежных средств в федеральный бюджет за счет использования благоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть в целях создания условий для развития отрасли.

       Начиная с 1998 г. нефтегазовый комплекс являлся  одним из локомотивов экономического роста в стране, обеспечивая при  этом значительную часть поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

       Основными элементами налогового регулирования  нефтяной отрасли являются налог на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) и акциз на нефтепродукты. Важную роль в неналоговом регулировании играют вывозные таможенные пошлины.

       Нефтяная  отрасль обеспечивает значительную часть поступлений в доходную часть федерального бюджета. За 2005 год  в федеральный бюджет поступило  средств НДПИ на сумму 845,5 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше, чем  в 2004 году [9]. В 2006 году поступления составили 1117,7 млрд. рублей, то есть 31,2% налоговых доходов федерального бюджета [10].

       Так, в 2006 году доля налоговых поступлений (с учетом таможенных платежей) от нефтяной отрасли в доходах федерального бюджета составила 42,4% [10]. В федеральном бюджете на 2007 год этот показатель составил 40%. Незначительное снижение налоговых поступлений объясняется новыми льготами по НДПИ, предоставленными законодательством с 1 января 2007 года. Доля нефтегазового комплекса в налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году составила 47,5%. Доля нефтегазового комплекса во всех таможенных платежах превышает 85%, а в суммарном объеме НДПИ – 90% [11].

       Введение  единой для всех налогоплательщиков привязанной к мировой цене на нефть ставки НДПИ позволило резко увеличить суммы налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и направить в доход государства ценовую ренту, образующуюся в условиях высоких цен на нефть. Кроме того, такой подход оказался эффективным средством борьбы с уклонением от налогообложения путем трансфертного ценообразования.

       Однако  единый механизм исчисления НДПИ не позволял учесть объективные факторы, обусловленные особенностями отдельных месторождений (в частности, условиями добычи, исходным качеством сырья, стадией освоения месторождения, территориальным фактором). Поэтому одним из негативных последствий применения единой ставки НДПИ в условиях высоких мировых цен на нефть стала тенденция к отработке наиболее рентабельных участков недр и сокращению добычи на истощенных месторождениях, находящихся на поздних стадиях разработки.

       Сегодня НДПИ, взимаемый в том числе  в целях решения проблем воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, компенсации ущерба, наносимого природе и населению в районах добычи нефти, не позволяет этого достичь. Сокращаются объемы геолого-разведочных работ, не восстанавливается экологический баланс в районах нахождения предприятий по добыче и переработке нефти, повышается уровень заболеваемости населения в добывающих районах.

     Назрела необходимость совершенствования  налогового механизма регулирования  недропользования, прежде всего в направлении дифференциации налогообложения в зависимости от особенностей объекта недропользования. При дифференциации НДПИ было необходимо:

       - создать условия для инвестирования в освоение нефтяных ресурсов в новых нефтегазодобывающих районах, нерентабельность разработки которых сегодня обусловлена необходимостью создания инфраструктуры и значительными объемами капитальных вложений, непосредственно связанными с географическими и геополитическими особенностями месторождений в таких регионах;

       -обеспечить рентабельность разработки месторождений, находящихся в исторических нефтегазоносных районах с трудноизвлекаемыми запасами нефти, а также добычи нефти более низкого качества, с более низкой потребительской стоимостью (тяжелые, высокосернистые нефти, сверхвязкие нефти, битумозные породы);

       - учесть природно-климатические условия территории, на которой находится месторождение, географическое положение, горно-геологические условия разработки.

       С 1 января 2007 года Федеральный закон  от 27 июля 2006 года № 151-ФЗ установил  нулевую ставку по НДПИ (налоговые каникулы) для нефтяных месторождений, расположенных в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участке недр. Данная льгота предоставляется на срок до 10 лет с момента государственной регистрации лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых (с увеличением этого срока до 15 лет при получении лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых) при использовании прямого метода учета количества добытой нефти. Нулевая ставка по НДПИ была введена также для компаний, добывающих сверхвязкую нефть.

       Для нефтяных месторождений, находящихся  на завершающей стадии разработки (свыше 80% выработанности), с 1 января 2007 года введен понижающий коэффициент к ставке НДПИ. При этом конкретные величины поправочных коэффициентов будут определяться по каждому участку недр в зависимости от степени выработанности запасов с использованием метода прямого учета количества добытой нефти.

       Однако  остается нерешенным вопрос о дифференциации ставок НДПИ для малых и средних нефтяных компаний, которые не экспортируют нефть или экспортируют в малых объемах (до 1/3 от общего объема добычи). В условиях высоких мировых цен на нефть они имеют более высокую налоговую нагрузку, чем крупные экспортеры. Между тем государственная политика в области недропользования должна быть направлена на обеспечение гармоничного развития всех секторов нефтедобывающей промышленности.                     

       Необходимо  пересмотреть и норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде сырой нефти. За последнее время он постоянно снижался: в 2004 году он составлял 14,4%, а с 2005-2009 гг. и по настоящее время составляет лишь 5%. В 2010 г. налоговые доходы 100% направляются в федеральный бюджет РФ. Целесообразно установить порядок зачисления в региональные бюджеты 20% поступлений от налога на добычу полезных ископаемых по сырой нефти.

     Система налогообложения нефтяной отрасли  является одним из наиболее действенных и гибких методов государственного воздействия на динамику цен на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке.

       В условиях резко возросших цен  на нефть на мировом рынке уровень  налоговой нагрузки на нефтяной комплекс значительно возрос. По уровню изъятий государством доходов нефтяной отрасли (за счет налогов, экспортных пошлин и прочих платежей) Россия занимает одно из первых мест в мире.

       По  мнению нефтяных компаний, высокий  уровень налогообложения и привязка основных его элементов к динамике мировых цен на нефть явились одним из ключевых факторов роста цен на нефтепродукты внутри страны. По данным Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, НДПИ в себестоимости добычи нефти составляет порядка 63,5%, а налоги в цене нефтепродуктов составляют примерно 51—52%. При этом самая значительная доля приходится на акцизы — порядка 17,5—22%.

       Таким образом, формирование эффективной  системы налогообложения добычи нефти, использование налоговых регуляторов в соответствии с задачами развития нефтяного комплекса способствуют созданию предпосылок для предотвращения кризисных ситуаций на внутреннем рынке и стабилизации цен на нефтепродукты.

       Несмотря  на увеличение поступлений от налогов  в доходную часть федерального бюджета, бюджет государства испытывает ощутимые недопоступления в силу пробелов в законодательной базе, используя которые недобросовестные налогоплательщики уклоняются от уплаты налогов.

       Изменения, внесенные в последнее время  в налоговое и таможенное законодательство Российской Федерации, существенно ограничили возможность снижения размера налоговых и таможенных платежей. Вместе с тем в законодательстве, в состоянии платежной дисциплины налогоплательщиков, в налоговом администрировании сохраняются существенные недостатки, ведущие к недопоступлению в бюджетную систему Российской Федерации значительных средств.

       Таким образом, используя несовершенство налогового законодательства, вертикально интегрированные нефтяные компании не попадают под понятие взаимозависимых лиц. Ввиду отсутствия единого источника, устанавливающего цены на нефть и нефтепродукты, интегрированные структуры занижают внутрикорпоративные цены, что приводит к недопоступлению доходов в бюджетную систему Российской Федерации.

       Следует также обратить внимание на то, что  подавляющее большинство нефтеперерабатывающих компаний являются региональными монополистами. При отсутствии конкурентной среды не может быть конкуренции, а при отсутствии конкуренции не может быть цивилизованного рынка и, следовательно, рыночных цен на вырабатываемую продукцию, уровень которых должен формироваться под воздействием спроса и предложения.

       По  данным платежного баланса Российской Федерации    доходы от экспорта сырой нефти в 2007 г.  составили 121503 млн.   долл.,  нефтепродуктов – 52228 млн. долл. [12].   В  Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008г.  – 2010 г.  от   9 марта 2007 г.   сказано,   что первоочередной  задачей  является  обеспечение  устойчивости бюджетных расходов,  независимо от конъюнктуры сырьевых цен.   В этой связи налогообложение нефтяного сектора и его совершенствование приобретает первостепенное значение [13]. Эта задача в формировании бюджетной политике сохраняется и на сегодняшний день.

       Значительная  часть природной ренты остается в частном секторе. Важным  источником бюджетного финансирования в советском периоде была природная рента,   которая изымалась с помощью налога с оборота со всех предприятий.  Источником налога с оборота был прибавочный продукт, создаваемый    на 80%   в сырьевых и добывающих отраслях [14].  Он реализовывался в отраслях перерабатывающей и обрабатывающей промышленности, в которых рентные доходы  через систему оптовых и розничных цен принимали форму доходов отраслей, производящих конечную продукцию. Производившаяся  с  1991 г.  реформа налогообложения  свела роль взимаемых государством рентных платежей практически  к нулю из-за отмены платы за недра,  платежей  за загрязнение окружающей среды.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Пути совершенствования  налогообложения предприятий нефтяной отрасли 

       Совершенствование налоговой системы должно привести к появлению автоматизированных систем налогообложения, основанных на четких алгоритмах расчета налоговых  поступлений, сопоставимых и открытых статистических данных, современных информационно-коммуникационных технологиях. Что касается нефтяного сектора, то здесь уже в настоящее время необходим постоянный мониторинг крупных налогоплательщиков с использованием информационных технологий и моделей контроля. Формирование налоговой политики, в частности и по нефтяному сектору, должно, в соответствии с системным подходом, проводиться поэтапно, по основным позициям формирования налоговой системы, позволяющим выделить следующие основные принципы ее построения:

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации