Транспортный налог: общая характеристика, особенности исчисления и взимания с физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 00:00, доклад

Описание

Установление транспортного налога с 1 января 2003 года было предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Данный закон дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 28 «Транспортный налог».

Работа состоит из  1 файл

транспортный налог.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

ФАКУЛЬТЕТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА.

Специальность «Налоги и налогообложение».

Дисциплина  «Налогообложение физических лиц». 
 

Доклад:

 
 

«Транспортный налог: общая характеристика, особенности исчисления и взимания с физических лиц». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 5 курса, гр. №552

Цакун Наталья Игоревна

Проверила:

Скакунова

Алеся Анатольевна 
 
 
 
 
 

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2011 
 

Общая характеристика транспортного налога. 

    Установление  транспортного налога с 1 января 2003 года было предусмотрено Федеральным  законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть  вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Данный закон дополнил часть вторую Налогового кодекса РФ главой 28 «Транспортный налог».

    Понятие «транспортный налог» не является новым  для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 N 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий, при этом объектом данного налога не были транспортные средства.

    В подпункте «б» п.25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается  со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда  оплаты труда. Средства от взимания данного  налога направлялись в бюджеты субъектов  РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 N 1233).

    С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, были исключены:

    - налог на пользователей автодорог;

    - налог с владельцев транспортных  средств;

    - налог на водно-воздушные транспортные  средства, ранее уплачиваемый физическими  лицами в соответствии с Законом  РФ от 19.12.91 N 2003-1 "О налогах на  имущество физических лиц" (ст.3 Закона N 110-ФЗ).

    - акцизы с продажи легковых  автомобилей в личное пользование  граждан (статьи 2 и 9 Закона N 110-ФЗ);

    Новый транспортный налог заменил прежний  налог с владельцев транспортных средств, который зачислялся в дорожные фонды, а также налог на имущество физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств. В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.

    Транспортный  налог - один из двух налогов, призванных обеспечивать доходные источники государства  на содержание транспортной инфраструктуры. Первым из них является акциз на нефтепродукты, позволяющий возложить  дополнительную налоговую нагрузку на тех, кто наиболее интенсивно пользуется дорожной инфраструктурой. Второй - это транспортный налог, который поможет привлечь к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.

    Согласно  ст.14 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам. В соответствии с п.3 ст.12 Налогового кодекса РФ региональными  налогами признаются налоги, которые  установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Так, в ст.356 Налогового кодекса РФ сказано, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

После принятия законов субъектами Российской Федерации транспортный налог становится обязательным и уплачивается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При исчислении транспортного  налога необходимо руководствоваться положениями гл.28 Налогового кодекса РФ и соответствующим региональным законом. Законы субъектов РФ не должны противоречить Налоговому кодексу РФ.

Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики  и такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Поэтому далее в работе необходимо проанализировать основные элементы налогообложения, отраженные в главе 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса.  

    Особенности исчисления транспортного налога. 

    Глава 28 Налогового кодекса РФ в отношении  транспортного налога устанавливает  следующие элементы налогообложения: перечень налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговую базу; налоговый период; базовые налоговые ставки; порядок исчисления налога; место уплаты налога.

    Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации при принятии региональных законов о транспортном налоге устанавливают: конкретную ставку налога (на основе базовой налоговой ставки); порядок уплаты налога; сроки уплаты налога.

    Помимо  этого при установлении налога законами субъектов Российской Федерации  могут также предусматриваться  налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Таким образом, закон субъекта Российской Федерации не может изменять такие  элементы налогообложения как: налогоплательщик, объект налогообложения, налоговую  базу, налоговый период, базовые  налоговые ставки, порядок исчисления налога, место уплаты налога. Конкретная налоговая ставка устанавливается на основе базовой налоговой ставки и не может отклоняться от последней более, чем в пять раз.

    Согласно  ст. 19 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги:

    Собственники  наземных транспортных средств. Они  указываются в справке-счете или  ином документе, удостоверяющем право собственности.

    Владельцы транспортных средств - по автотранспортным средствам, зарегистрированным в других странах, которые временно (до шести  месяцев) находятся и регистрируются на территории России.

    Собственники  судов или лица, владеющие судами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, - по судам, зарегистрированным в Государственном судовом реестре РФ или судовой книге.

    Фрахтователи  судов - по судам, зарегистрированным в  реестре арендованных иностранных  судов.

    Эксплуатанты - по воздушным транспортным средствам.

    Уплачивать  налоги должны в том числе и  органы государственной власти, на которых зарегистрированы транспортные средства.

    Нередко при продаже автомобиля их предпочитают передать его по доверенности, не составляя договор купли-продажи. Кто будет платить налог в этой ситуации, зависит от того, когда выдана доверенность:

    если  доверенность была выдана до 30 июля 2002 года, налог будет платить тот, кто указан в доверенности;

    если  доверенность выдана начиная с 30 июля 2002 года, налог будет платить тот, на кого зарегистрировано транспортное средство.

    При этом в первом случае гражданин, на которого зарегистрирован транспорт, должен уведомить налоговую инспекцию  по месту своего жительства о том, что он передал его по доверенности.

    Признание налоговыми органами физических и юридических  лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые  эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст.362 Налогового кодекса РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств (формы сведений утверждены приказом МНС России от 10.10.02 г. N БГ-3-02/729). Физические лица, владеющие и распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенности, выданной до вступления в действие Федерального закона от 24.07.02 г. N 110-ФЗ лицами, на которые зарегистрированы транспортные средства, также являются налогоплательщиками.

    Государственная регистрация транспортных средств  осуществляется в соответствии со следующими документами:

    постановление Правительства Российской Федерации  от 12.08.94 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации";

    приказ  МВД России от 26.11.96 г. N 624 "О порядке регистрации транспортных средств";

    правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России от 16.01.95 г.;

    приказ  Минобороны России от 23.06.97 г. N 246 "О государственных регистрационных и опознавательных знаках, надписях и обозначениях на транспортных средствах Вооруженных Сил Российской Федерации";

    другие  документы.

    Государственная регистрация в отношении водных транспортных средств осуществляется в соответствии со ст.17 Кодекса внутреннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации. Порядок государственной регистрации водных транспортных средств установлен приказами Минтранса России от 26.09.01 г. N 144 и от 29.11. 2000 г. N 145, а также приказом Минобороны России от 4.12. 2000 г. N 570.

    Государственная регистрация в отношении воздушных транспортных средств (самолеты, вертолеты и иные воздушные транспортные средства) осуществляется согласно ст.33 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.97 г. N 60-ФЗ в порядке, определенном приказом Минтранса России от 12.11.95 г. N ДВ-110, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.01 г. N 74.

    Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых  органах по месту нахождения транспортных средств (ст.83 Налогового кодекса РФ). При этом место нахождения имущества в целях постановки на налоговый учет определяется в соответствии с п.5 ст.83 Налогового кодекса РФ. Так, местом нахождения водных и воздушных транспортных средств является место нахождения организации (место государственной регистрации), на которую зарегистрированы транспортные средства, а для физического лица - место жительства физического лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (зарегистрировано). Местом нахождения наземных транспортных средств (автомотранспортных средств и другой самоходной техники) для налогообложения транспортным налогом является место государственной регистрации транспортных средств (или временной регистрации транспортных средств по месту пребывания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации).

    Одним из элементов каждого налога является объект налогообложения – предмет, действие или явление (имущество, доход, продажа и т.д.), которые в соответствии с законом подлежат обложению.

    Транспортные  средства, которые облагаются налогом, можно разделить на три группы:

    1) автотранспортные (автомобили, мотоциклы,  мотороллеры, автобусы и другие  самоходные машины и механизмы  на пневматическом и гусеничном  ходу);

Информация о работе Транспортный налог: общая характеристика, особенности исчисления и взимания с физических лиц