Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 21:58, курсовая работа
Цель курсовой работы непосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования сущности и видов налогового правонарушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность налогового правонарушения;
- рассмотреть основные виды налоговых правонарушений путем изучения Налогового кодекса РФ и проанализировать наиболее распространенные правонарушения, изучая их основные характеристики;
- выявить основные способы совершения налоговых правонарушений в Российской Федерации;
- рассмотреть виды ответственности за совершение налоговых преступлений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 6
1.1. Сущность налогового правонарушения 6
1.2. Признаки налогового правонарушения 7
2. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
2.1. Причины возникновения налоговых правонарушений 11
2.2. Классификация налоговых правонарушений, существующих в Российской Федерации 14
3. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности 21
3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых
обязательств 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …….………………………… 32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ 6
1.1. Сущность налогового правонарушения 6
1.2. Признаки налогового правонарушения 7
2. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
2.1. Причины возникновения налоговых правонарушений 11
2.2. Классификация налоговых правонарушений, существующих в Российской Федерации 14
3. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21
3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности 21
3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых
обязательств 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …….………………………… 32
ВВЕДЕНИЕ
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.
Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме
Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.
Требуемые суммы налогов государство должно собирать со всех физических и юридических лиц, объявленных им своими налогоплательщиками. Но еще ни одно государство не смогло достичь этой цели исключительно методом убеждения.
Актуальность темы настоящей работы определяется значительными изменениями, которые в последнее время произошли в правовом регулировании налоговой ответственности в связи с совершением налогового законодательства. Современный уровень развития российского общества, существование рыночных отношений, интеграция нашей страны в международное сообщество потребовали коренного изменения отечественного законодательства, в том числе налогового. Это нашло отражение в вступившей в силу с 1 января 1999 года части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, положения которая ознаменовала очередной этап в развитии отечественного налогового законодательства, его выход на новый качественный уровень - уровень кодифицированного акта, обобщившего на тот момент многочисленные и разрозненные нормы данной подотрасли права.
В современных условиях налоговые правонарушения приобретают все более массовый характер. Становление налоговой системы в России сопровождается значительным ростом числа налоговых правонарушений. По оценкам специалистов, государство ежегодно недополучает до трети налоговых поступлений в бюджет. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику, поэтому по некоторым оценкам характеризуется как катастрофический. Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.1
Общественная опасность налоговых преступлений и правонарушений состоит прежде всего в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней страны. Недостаток средств в бюджете прежде всего сказывается на социальной сфере, развитии культуры, содержании наукоемких отраслей экономики. Поэтому массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов являются одной из серьезных внутренних угроз экономической безопасности страны.
В этой связи на современном этапе очень важным представляется глубокий, как научный, так и практический анализ положений налогового законодательства РФ в части ответственности за налоговые правонарушения, выявление пробелов и противоречий, проблемных ситуаций и слабых сторон.
Цель курсовой работы непосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования сущности и видов налогового правонарушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность налогового правонарушения;
- рассмотреть основные виды налоговых правонарушений путем изучения Налогового кодекса РФ и проанализировать наиболее распространенные правонарушения, изучая их основные характеристики;
- выявить основные способы совершения налоговых правонарушений в Российской Федерации;
- рассмотреть виды ответственности за совершение налоговых преступлений.
Объектом работы выступает непосредственно налоговое правонарушение.
Предметом курсовой работы являются отношения, складывающиеся в процессе совершения налоговых правонарушений в РФ.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых, политологов и др. авторов, относящиеся к теме исследования. При написании работы использовалось действующее законодательство России. Нормативная база исследования включает, помимо норм налогового права, источники других отраслей права: конституционного, гражданского, финансового, административного, уголовного и др.
Совершаемые в обществе правонарушения не однородны по своему характеру, однако по степени общественной опасности и юридическому оформлению теория права объединяет их в две группы: преступления и проступки.
Также в сфере налоговых правоотношений, в зависимости от степени общественной опасности, все правонарушения можно подразделить на налоговые преступления и правонарушения, которые не имеют характера налогового преступления.
В словаре по экономике и финансам содержится следующее определение налогового правонарушения. Налоговое правонарушение - понимается противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.
Однако наиболее точным и оптимальным, на наш взгляд, является понятие налогового правонарушения, представленное в Налоговом кодексе.
Под налоговым правонарушением
понимается противоправное, виновное
деяние, совершенное
Налоговое правонарушение и налоговое преступление не являются тождественными категориями. Они отличается друг от друга степенью общественной опасности.
Под налоговым преступлением понимается совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством территории, к юрисдикции которого оно отнесено.
Если проанализировать определение налогового преступления, легко заметить, что оно содержит в себе все признаки налогового правонарушения. Таким образом, преступление в налоговой сфере не может существовать само по себе без налогового правонарушения.
Содержанием объективной стороны налогового преступления является то или иное налоговое правонарушение. Оно же трансформируется в налоговое преступление при наступлении общественно опасных последствий.
Налоговые правонарушения по сравнению с налоговыми преступлениями представляют меньшую общественную опасность и закрепляются не УК РФ, а только НК РФ. Кроме того, они влекут за собой не наказание, а взыскание (ст. 114 НК РФ).
1.2. Признаки налогового правонарушения
Можно выделить три признака, квалифицирующих налоговое правонарушение2:
1) противоправность действий (бездействия) лица;
2) наличие вины лица
в совершении налогового
3) ответственность за
совершение противоправных
Противоправность деяния
применительно к налоговым
Например, противоправность будет иметь место, если налогоплательщик необоснованно применит налоговую льготу по НДС, предусмотренную ст. 149 НК РФ.
В то же время в случае,
когда действия налогоплательщика
будут противоречить иному
Наличие вины лица в совершении налогового правонарушения - второй признак налогового правонарушения.
При отсутствии вины лица совершенное им деяние перестает отвечать признакам налогового правонарушения, что автоматически исключает возможность привлечения лица к налоговой ответственности.
Существуют две формы вины лица в совершении налогового правонарушения - умысел и неосторожность.
Умысел в действиях
лица усматривается в том случае,
если лицо, совершившее правонарушение,
осознавало противоправный характер своих
действий (бездействия) и желало либо
сознательно допускало
Правонарушение признается
совершенным по неосторожности, если
лицо, его совершившее, не осознавало
противоправного характера
В частности, п. 3 ст. 122 НК РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), совершенная умышленно, влечет взыскание санкций в размере 40% от неуплаченных сумм налога.
За аналогичные действия, но совершенные по неосторожности, штраф взыскивается в размере 20%.
При определении вины
как признака, квалифицирующего налоговое
правонарушение, следует помнить, что
ее наличие в действиях
Далеко не всегда виновное действие (бездействие), подпадающее под определение налогового правонарушения, будет вести к применению мер налоговой ответственности. Это связано с тем, что существуют обстоятельства, при наличии которых вина лица в совершении налогового правонарушения исключается. К ним относятся:
1) совершение деяния,
содержащего признаки
2) совершение деяния,
содержащего признаки
3) выполнение налогоплательщиком
или налоговым агентом
Установленная НК РФ ответственность за совершение противоправного деяния - третий признак налогового правонарушения.
Он означает, что виновное
и противоправное действие (бездействие)
лица будет признаваться налоговым
правонарушением лишь тогда, когда
подобные деяния лица образуют состав
налогового правонарушения, за который
в Налоговом кодексе РФ предусмотрена
соответствующая налоговая
После рассмотрения теоретических аспектов налогового правонарушения, целесообразно выяснить какие причины лежат в основе возникновения данных правонарушений, что обуславливает их существование.
2.1. Причины возникновения налоговых правонарушений