Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 18:19, доклад
Финансовая система России проходила этапы, характерные для любого государства. Однако после Октябрьской революции ее развитие пошло иным путем: большое значение стали оказывать субъективные факторы и политические приоритеты перед общественными и экономическими законами. Следует отметить, что с самых ранних этапов существования Российского государства правители использовали интересы своих граждан в области уплаты налогов для достижения своих целей, тем самым, по сути, проводили эффективную налоговую политику. С этой позиции рассмотрим наиболее значительные периоды развития России, которые связаны с изменениями в области налогообложения.
В годы Великой Отечественной
войны объем налоговых
Определенные изменения налоговой системы СССР были осуществлены в 1965 и 1987 гг. в связи с внедрением хозрасчета и расширением прав предприятий. В 1979 г. был введен нормативный метод распределения прибыли, в соответствии с которым до начала отчетного периода устанавливался норматив, определяющий, какую долю прибыли предприятие должно перечислить в бюджет, какую — в отраслевые централизованные фонды и какую — оставить в собственном распоряжении. Отчисления от прибыли предприятий носило налоговый характер, но отраслевые министерства и финансовые органы имели возможность в любой момент изменить налоговую ставку без участия законодательных органов. Центральные органы стремились сосредоточить в своих руках максимально возможную массу финансовых ресурсов.
Переливание их через расходную
часть бюджета приводило к
их перераспределению от хорошо работающих
предприятий к слабо
Первые практические действия
по реформированию экономики выразились
в либерализации хозяйственной
деятельности и цен (начиная с 1992
г. цены на 90% товаров и услуг были
полностью освобождены от государственного
вмешательства), снятии ограничений
в оплате труда, ускоренном проведении
приватизации государственных предприятий.
В этот период происходит спад производства,
снижается уровень жизни
■ создание системы регулирования рыночных отношений;
■ демонополизация производства и формирование конкурентной
среды;
■ эффективное преобразование налоговой системы (она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).
В 1991—1992 гг. Правительством РФ были приняты новые законы в области налогообложения, что явилось продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в стране. Создана целостная система налогообложения, установлен перечень налогов, применяемых на территории Российской Федерации, определены права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, проведено разграничение полномочий органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налога и льгот по ним.
Налоговая система Российской Федерации с момента ее введения и до настоящего времени прошла сложный путь становления и развития. Изменения происходили не только в порядке исчисления и уплаты налогов, но и в ее структуре. С 1 января 1992 г. было введено 19 видов налогов. По каждому виду налога был принят соответствующий законодательный акт, налоговые органы разрабатывали инструкции, которые носили разъяснительный характер. За период действия налоговой системы в ее структуру входило в разные периоды 46 различных видов налогов и сборов. Развитие налоговой системы сопровождалось постоянными изменениями законодательства, нарушались принципы налогообложения.
Нередко новые положения распространялись на прошедшие периоды и тем самым ухудшали финансовое состояние организаций. Необходимо было разработать Налоговый кодекс, который гарантировал бы стабильность налоговой системы, определял налоговые отношения, порядок исчисления налогов.
С 1 января 1999 г. вступила в
силу первая часть Налогового кодекса
Российской Федерации, которая позволила
решить многие назревшие налоговые
проблемы и значительно повысила
защищенность добросовестных налогоплательщиков.
Она регулирует отношения между
государством и его гражданами по
вопросам взимания налогов и платежей.
Налоговый кодекс устанавливает
систему налогов, определяет виды налогов
и сборов, взимаемых на территории
Российской Федерации, основные сроки
установления налогов и сборов субъектов
Российской Федерации и местных
налогов и сборов, а также права
и обязанности
С 1 января 2001 г. вступила в
действие вторая часть Налогового кодекса
Российской Федерации, раздел VIII «Федеральные
налоги»: глава 21 «Налог на добавленную
стоимость», глава 22 «Акцизы», глава 23
«Налог на доходы физических лиц», глава
24 «Единый социальный налог». В последующие
периоды продолжалось введение налогов
во вторую часть кодекса. В настоящее
время она содержит все налоги,
предусмотренные Налоговым
Наряду с работой по упорядочиванию налоговой системы государством проводилась налоговая политика по снижению налогового бремени налогоплательщиков, что выражалось в снижении налоговых ставок. Налоговая ставка по налогу на прибыль была снижена с 35 до 24%. По налогу на доходы физических лиц применялась прогрессивная шкала налогообложения: в 1992 г. максимальная ставка составляла 60%, в 1998 г. — 35%, с 2000 г. введена единая ставка 13%. Это также способствовало выводу доходов организаций и физических лиц из теневой экономики.
Принятые меры в области налогообложения явились одним из факторов стабилизации экономики страны и в дальнейшем увеличения темпов ее развития.