Земельный налог: современный механизм исчисления и проблемы функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание

Целью написания работы является исследование земельного налога в Российской Федерации на современном этапе, выявление проблем функционирования и поиск их решений.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
Определение основные понятия и функций земельного налога;
Определение правового статуса плательщиков и объектов земельного налога;
Механизм исчисления земельного налога в Российской Федерации;
Разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Содержание

Введение
3
1. Теоритические основы земельного налога
5
1.1 Сущность и значение земельного налога
5
1.2 Объекты и плательщики земельного налога
7
1.3Механизм исчисления земельного налога
13
1.4 Роль и развитие земельного налога в Российской Федерации
14
2. Анализ действующего механизма земельного налога и его функционирования
16
2.1 Налог на земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения
16
2.2 Анализ контроля налоговых органов и функционирование земельного налога на практике
20
2.3 Сравнение Земельного налога в России с практикой налогообложения других стран
26
3. Пути совершенствования земельного налогообложения
30
3.1 Проблемы земельного налогообложения.
30
3.2 Совершенствование порядка исчисления и уплат земельного налога
30
Заключение
35
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ.docx

— 85.19 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 


Кафедра финансов и налоговой  политики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Налоги  и налогообложение»

На тему: « Земельный налог: современный механизм исчисления и проблемы функционирования».

 

Выполнила

Студентка Частова В.А.

Факультет бизнеса

Группа ФБЭ-93

 

Преподаватель Ворническо Н.И.              

Дата сдачи   07.12.2011

Дата защиты

 

 

 

Новосибирск

2011 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1. Теоритические основы  земельного налога

5

      1.1 Сущность и значение земельного налога

5

      1.2 Объекты  и плательщики земельного налога

7

      1.3Механизм  исчисления земельного налога

13

      1.4 Роль  и развитие земельного налога  в Российской Федерации

14

2.  Анализ действующего  механизма земельного налога  и его функционирования

16

2.1 Налог на земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного назначения

16

2.2 Анализ контроля налоговых органов и функционирование земельного налога на практике

20

2.3 Сравнение Земельного  налога в России с практикой  налогообложения других стран

26

3. Пути совершенствования  земельного налогообложения

30

      3.1 Проблемы  земельного налогообложения.

30

      3.2 Совершенствование  порядка исчисления и уплат  земельного налога

30

Заключение

35

Список используемых источников

36

Приложение

39


 

Введение 

Одним из факторов, оказывающих  особое влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных норм законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Земельный налог занимает важное место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более, что в условиях современной экономики установление размера земельного налога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков [4, стр. 3].

На сегодняшний день в  области планирования налогообложения  должны быть поставлены следующие цели: ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков, упрощение налоговой системы, налоговое стимулирование производства, развитие в стране муниципальных налоговых систем [7, стр. 1]. 

Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой  стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель.

Объектом исследования моей курсовой работы являются: земельные налоги, а так же общественные отношения, связанные с  установлением и взиманием  земельного налога.

Предметом исследования выступают: современные механизмы исчисления земельного налога и проблемы его функционирования.

Целью написания работы является  исследование земельного налога в Российской Федерации на современном этапе, выявление проблем функционирования и поиск их решений.

В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:

  1. Определение основные понятия и функций земельного налога;
  2. Определение правового статуса плательщиков и объектов земельного налога;
  3. Механизм исчисления земельного налога в Российской Федерации;
  4. Разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге.

Теоретико-методологическую основу работы составляет диалектический метод анализа, научно-познавательные возможности, которого позволяют исследовать законодательство о земельном налоге [18, стр. 10].

 

  1. Теоритические основы земельного налога

    1.1 Сущность  и значение земельного налога

Основополагающим документом, регулирующим земельные отношения в Российской Федерации, является Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ, введенный в действие Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ. Согласно ст. 6 Земельного кодекса, объектами земельных отношений признаются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, и части земельных участков. Таким образом, Земельным кодексом земельный участок определен не только как часть поверхности земли (в том числе и ее почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке, но и как объект земельных отношений.

Кроме этого, в  Российской Федерации ведется государственный земельный кадастр, содержащий сведения о правовом режиме земель, о собственниках, землепользователях и арендаторах, категориях и ценности земель. Государственный земельный кадастр ведется для следующих целей:

  • обеспечения рационального землепользования и охраны земель;
  • защиты прав собственников, землепользователей и арендаторов;
  • создания основы для определения цены земли, земельного налога и
  • арендной платы за землю.

Учет количества и качества земель ведется по фактическому состоянию  и использованию. Учету подлежат все категории земель. При ведении  учета устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, нарушенные, малопродуктивные, деградированные и загрязненные опасными веществами земли.

Существуют следующие  формы платы за использование  земли: ежегодный земельный налог, нормативная цена земли и арендная плата. Плата за землю является прямым, местным прогрессивным налогом.

 

Ежегодным земельным  налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Размер нормативной  цены земли устанавливается на уровне, не превышающем 75% рыночной цены на типичные участки соответствующего целевого назначения. За основу при исчислении нормативной цены земли принимаются средние ставки земельного налога.

Арендная плата взимается  за земли, переданные в аренду. Арендаторами земли могут выступать как юридические, так и физические лица. Учет плательщиков арендной платы за землю ведется земельными комитетами на основании заключенных договоров аренды земли.

Законом об основах налоговой  системы введен местный налог  на землю. Основным законодательным актом, регулирующим вопросы платы за землю, является Федеральный закон от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (с последующими изменениями и дополнениями), а также Инструкция МНС России от 21.02.2000 г. № 56 по применению Закона «О плате за землю».

В ст. 1 Закона «О плате за землю» установлено, что использование  земли в Российской Федерации является платным. Целью введения платы за землю является:

- стимулирование   рационального   использования   земель,   повышения 
плодородия вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот почв;

- обеспечение должного уровня охраны и освоения земель;

- выравнивание  социально-экономических условий  хозяйствования  на 
землях разного качества;

- обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах;

-    формирование       специальных       фондов       финансирования       этих

Мероприятий [4, стр.13].

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах  и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:

- землеустройство,  ведение земельного кадастра, мониторинг, охрана земель и повышение их плодородия, освоение новых земель, компенсация собственных  затрат  землепользователя  на  эти   цели   и   погашение   ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; -    инженерное и социальное обустройство территорий.

1.2 Объекты и  плательщики земельного налога.

Объектами обложения земельным  налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование.

К объектам земельного налога относятся земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • промышленности,   энергетики,   транспорта,    связи,   радиовещания, телевидения, информатики, земли  для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности  и  земли  специального назначения;
  • особо охраняемых объектов и территорий;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействий негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции [1, стр. 602].

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Организациями для целей исчисления земельного налога признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Физическими лицами - плательщиками налога на землю могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Отметим, что индивидуальными предпринимателями являются физические    лица,    зарегистрированные    в    установленном    порядке    и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы.

Согласно ст. 12 Закона «О плате за землю», от уплаты земельного налога полностью освобождаются:

  • заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические 
    сады;
  • предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп,  а также художественными промыслами  и народными ремеслами в местах их традиционного бытования [1, стр. 604].
  • научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля,  а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов    сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
  • учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, социального      обслуживания,       финансируемые      за      счет      средств государственных   или   муниципальных  бюджетов  либо   за  счет  средств профсоюзов, детские оздоровительные учреждения, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения,   на   земле   которых   находятся   охраняемые   государством памятники истории, культуры и архитектуры;
  • предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые десять лет пользования или для целей добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв;
  • участники Великой Отечественной войны (в том числе лица, работавшие на  предприятиях,  в  учреждениях  и  организациях  Ленинграда  в период блокады с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и награжденные медалью «За оборону Ленинграда»);
  • инвалиды I и II групп;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику [1, стр. 605-606].

Информация о работе Земельный налог: современный механизм исчисления и проблемы функционирования