Бюрократическая организационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 00:25, доклад

Описание

При доминировании бюрократической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности склонен руководствоваться следующими стереотипами:
1) работники — прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации, поэтому менеджер, несущий ответственность за функционирование персонала организации, должен уделять особое внимание стимулированию работы подчиненных;
2) для работников побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому следует делать все для того, чтобы обеспечить им максимальный доход;

Работа состоит из  1 файл

Бюрократическая организационная культура.docx

— 21.09 Кб (Скачать документ)

Бюрократическая организационная культура

При доминировании бюрократической  организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности склонен руководствоваться следующими стереотипами:

1) работники — прирожденные  лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации, поэтому менеджер, несущий ответственность за функционирование персонала организации, должен уделять особое внимание стимулированию работы подчиненных;

2) для работников побудительным  мотивом в первую очередь является  экономический интерес, поэтому  следует делать все для того, чтобы обеспечить им максимальный  доход;

3) организационная структура  должна быть спроектирована таким  образом, чтобы контролировать  желания работников и в максимальной  степени нейтрализовать возможные  последствия их непредсказуемых  действий;

4) поскольку работники  по своей натуре склонны противодействовать  целям, предписываемым организацией, и в основном не способны  на жесткий самоконтроль и  самодисциплину, необходим надежный  внешний контроль над их деятельностью,  чтобы обеспечить достижение  поставленных руководством целей;

5) на руководящую работу  могут выдвигаться те немногие  работники, которые способны к  самоконтролю и имеют высокую  мотивацию, целеустремленны и честолюбивы.

 

 

 

 

 

 

 

3) Бюрократическая  организационная культура Процесс работы компаниях с бюрократическим типом организационной культуры стандартизирован, каждый работает по определенным правилам, жестко прописанным в инструкциях и положениях. Решения принимаются вышестоящим руководителем. Главным рычагом воздействия на подчиненных являются приказы и наказания. Сильным руководителем считается такой, чьи приказы не обсуждаются, а сразу же исполняются. Человек становится элементом большой машины, правила критически не оценивает, его девиз «дан приказ – его надо выполнять». Сотрудники здесь очень дисциплинированны, ответственны, живут в ситуации внешнего нормирования. Примерами таких организаций могут служить различные государственные структуры, армия, церковь.

 

Иерархическая (или  бюрократическая) организационная  культура

Особенности иерархической (или бюрократической) организации  были подробно описаны немецким социологом Максом Вебером. Вплоть до 60-х гг. XX в. считалось, что иерархия, или бюрократия Вебера, является идеальной формой управления, поскольку она приводит к стабильному, рентабельному, единообразному выпуску продукции и предоставлению услуг.

 

Основные  черты иерархической (бюрократической) культуры:

  • высокая степень специализации, четкое распределение официальных обязанностей, планомерное повышение квалификации персонала;
  • пирамидальная структура власти с подробно разработанной иерархией полномочий и четко установленными границами ответственности. Каждый сотрудник ответствен перед вышестоящим работником как за свои собственные решения и действия, так и за действия своих подчиненных;
  • наличие системы правил и инструкций, рационально сформулированных для эффективного достижения целей предприятия. Инструкции обеспечивают единообразие и координацию деятельности служащих;
  • осуществление отбора, назначения и расстановки кадров в соответствии с заслугами и личными достижениями кандидатов;
  • безличная ориентация служащих в контактах с клиентами и коллегами, предохраняющая предприятие от проникновения "блата", привилегий и т. д.

 

В школе, развивающейся в  контексте иерархической культуры, администрация обращает внимание прежде всего на процедуры, правила и инструкции как главные средства обеспечения качества образовательного процесса. Главными методическими проблемами, темами в такой школе могут стать вопросы, связанные с технологиями урока, технологиями взаимодействия, обеспечения качества образования и т. п. "Мы знаем как" - вот лозунг такой школы. Оценка педагогического коллектива и сотрудников здесь производится только в соответствии с профессиональными достижениями, "любимчики" практически отсутствуют. Сотрудники школы, являясь частью стабильной, отлаженной системы, чувствуют свою защищенность.

Любая из обозначенных черт, несомненно, позитивна для ОУ. Так, специализация и назначение на должность  в соответствии с мастерством  и реальными заслугами педагогов, постоянное повышение квалификации обеспечивают высокое качество обучения и воспитания, а иерархия полномочий и ответственности, система правил формируют четкое осознание сотрудниками ОУ своих функциональных обязанностей и являются профилактикой конфликтов на этой почве.

Вместе с тем полное подчинение иерархической культуре может иметь и негативные последствия  для ОУ. Такой тип культуры, в  частности, способствует:

  • подавлению творческого начала в сотрудниках;
  • выработке у них формализованного поведения, не учитывающего личностные особенности учеников и коллег в ситуациях взаимодействия;
  • неготовности быстро находить решения в нестандартных ситуациях, которые часто случаются в ОУ.

 

 

 

Макс Вебер в 1900 г. предложил  нормативную модель, к которой  организации должны стремиться. Бюрократия воплощает идеальный тип легального господства и формальной рациональности. Бюрократическая организация рассматривается  Вебером как безличный механизм, основное правило которого - четкое и безошибочное функционирование, направленное на максимизацию прибыли. Чтобы достичь  такой цели, необходимо знать, что: 
1) организация свободна в выборе любого средства для обеспечения своей устойчивости; 
индивиды работают таким образом, что могут быть заменимыми, поэтому каждый обязан выполнять только одну задачу; 
труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха индивида и является для него основой существования; 
поведение исполнителей полностью обеспечивается точностью и однозначностью действий, отсутствуют предубежденность и личные симпатии во взаимоотношениях.

Должностные позиции в бюрократической организации строго подчинены друг другу и расположены в иерархическом порядке. Каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим начальством и за свои личные решения, и за действия подчиненных. Величина власти руководителя над подчиненными четко обозначена. Его действия ограничены соответствующими правилами и инструкциями. Приказы начальника - не проявление его личной прихоти, а воплощение общих целей организации. 
Благодаря формальным инструкциям возможно единообразие и согласованность в действиях подчиненных. Они же обеспечивают взаимозаменяемость работников (в случае болезни или увольнения) и непрерывность деятельности организации. К достоинствам данной структуры относят: 
четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;

иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий  уровень контролируется вышестоящим, и подчиняется ему; 
наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов; 
осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. 
Недостатки бюрократической структуры: 
преувеличение значимости правил, процедур и норм; 
отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия - негибкость структуры.


Информация о работе Бюрократическая организационная культура