Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:43, контрольная работа
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений. Холл А.Д., Фейджин Р.И., поздний Берталанфи).
Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос — половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.
Системный подход в менеджменте используется во всех организациях. Применение системного подхода к рассмотрению управления и к организации в целом позволяет глубже понять, проследить функционирование предприятия в совокупности со всеми отделами, структурой, стратегией, а также связями с политической, социально-культурной, экономической и другими сферами внешней среды.
В соответствии с системным подходом выделяют следующие этапы решения проблемы:
- определение целей организации;
- выявление проблем в процессе достижения этих целей;
- поиск решения проблем;
- оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них;
- выбор наилучшего решения;
- оценка эффективности.
Необходима точная
логическая последовательность
действий, учет целей и средств,
рассмотрение альтернативных
2. Методы ИСУ
2.1 Метод Дельфи (логико-интуитивный)
Метод Дельфи (иногда дельфийский метод) был разработан в 1950—1960 годы в США для прогнозирования влияния будущих научных разработок на методы ведения войны (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.
Является методом экспертного оценивания. Особенности: заочность, многоуровневость, анонимность.
Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.
Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства, даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)
Субъекты:
группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.
организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.
Применяется на этапах формулирования проблемы и оценки различных способов ее решения. Метод Дельфи - один из инструментов выбора и оценки решения.
Цель метода
Получение согласованной информации высокой степени достоверности в процессе анонимного обмена мнениями между участниками группы экспертов для принятия решения.
План действий
- Сформировать рабочую группу для сбора и обобщения мнений экспертов.
- Сформировать экспертную группу из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.
- Подготовить анкету, указав в ней поставленную проблему, уточняющие вопросы. Формулировки должны быть четкими и однозначно трактуемыми, предполагать однозначные ответы.
- Провести опрос экспертов в соответствии с методикой, предполагающей при необходимости повторение процедуры. Полученные ответы служат основой для формулирования вопросов для следующего этапа.
- Обобщить экспертные заключения и выдать рекомендации по поставленной проблеме.
Особенности метода
Дельфи", "дельфийский метод", "метод дельфийского оракула" происходят от названия местечка Дельфи, где жили оракулы-прорицатели при храме бога Аполлона (Древняя Греция). Слово главного оракула принималось за истину в последней инстанции.
Использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов.
Метод Дельфи позволяет разрешить это диалектическое противоречие. Для этого прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения, либо по обычной или электронной почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение, если он сочтет необходимым. Эта процедура может повторяться несколько раз.
Проведение экспертизы по методу Дельфи:
Дополнительная информация:
Метод Дельфи - это систематический способ обобщения оценок экспертов.
Считается, что метод Дельфи наиболее применим, если к работе привлекаются эксперты, компетентные не по всей проблеме, а по ее различным составляющим.
Чтобы решить, следует ли использовать метод Дельфи, очень важно тщательно рассмотреть ситуацию, к которой будет применен метод. И прежде чем принимать решение, необходимо задать ряд вопросов:
- кто будет проводить экспертизу, и где будут находиться ее участники;
- какая должна поддерживаться связь с ними в процессе рассмотрения существующей проблемы;
- какие существуют в наличии альтернативные методики, и какие результаты реально можно ожидать от их применения?
Достоинства метода
Метод Дельфи способствует выработке независимости мышления членов группы. Обеспечивает спокойное и объективное изучение проблем, которые требуют оценки.
Недостатки метода
Чрезмерная субъективность оценок.
Требует достаточно много
времени и организационных
Ожидаемый результат
Согласованный список идей с их сопутствующими сильными и слабыми сторонами.
2.2 Экологический аудит (комплексно-комбинированный метод)
Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.
Цели и задачи экологического аудита
- Обоснование политики и стратегии в области охраны окружающей среды,
- Анализ и оценка экологических аспектов хозяйственных и иных проектов,
- Анализ и оценка нормативных актов в области охраны окружающей среды,
- Обоснование и инициация экологической деятельности,
- Идентификация экологических проблем производств и территорий.
Виды экологического аудита
Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды:
- Определение соответcтвия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,
- Оценка эффективности системы экологического менеджмента,
- Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,
- Оценка экономического ущерба от загрязнения,
- Оценка опасности отходов,
- Определение рациональности природопользования на конкретной территории,
- Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,
- Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,
- Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,
- Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,
- Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности
Сущность экологического аудита
Усовершенствование системы экологического менеджмента и политика предприятия в области охраны окружающей среды подразумевает проведение периодического экологического аудита.
Экологический аудит представляет собой методику, с помощью которой в стратегию бизнеса и в основные параметры производственного процесса поэтапно внедряются все более жесткие экологические требования.
Экологический аудит - это инструмент для систематической проверки внутрифирменного экологического потенциала и потенциального экологического риска.
Основные функции экологического аудита:
- определить соответствие или несоответствие деятельности фирмы, а также декларируемой ею политики в области охраны окружающей среды экологическому законодательству, установить соответствие этой деятельности чисто экономическим, ориентированным на получение прибыли целям;
- определить, насколько хорошо отработана в компании система экологического менеджмента;
- предоставить информационное обеспечение менеджмента для принятия руководством компании квалифицированных решений в области охраны окружающей среды;
- обеспечить защиту персонала от возможных вредных воздействий;
- проанализировать возможность возникновения рисков, с которыми фирма может столкнуться в случае той или иной опасной для окружающей среды аварии;
- определить реальное воздействие фирмы на окружающую среду;
- подтолкнуть фирму к осуществлению улучшений в ее экологической политике.
Впервые система экологического аудита была применена фирмами в США в 70-х гг. XX в. с целью выполнить требования, заложенные в американском природоохранном законодательстве того периода. К концу 80-х гг. некоторые компании достигли даже более жестких показателей, чем те, что были предусмотрены законодательством.
Активный экологический аудит, как и активный экологический менеджмент, с тех пор стал преобладать в стратегии компаний США и постепенно завоевывает все большее доверие у европейских фирм.
Результаты экологического аудита
Отчет о проведении экоаудита должен отражать:
- соответствие системы экологического менеджмента целям экологической политики фирмы, законодательным требованиям и требованиям заинтересованных групп;
- выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки и эффективность корректирующих действий;
- заключение и рекомендации по улучшению системы менеджмента.
Информативные экологические отчеты содержат в себе:
- общие сведения о предприятии (5%);
- руководящие экологические принципы предприятия (5%);
- представление системы экологического менеджмента (10%);
- экологические программы и цели (15%);
- представление материальных и энергетических потоков (10%);
- анализ и оценку экологических проблемных областей (10%);
- описание экологических аспектов продуктов (15%);
- влияние природоохранных мероприятий на уровень выручки (5%);
- коммуникацию с адресатами (группами интересов) (5%);
- возможность обратной связи (5%);
- достоверность (5%);
- принципы составления баланса (5%);
- соответствие запросам целевых групп (5%).
Результатом экологического аудита становится план действий по минимизации экологического вреда компании и созданию условий для того, чтобы сделать все ее операции более безопасными в экологическом отношении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. - M.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.
2. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник для вузов по специальности "Менеджмент" / 2-е изд., изм. и доп. -- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М, 2001. -- 528 с.
3. Розова Н.К. Управление качеством. - СПб: Питер, 2002. - 211 с.
4. Смирнов Э. А. Разработка управленческого решения: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 270 с.
5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. / 7-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2005. - 448 с.
6. Википедия
7. http://revolution.allbest.ru/