Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 19:05, контрольная работа
Эта тема является очень актуальной на сегодняшний день, так как до недавнего времени, качество являлось субъективным показателем, относящаяся больше к физическим параметрам. Но в современном мире, понятию качество вкладывается больше экономический смысл. И как раз, выявить суть качества как экономической категории является целью данной контрольной работы.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
Изучить понятия качество;
Проанализировать значения качества для экономики предприятия;
Рассмотреть качество как экономическую категорию.
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть…………………………………………………………4 – 11
Тестовая часть……………………………………………………………………12
Практическая часть………………………………………………………...13 – 14
Список использованной литературы…………………………………………..15
Кафедра экономики организации и управления персоналом
Факультет менеджмента и маркетинга
Специальность менеджмент организации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»
Тема: «Качество как экономическая категория»
(вариант 3)
Пенза 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Теоретическая часть…………………………………………………………4 – 11
Тестовая
часть…………………………………………………………………
Практическая
часть………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………..15
ВВЕДЕНИЕ
В существующей экономике большого количества производителей и изобилия товаров и услуг, потребитель ежедневно сталкивается с проблемой выбора: что лучше приобрести для удовлетворения существующей потребности. Каждый человек, потенциальный покупатель, выбирает в связи с ограниченностью их ресурсов – финансов, что-то одно, отсевая тем самым другие аналогичные экземпляры. Для каждого потребителя основой его выбора является, какой-то конкретный фактор, имеющий для него приоритетное значение. Для кого то – это цена, для других – безопасность и так далее. Но в условиях непрерывной конкуренции товаропроизводителей, совершенствования технической базы производства и внимательности покупателя к продукту, за который он платит деньги, наибольшее значение как производители так и потребители наибольшее значение уделяют качеству продукцию. Производители стремятся улучшить качество своей продукции, чтобы охватить большее количество рынка и «поднять» свой продукт выше по сравнению с аналогами. А покупатели, стремятся максимально удовлетворить свои потребности.
Тема данной контрольной работы «Качество как экономическая категория». Эта тема является очень актуальной на сегодняшний день, так как до недавнего времени, качество являлось субъективным показателем, относящаяся больше к физическим параметрам. Но в современном мире, понятию качество вкладывается больше экономический смысл. И как раз, выявить суть качества как экономической категории является целью данной контрольной работы.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента –менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества [1. С. 6 – 8].
Стандарты
ИСО серии 9000 установили единый, признанный
в мире подход к договорным условиям
по оценке систем качества и одновременно
регламентировали отношения между
производителями и
Рис. 1. Пирамида качества
Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.
Для дальнейшего
уточнения понятия управления качеством
продукции целесообразно
Это – результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т. п.) называют работами.
Для того чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.
Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.
Качество работы, как уже отмечалось, непосредственно связано с обеспечением функционирования фирмы. Это – качество руководства и управления (планирование, анализ, контроль). От качества планирования (разработки стратегии, системы планов т. п.) зависит достижение поставленных целей и качество фирмы [5. С. 11 – 13].
Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.).
Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.
С развитием
научно-технического прогресса, следствием
которого стала автоматизация
Качество
у производителя и потребителя
– понятия взаимосвязанные. Производитель
должен проявлять заботу о качестве
в течение всего периода
Вернемся к уточнению понятия качества. В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики [1. С. 17 – 19].
Идея такого подхода к определению качества продукции принадлежит голландскими ученым Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу. Ими разработана специальная область науки квалиметрия. Квалиметрия – наука о способах измерения и квантификации показателей качества. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависти от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован. По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество – величина измеримая и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги [2. С. 12 – 14].
Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, записанных в технических условиях (ТУ) не может быть осуществлена сертификация продукции.
Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:
Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров. Поэтому то или иное изготавливаемое изделие воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость.
Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы [1. С. 16 – 20].
Понятие
качества неоднократно обсуждалось
научной общественностью и
В результате деятельности Академии проблем качества сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такое видение качества представляется достаточно емким и более четко определяет значение повышения качества.
Обеспечение
качества требует немалых затрат.
До недавнего времени основная доля
в затратах на качество приходилась
на физический труд. Но сегодня высока
доля интеллектуального труда.
Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции российских производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы [4. С. 17].