Качество продукции в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:02, контрольная работа

Описание

Проблема повышения качества является в настоящее время одной из наиболее важных и сложных проблем экономического и технического развития. Целью данной работы является исследование проблемы управления качеством.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Качество продукции - один из основных факторов успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………………4
2. Принципы и схемы обеспечения качества и управления качеством продукции…………………………………………………………………………7
3. Создание систем качества на предприятиях, этапы работ и их краткая характеристика…………………………………………………………………..11
4. Основные элементы системы качества, рекомендуемые ИСО 9000: 2000……………………………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………24

Работа состоит из  1 файл

контр. упр. кач..docx

— 50.53 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра экономики и менеджмента  в машиностроении

 

 

Контрольная работа по дисциплине

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

 

 

Выполнила Шохина Юлия Владимировна                                                                              (Фамилия И.О.)

Студент__3___ курса 3года 10мес ________специальность_080502

                                                           (срок обучения)

группа__ эМС-10_№ зачет. книжки _____02-139____________

Подпись _____________________

 

 

Преподаватель  ________________________________________               

                                                (Фамилия И.О.)

должность _____________________________________________

                                                уч.степень, уч.звание

 

Оценка ______________________ Дата: _____________________

Подпись _______________________________________________

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………3

1. Качество продукции  - один из основных факторов  успешной деятельности предприятий  в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………………4

2. Принципы и схемы  обеспечения качества и управления  качеством продукции…………………………………………………………………………7

3. Создание систем качества  на предприятиях, этапы работ  и их краткая характеристика…………………………………………………………………..11

4. Основные элементы системы  качества, рекомендуемые ИСО 9000: 2000……………………………………………………………………………….17

Заключение ……………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшим источником роста эффективности  производства является постоянное повышение  технического уровня и качества выпускаемой  продукции. Развитие рыночной экономики  в России определило новые приоритеты развития национального производства: повышение конкурентоспособности  национального товара; осуществление  перехода от сырьедобывающей промышленности к перерабатывающей; удовлетворение растущих потребностей населения; создание национальной системы обеспечения безопасности и высокого качества потребляемой продукции. Опытным практикам, работающим в сфере производства, известно, что именно требуется для достижения высокого качества производимых изделий. Если все это систематизировать и обобщить, то можно утверждать, что для обеспечения необходимого уровня качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и хорошо отлаженная организация работ, в том числе четкое управление качеством. Отсюда такой повышенный интерес к управлению качеством со стороны предприятий, осознавших истину: даже имея современную технологическую базу и квалифицированных работников, нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения четкой системы качества, отвечающей современному уровню. Качество продукции относится к числу важнейших показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и объединений. Повышение качества продукции в значительной степени определяет темпы научно-технического прогресса, становится одним из главных рычагов повышения эффективности производства и благосостояния общества. Проблема повышения качества является в настоящее время одной из наиболее важных и сложных проблем экономического и технического развития. Целью данной работы является исследование проблемы управления качеством.

1. Качество продукции - один из основных факторов успешной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики

Качество - это объективно существующая совокупность свойств и характеристик изделия, которая определяет его пригодность для использования по назначению. Эти свойства и характеристики формируются при создании продукции и в зависимости от требований заказчиков могут быть самыми разнообразными как по уровню, так и по сочетанию. Поэтому под обеспечением качества логично понимать процесс формирования необходимых свойств и характеристик продукции. И не только процесс, но и результат, когда говорят, что требуемое качество обеспечено. Качество как продуктов, так и услуг является стандартизированной категорией. Требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативных и нормативно-технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических регламентах, в картах контроля качества и т. п. Также можно отметить такую характеристику качества, как неустойчивость, изменчивость качества продукции, которая проявляется не только в двух общих тенденциях физического и морального старения. Имеют место так называемые частные отклонения качества от установленных требований. Они чрезвычайно разнообразны и обусловлены уже не экономической и технологической природой, а условиями внешнего характера: нарушениями правил и условий эксплуатации, ошибками разработчиков и изготовителей, нарушениями производственной дисциплины, дефектами оборудования, с помощью которого изготовляется и используется продукция, и т. д. Есть еще один фактор, который влияет на неустойчивость оценок качества - это неустойчивость и изменчивость потребностей. Параметры продукции могут строго соответствовать нормативной и технической документации, но изменяются требования потребителей и качество при неизменных параметрах ухудшается или теряется вовсе. Можно констатировать, что качество продукции находится в постоянном движении. Следовательно, качество определяет собой хронически неустойчивый объект. Это объективная реальность, с которой приходится иметь дело. При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и методов осуществления, действуют примерно по такой схеме.  Но прежде чем приступать к разработке мероприятий, необходимо иметь соответствующую информацию. Реакция потребителей на качество продукции есть та обратная связь, которая диктует необходимость управление качеством. Источники информации, оценивающей качество продукции потребителями, разнообразны. В целом документацию по качеству подразделяют:                            - Планово-директивные документы выполняют наиболее важную функцию в управлении качеством - функцию проектирования и прогнозирования улучшения качества во всех его аспектах.                                                                - Нормативно-технологические документы - это госты на исходные материалы и готовую продукцию, методики производства, паспорта изделий, технологические карты и предписания, документы аттестации обуви, трудовые нормативы качества.                                                                                 - Документ по техническому контролю - это отношение между работниками, контролирующими качество.                                                                                         - Юридически правовые документы по качеству подразделяют на документы общегосударственного значения, ведомственные и создаваемые непосредственно на предприятиях.                                                                          - Отчётно-информационные документы - обеспечивают необходимой информацией для принятия решений в ведущих областях: выполнение плана по качественным показателям; технологические исследования и изучение дефектов; стимулирование рабочих за хорошую качественную работу; привлечение к материальной ответственности за допущенный брак;

финансовые взаимоотношения с покупателями и поставщиками; экономическая оценка работы предприятия с точки зрения качества продукции.                                                                                                             Качество продукции чрезвычайно многообразно. Оно имеет физическую и техническую сущность, так как продукция содержит вещество природы, измененное трудом человека. В результате производственной деятельности продукции приданы некоторые технические свойства, связанные с ее полезностью, надежностью и так далее. Качество продукции имеет социальную составляющую, так как определяет значительную часть вещественного мира. Качество продукции имеет экономическую составляющую, так как в любом изделии заключено определенное количество общественно необходимого труда.                                                                   За исходную характеристику качества промышленной продукции принято считать его свойство. Свойство продукции - это объективная ее особенность, которая может проявляться при ее разработке, эксплуатации или потреблении.  Любая продукция обладает обширным комплексом свойств, которые условно можно разделить на простые и сложные. Сложное свойство представляет собой сочетание простых. Многообразие свойств продукции характеризуется различным их сочетанием в одном и том же виде продукции; имеют место случаи, когда наличие одних свойств практически исключает другие. Поскольку требования к продукции могут быть различными в зависимости от ее назначения, то и качество одной и той же продукции будет по-разному оцениваться. Степень проявления каждого свойства или нескольких свойств продукции оценивается с помощью показателей качества. Наименование показателя качества определяет характеризуемое свойство. В общем виде показатели качества разделяются на классификационные и оценочные.                                                Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение, область применения и условия использования данной продукции.  Под условиями, влияющими на качество продукции, понимаются обстоятельства, в которых действуют перечисленные факторы. К числу условий влияющих на уровень качества продукции, относятся формы организации труда, производственных процессов и другие обстоятельства. Для обеспечения оптимального уровня качества продукции необходимо обеспечить наиболее благоприятное соотношение между факторами и условиями, влияющими на качество.             Все факторы, влияющие на качество продукции, разделяются на объективные и субъективные. К объективным факторам относят: технический уровень производственной базы, организацию подготовки производства, механизацию и автоматизацию производства и другие. К группе субъективных факторов относятся: профессиональное мастерство; общеобразовательный уровень; психологический склад человека; личные устремления и заинтересованность в результатах труда.

2. Принципы и схемы  обеспечения качества и управления  качеством продукции

Управление  качеством продукции - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработка, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем  систематического контроля и целенаправленного  воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.    Как отмечалось выше, качество является стандартизированной категорией, международным стандартом качества является стандарт ISO. С 1 января 2001 года в действие вступила версия ISO 9000 /2000. Эта версия уже не включает в себя альтернативных моделей обеспечения качества, подлежащих сертификации. С 2001 года сертифицировать по ISO 9000 можно лишь полномасштабную систему качества. В основу обновления международных стандартов в области управления качеством ИСО серии 9000 положены восемь ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными компаниями :                                                                                            1. Ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.                                                                                                                                  2. Роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.                                                                                                        3. Вовлечение работников. Это одно из ключевых положений, в соответствии с которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы у каждого возникла внутренняя потребность в улучшениях.                                                                           4. Процессный подход. Процесс - это деятельность, направленная на достижение установленной цели, которая имеет количественное выражение - результат. Поэтому для реализации процессного подхода организационная система должна переориентироваться с функционального управления на управление результатами, совокупность которых должна обеспечить повышение эффективности системы и конкурентоспособности предприятия. 5. Системный подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов, а каждый процесс - как система, имеющая вход и выход, своих «поставщиков» и «потребителей» к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная структура.                             6. Постоянное улучшение. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшению недопустимо, само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления.                                                                     7. Принятие решений, основанных на фактах. Реализация этого принципа призвана исключить необоснованные решения, которые обычно называют волевыми. Необходимо собирать и анализировать фактические данные и принимать решения на их основе. Наиболее распространенными сейчас являются статистические методы контроля, анализа и регулирования.               8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип, суть которого в простейших случаях очевидна, необходимо реализовывать по отношению, как к внешним, так и внутренним поставщикам.                           Когда на предприятиях обсуждаются проблемы качества, приводится множество самых разнообразных факторов, препятствующих решению этих проблем: это и качество проектирования, и уровень технологии, и качество покупных изделий и материалов, зарплата и квалификация работников, условия труда и т.д. Сейчас, с развитием науки управления, можно сказать, что для обеспечения качества требуется:                                                                 1) материальная база (покупные изделия и материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт и т.д.);                                                                                                         2) квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор);                                                                                                 3) глубоко продуманная организационная структура и четкое управление предприятием в целом и управление качеством в частности                     Первые два фактора - активный квалифицированный персонал и материальная база - определяют необходимую основу для выпуска высококачественной продукции. Поэтому их можно, по-видимому, считать фундаментом, базой качества. Третий фактор - организация и управление предприятием - дополняет фундамент и позволяет реализовать возможности, которые создаются материальной базой и человеческим фактором.   Первоочередным моментом, с которого надо начинать решение проблемы качества, является человеческий фактор, а в нем - заинтересованность работников в повышении качества продукции. Объясняется это, прежде всего, тем, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже на прекрасном оборудовании, а заинтересованный будет искать, находить и использовать любые возможности для достижения высокого качества выпускаемой продукции. Только заинтересованность работников предприятия способна разорвать замкнутый порочный круг, который может сложиться в экономике и породить выпуск некачественной продукции. Суть этого порочного круга заключается в том, что изготовителю оборудования трудно обеспечить качество, имея плохие материалы, а поставщику материалов столь же сложно повысить их качество, если у него плохое оборудование.                                                                                                        Под управлением качества следует понимать воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:                         - станки, машины, другое производственное оборудование; - профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.                                                                                              Обрамляющие прямоугольник факторов условия обеспечения качества более многочисленны. Сюда относятся: · характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность; · климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений; · интерьер и производственный дизайн; · характер материальных и моральных стимулов; · морально-психологический климат в производственном коллективе; · формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест; · состояние социально материальной среды работающих.          При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые обнаруживаются в блоке сравнения и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений. По универсальной схеме работают все, но наиболее часто рабочие, мастера, контролеры ОТК. Для них план по качеству заключен в чертежах, технологических операционных и контрольных картах. Они сами непосредственно производят сравнение фактических и заданных в технологической документации параметров качества сами, как правило, принимают решение о том, каким способом, приемом ликвидировать отклонение. Здесь механизм управления качеством находится в руках работника, и деятельность его зависит от профессиональных навыков и знаний. Он как бы заложен в самом работнике и тех условиях, в которых ему приходится трудиться. В данном случае универсальная схема управления качеством выступает в качестве первичной схемы, первичного звена всей сложной, многообразной работы по качеству. Однако, чем выше уровень концентрации производства, его специализации и кооперирования, тем выше уровень системы качества, а, следовательно, сложнее механизм, обеспечивающий её функционирование.

3. Создание систем качества  на предприятиях, этапы работ  и их краткая характеристика

Под созданием систем качества понимают их разработку и внедрение  в деятельность предприятия. Как  правило, решение о создании системы  качества принимает руководство  предприятия под воздействием требований конкретных заказчиков или ситуации на рынках сбыта. Система качества представляет собой совокупность структур, выполняющих функции управления качеством установленными методами. Поэтому разработка системы качества в основном заключается в том, чтобы сначала, с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000, определить состав необходимых функций системы качества, а затем структуры, которые выполняют или будут выполнять эти функции. После этого разрабатываются новые, перерабатываются или используются имеющиеся нормативные документы для выполнения всех функций. Внедрение системы качества предполагает проведение внутренних проверок системы с целью проверки правильности распределения функций между подразделениями, возможностей их выполнения, а также достаточности и качества необходимой нормативной документации. Создание системы качества начинается, как правило, с проведения информационного совещания с руководством предприятия. Затем руководство принимает решение о создании системы качества и создает службу качества во главе с представителем высшего руководства. После этого служба качества разрабатывает план-график создания системы качества и проводит разработку и внедрение системы в производственную деятельность предприятия.                                                                                       Этапы создания систем качества :                                                                                      1. Информационное совещание. Проведение такого совещания необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию, содержащую сведения о роли и значении управления качеством для обеспечения успешной деятельности предприятия;                                                                   2. Принятие решения о создании системы качества. Такое решение может быть оформлено в виде приказа, в соответствии с которым: - назначается представитель руководства - руководитель службы качества, ответственный за создание и функционирование системы качества; - формируется служба качества, как правило, в составе ОТК, отдела управления качеством, метрологической службы и отдела стандартизации, а в ряде случаев - с участием центральной заводской лаборатории и испытательных подразделений; - устанавливаются основные этапы, исполнители, сроки разработки и внедрения системы качества и, при необходимости, сроки ее сертификации.                                                                                                                 3. Разработка плана - графика создания системы качества. Для разработки плана- графика может быть использован типовой план. В плане должно быть предусмотрено выполнение ряда работ, таких как, например:

Информация о работе Качество продукции в условиях рыночной экономики