Немецкий институт стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:09, реферат

Описание

В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял название: в 1926 г. — Германский комитет стандартов и 1975 г. — Немецкий институт стандартизации (DIN).

Работа состоит из  1 файл

Немецкий институт стандартов.docx

— 16.00 Кб (Скачать документ)

Немецкий  институт стандартов.

В 1917 г. был создан Комитет нормалей для общего машиностроения, что считается датой возникновения  национальной системы стандартизации в Германии. Комитет дважды менял  название: в 1926 г. — Германский комитет  стандартов и 1975 г. — Немецкий институт стандартизации (DIN).

Основополагающий стандарт DIN определяет принципы деятельности немецкой национальной организации по стандартизации:

добровольность, обеспечивается правом любого лица принимать  участие в создании стандарта, а  нормативные документы носят  рекомендательный характер;

гласность, реализуется  публикацией всех проектов стандартов и принятием во внимание каждого  критического замечания;

участие всех заинтересованных сторон — равноправие всех участвующих  в стандартизации юридических лиц;

единство и  непротиворечивость, выражаются в установлении правил и процедур, обеспечивающих единство всей системы стандартизации, и в обязательной проверке вновь  принятых стандартов на их совместимость  с действующими нормативными документами;

конкретность, состоит  в обязательном соответствии стандарта  современному научно-техническому уровню;

ориентированность на общую выгоду, определяется правилом:

польза для  всей страны превалирует над выгодой  отдельной стороны;

ориентированность на экономические реальности, состоит  в том, что в стандарт закладываются  только абсолютно необходимые требования, так как стандартизация — не самоцель;

международный характер стандартизации — деятельность DIN направлена на устранение технических  барьеров в торговле и создание единого  рынка в Европе, на применение международных  и европейских стандартов.

DIN состоит из  основной организации и дочерних  подразделений. Всего в общем  штате института 750 человек. Членами  DIN являются фирмы (предприятия)  или другие юридические заинтересованные  лица, а также отдельные специалисты,  ученые, практики. Члены DIN на собрании избирают Президиум (50 человек), куда входят президент и его заместители, председатель финансового комитета, директор института, а также представители: промышленности, мелкого бизнеса, торговли и сферы услуг!, научно-исследовательских институтов, испытательных лабораторий, служб контроля и надзора, общественных организаций (союзов потребителей, профсоюзов, экологических обществ) и правительственных учреждений. Рабочие органы — комитеты DIN, которые не только разрабатывают национальные стандарты, но и обеспечивают работу германской части технических комитетов на международном и европейском уровнях. В комитетах состоит около 40 тыс. внештатных сотрудников — специалистов фирм, институтов, предприятий и др. Национальной стандартизацией в Германии охвачены следующие отрасли:

строительство, электротехника, химические производства, точная механика и оптика, фотография и кинематография, документация и  делопроизводство, здравоохранение, атомная  техника, сельское хозяйство, производство красок, машиностроение и судостроение, авиация, спорт и досуг, часовое, ювелирное и зубоврачебное дело, водное хозяйство и канализация  и некоторые другие.

Особое место  отводится стандартизации в области  обеспечения безопасности товаров  и услуг, защиты окружающей среды  и созданию основополагающих стандартов. Дочерние организации DIN — издательство "Бойт", общество DIN "Программное обеспечение", Издательство нормативных документов, Немецкое общество по информации и продукции, Немецкое общество по сертификации систем обеспечения качества, Немецкое общество по маркировке продукции. Ими руководит Головной отдел института по административным делам, издательскому делу и информации. Национальные немецкие стандарты носят рекомендательный характер и рассматриваются не как юридические нормы, а как "общепризнанные правила техники". В сфере производства применение стандартов считается мерой безупречного технического поведения. Обязательный характер национальный стандарт приобретает, если он распространяется на такую сферу, где действуют федеральные законодательные нормы. Между институтом и правительством заключено соглашение, согласно которому DIN обязуется действовать в интересах всего общества и вносить вклад в устранение технических барьеров в торговле, а также в охрану труда, защиту потребителей и окружающей среды. Так, после принятия Закона о безопасности технических устройств (1980 г.) значительное число национальных стандартов, принятых DIN в рамках договора о сотрудничестве с правительством и в развитие данного закона, стало обязательным как для немецких изготовителей, так и импортеров промышленной продукции. Аналогичную роль сыграло и правительственное постановление о безопасности медицинских приборов, которые применяются как в исследовательских, так и в лечебных целях. Когда вступил в силу Закон об охране окружающей среды (1980 г.), стандарты на требования к чистоте воды, атмосферы и допустимому уровню шума превратились в обязательные юридические нормы. Стандарты в области охраны здоровья населения стали обязательными на основании Закона о продуктах питания и товарах массового потребления. Деятельность DIN финансируется на основе договоров с заинтересованными сторонами — заказчиками нормативных документов. Так, например, в первой половине 90-х годов Союз немецких металлургов заплатил 20 млн. марок за разработку стандартов по своей отрасли. Расходные статьи бюджета на 64% покрываются доходами от издательской деятельности, на 18% — взносами заказчиков. Дотации государственных органов составляют 18%. Крупные германские фирмы выделяют на стандартизацию 0,24% ежегодного валового оборота, средние — 0,17%. В то же время с учетом прибыли крупных и средних фирм от вложений в стандартизацию эффективность стандартизации в ФРГ, по подсчетам немецких специалистов, составляет от 300 до 500% на вложенный капитал. Институт заинтересован в оптимизации расходов на стандартизацию, считая существующую структуру расходов несколько завышенной, %:

ПОИСК стандартов в фондах нормативных документов

НАУЧНЫЕ исследования по стандартизации

ОФОРМЛЕНИЕ и издание  стандарта

ПРАКТИЧЕСКОЕ применение стандарта, а также прочие затраты

29

23

19

19

Пути оптимизации  сопряжены с необходимостью приближения  информации, содержащейся в стандартах, к потенциальным потребителям, актуализацией  фонда фирменных стандартов, недопущением несоответствия стандартов существующему  уровню знаний, приоритетом национальных стандартов DIN перед другими категориями  нормативных документов.

Информация о работе Немецкий институт стандартов