Организация контроля качества продукции и профилактики брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:31, контрольная работа

Описание

Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

Содержание

Сущность процессов контроля качества__________________________3
Задачи и структура ОТК предприятия___________________________10
Виды технического контроля на предприятии____________________17
Методы контроля качества, анализа дефектов и их причин_________19
Используемая литература_______________

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

     В структуре служб контроля качества продукции многих предприятий в  основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества. При этом недостаточно развиты организационно-экономические и информационные функции отделов и управлений технического контроля.

     На  многих предприятиях в работе названных  подразделений имеются такие проблемы и недостатки, как:

  • низкая пропускная способность контрольных служб и недостаточная численность персонала, приводящие к нарушению ритмичности производства и реализации продукции, невыполнению отдельных работ по контролю качества, появлению бесконтрольных участков производства;
  • недостоверность результатов контроля;
  • низкая требовательность и субъективизм в оценке качества продукции;
  • слабая техническая вооруженность и недостатки метрологического обеспечения;
  • несовершенство методик измерений, дублирование и параллелизм в работе по оценке качества;
  • относительно низкая заработная плата работников служб контроля качества продукции предприятий;
  • недостатки в системах премирования персонала контрольных служб, приводящие к не заинтересованности в полном и своевременном выявлении брака;
  • несоответствие квалификации контролеров разряду выполняемых контрольных работ, низкий образовательный уровень работников ОТК предприятий.

     Устранение  отмеченных недостатков в работе служб технического контроля, препятствующих достижению высокой профилактичности, достоверности и объективности проверок, может оказывать разностороннее положительное влияние на процессы формирования и оценки качества изделий.

     Во-первых, технический контроль, направленный на предупреждение разбалансированности производственных процессов и возникновение отклонений от требований, установленных к качеству изделий, способствует профилактике брака, его обнаружению на наиболее ранних стадиях технологических процессов и оперативному устранению с минимальными затратами ресурсов, что, несомненно, приводит к повышению качества выпускаемой продукции, росту эффективности производства.

     Во-вторых, строгий и объективный контроль качества изделий работниками ОТК препятствует проникновению брака за ворота предприятий-изготовителей, способствует уменьшению объемов недоброкачественных изделий, поставляемых потребителям, снижает вероятность появления неизбежно возникающих при плохом контроле дополнительных непроизводительных расходов по выявлению и устранению различных дефектов в уже собранных изделиях, хранению, отгрузке и транспортировке недоброкачественной продукции к потребителям, ее входному контролю специальными подразделениями и возврату дефектной продукции изготовителям.

     В-третьих, надежная работа службы контроля качества создает необходимые предпосылки для устранения дублирования и параллелизма в работе других служб предприятия, снижения объемов перерабатываемой ими информации, высвобождения многих квалифицированных специалистов, занятых перепроверкой продукции, принятой службой технического контроля предприятия, существенного уменьшения количества разногласий, имеющих место при оценке качества продукции различными субъектами контроля, снижения затрат на технический контроль и повышения его эффективности.

     Совершенствование деятельности отделов и управлений технического контроля предприятий  должно предусматривать в первую очередь создание, развитие и укрепление в рамках контрольных служб тех  подразделений, которые способны эффективно решать следующие задачи:

  1. разработка и реализация мероприятий по профилактике брака в производстве, предотвращению возникновения отклонений от утвержденных технологических процессов, предупреждению сбоев в работе, приводящих к ухудшению качества выпускаемой продукции;
  2. разработка и внедрение прогрессивных методов и средств технического контроля, способствующих росту производительности и фондовооруженности труда контролеров ОТК, повышению объективности проверок и облегчению работы персонала контрольных служб;
  3. объективный учет и комплексная дифференцированная оценка качества труда различных категорий персонала контрольной службы, определение достоверности результатов контроля;
  4. подготовка необходимых данных для последующей централизованной обработки информации о фактическом состоянии и изменении основных условий и предпосылок производства высококачественной продукции (качества поставляемых по кооперации сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т.п., качества труда работающих, состояния технологической дисциплины в цехах и на участках и т.д.), а также информации о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции;
  5. проведение работ по расширению внедрения самоконтроля основных производственных рабочих (в частности, формирование перечня технологических операций, передаваемых на самоконтроль качества, оснащение рабочих мест необходимыми контрольно-измерительными приборами, инструментом, оснасткой и документацией, специальное обучение рабочих, выборочный контроль деятельности исполнителей, переведенных на работу с личным клеймом, оценка результатов внедрения самоконтроля в производстве и т.д.);
  6. проведение специальных исследований динамики качества изделий в процессе их эксплуатации, предполагающих организацию эффективной информационной взаимосвязи между поставщиками и потребителями по вопросам качества продукции;
  7. планирование и технико-экономический анализ различных аспектов деятельности службы контроля качества продукции;
  8. координация работы всех структурных подразделений отделов и управлений технического контроля предприятия;
  9. периодическое определение абсолютной величины и динамики затрат на контроль качества продукции, влияния профилактичности, достоверности и экономичности технического контроля на качество изделий и основные показатели деятельности предприятия, оценка эффективности работы контрольной службы.

     На  небольших предприятиях в силу ряда объективных причин создание нескольких новых подразделений в составе  службы технического контроля не всегда возможно. В подобных случаях перечисленные  выше функции могут быть переданы для постоянного выполнения не вновь созданным подразделениям, а отдельным специалистам службы контроля качества, входящим в состав тех или иных ее структурных звеньев.

     В существующих производственных условиях достаточно быстрое и эффективное повышение объективности контроля качества продукции достигается в результате изменения сложившейся на многих предприятиях неправильной системы оценки и стимулирования труда различных категорий персонала контрольных служб, создания подлинной заинтересованности этих работников в повышении качества своего труда, обеспечении достоверности осуществляемых проверок.

     Для существенного улучшения результатов  деятельности по контролю качества продукции  необходима также концентрация усилий работников контрольных служб для обеспечения приоритетного развития прогрессивных видов технического контроля, позволяющих осуществлять профилактику брака в производстве.

     Развитие  прогрессивных видов технического контроля предполагает необходимость  первоочередного совершенствования:

  • контроля качества продукции на этапе ее разработки;
  • норм контроля конструкторской, технологической и другой документации на вновь осваиваемые и модернизируемые изделия; входного контроля качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и другой продукции, получаемой по кооперации и используемой в собственном производстве;
  • контроля соблюдения технологической дисциплины непосредственными исполнителями производственных операций;
  • самоконтроля основных производственных рабочих, бригад, участков, цехов и других подразделений предприятия.

    Рис.3 Система  профилактики брака на предприятии 

     Правильное  использование перечисленных видов  контроля способствует значительному  повышению его активного воздействия  на процесс формирования качества изделий, поскольку осуществляется не пассивная фиксация брака в производстве, а профилактика его возникновения.

     Применение  указанных видов контроля позволяет  осуществлять своевременное обнаружение  намечающихся отклонений от установленных  требований, оперативное выявление и устранение различных причин снижения качества продукции, предотвращение возможности их появления в дальнейшем.

 

     3. Виды технического  контроля на предприятии 

     Технический контроль – это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям, составная и неотъемлемая часть производственного процесса.

     Контролю  подвергаются: поступающие на предприятие  сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, комплектующие изделия; производимые заготовки, детали, сборочные единицы; готовые изделия; оборудование, оснастка, технологические процессы изготовления продукции.

     Основные  задачи технического контроля заключаются  в обеспечении выпуска качественной продукции, в соответствии со стандартами  и ТУ, выявлении и предупреждении брака, проведении мер по дальнейшему улучшению качества изделий.

     К настоящему времени сложились разнообразные  методы контроля качества, которые  можно разбить на две группы:

  1. Самопроверка или самоконтроль – персональная проверка и контроль оператором с применением методов, установленных технологической картой на операцию, а также с использованием предусмотренных измерительных средств с соблюдением заданной периодичности проверки.
  2. Ревизия (проверка) – проверка, осуществляемая контролером, которая должна соответствовать содержанию карты контроля технологического процесса.

     Организация технического контроля заключается  в:

  • проектировании и осуществлении процесса контроля качества;
  • определении организационных форм контроля;
  • выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля; обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции;
  • разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов. В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным).

     В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором – исправление технически производить невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению.

     Виды технического контроля показаны в таблице 1.

     При контроле качества продукции используются физические, химические и другие методы, которые можно разделить на две  группы: разрушающие и неразрушающие. К разрушающим методам относятся  следующие испытания:

  • испытания на растяжение и сжатие;
  • испытания на удар;
  • испытания при повторно-переменных нагрузках;
  • испытания твердости.

 

      4. Методы контроля  качества, анализа  дефектов и их  причин

 

     Таблица 1.

№№

п/п

Классификационный признак Виды  технического контроля
1 По назначению Входной (продукции  от поставщиков);

производственный;

инспекционный (контроль контроля).

2 По стадиям  технологического процесса Операционный (в  процессе изготовления); приемочный (готовой  продукции).
3 По методам  контроля Технический осмотр (визуальный); измерительный; регистрационный;

статистический.

4 По полноте  охвата контролем производственного  процесса Сплошной; выборочный; летучий; непрерывный; периодический.
5 По механизации  контрольных операций Ручной; механизированный; полуавтоматический; автоматический.
6 По влиянию  на ход обработки Пассивный контроль (с остановкой процесса обработки  и после обработки);

активный  контроль (контроль во время обработки  и остановка процесса при достижении необходимого параметра);

активный  контроль с автоматической подналадкой оборудования.

7 По измерению  зависимых и независимых допустимых отклонений Измерение действительных отклонений;

измерение предельных отклонений с помощью  проходимых и непроходимых калибров.

8 В зависимости  от объекта контроля Контроль качества продукции;

контроль  товарной и сопроводительной документации;

контроль  технологического процесса;

контроль  средств технологического оснащения;

контроль  технологической дисциплины;

контроль  квалификации исполнителей;

контроль  прохождения рекламаций;

контроль  соблюдения требований эксплуатации.

9 По влиянию  на возможность последующего использования Разрушающий;

неразрушающий.

Информация о работе Организация контроля качества продукции и профилактики брака