Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа
Каждая организация, выступая в роли поставщика, имеет пять групп заинтересованных лиц:
потребители,
сотрудники,
владельцы,
субподрядчики (предприятия - поставщики комплектующих),
общество.
Деятельность поставщика по обеспечению качества связана с нахождением компромисса между интересами всех этих заинтересованных лиц
Единственный способ получения прибыли, даже более того, просто существования на рынке для организации – производство качественной продукции, внедрение системы управления качеством.
Введение 3
1. Система управления качеством. 4
2. История стандартов качества серии ISO. 4
3. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года. 5
3.1. Принципиальные отличия новой версии: 7
3.2. ИСО 9001:2000 8
3.3 Принципы системного управления качеством в ИСО 9001:2000 9
3.4. ИСО 9004:2000 16
3.5. Переход на новую версию 17
4. Сертификация по ISO 9000:2000 года как способ оптимизации системы управления предприятием 19
4.1. Процесс сертификации 21
4.2. Работа сертификационных центров на примере Сибирского сертификационного центра ТПУ 22
Заключение. 29
Список литературы: 30
•
Сертификаты, выданные на соответствие систем качества требованиям ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003 издания 1994 г. (ГОСТ Р ИСО 9001, 9002, 9003 версии 1996 г.), должны иметь максимальный срок действия 3 года с момента публикации ИСО 9001:2000, то есть до 15 декабря 2003 г. Хотя организации поощряются к переходу на сертификацию на соответствие ИСО 9001:2000 как можно скорее, согласно коммюнике МФА, ИСО/КОС и К176 по политике переходного периода, организации могут выбрать приверженность или даже стремиться к новой сертификации/регистрации на ИСО 9001. 9002 и 9003 в варианте 1994г. Однако любые выданные или возобновленные сертификаты будут действительны не более трех лет после публикации ИСО 9001:2000.
В этот период организация имеет право:
1.
Провести сертификацию системы
качества на соответствие
2.
Провести ресертификацию
3.
Провести ресертификацию
4. Провести сертификацию системы качества на соответствие ИСО 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2000).
Важная рекомендация была предложена ИСО/ТК 176. Не следует рассматривать изменение структуры документов системы в качестве обязательного условия перехода на новые стандарты. Документация системы качества может быть индивидуальной для каждой организации. При этом можно адаптировать к новым стандартам документацию системы качества, ранее структурированную по 20 элементам в соответствии с ИСО серии 9000:1994.
Для эффективного решения задачи разработки (доработки) новой (действующей) документации в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 необходимо использование рекомендаций методических материалов ИСО/ТК 176. Согласно этим рекомендациям порядок действий может быть следующим:
Со времени признания международных стандартов 9000 в конце 70-х, этот подход получил новое развитие. Во-первых, стало понятно, что формализованное описание управленческих процессов помогает понять несовершенство их протекания, отсутствие взаимосвязей, выявить лишние управленческие операции, работы, а, следовательно – оптимизировать систему управления организацией. Во-вторых, стандарты ISO 9000 стали эффективным средством защиты западных рынков в конкурентной борьбе с продукцией развивающихся стран – Европейское сообщество постоянно увеличивает перечень продукции, на которую наложены ограничения, связанные с сертификацией на соответствие требованиям ISO 9000. В-третьих, хотя выполнение минимальных требований стандартов ISO 9000 соответствует только приблизительно 17% от идеальной модели западной компании, построенная в соответствии со стандартами ISO 9000 система управления качеством является базой для внедрения дальнейших современных подходов в управлении. А использование новых стандартов выпуска 2000 года значительно увеличивает приближение к стандартам эффективности успешных западных компаний.
Для тех организаций, которые ставят перед собой задачу выхода на зарубежный рынок, сертификация на соответствие требованиям стандартов ISO 9000 в большинстве случаев действительно необходима, т.к. в противном случае зарубежный покупатель вынужден проводить дорогостоящие процессы входного контроля партий поставляемой продукции, что, естественно, скажется на цене. Некоторые виды сертифицированной продукции можно продать в среднем в 2 раза дороже, чем несертифицированной. А в некоторых случаях покупатель вообще отказывается заключать контракт с несертифицированным предприятием, опасаясь сложностей входящего контроля.
Предположим, предприятие сделало выбор в пользу сертификации по стандартам ISO либо использования подходов ISO для оптимизации системы управления. С чего начать?
Чтобы получить заветный сертификат, свидетельствующий о соответствии системы качества стандартам ISO 9000, необходимо пройти процесс сертификации. Условно его можно разбить на три этапа:
Так как сертификацию проходит система управления качеством, она должна быть предварительно создана или отлажена на предприятии в соответствии с требованиями стандарта ISO. Подготовка системы к сертификации может быть произведена как сотрудниками предприятия самостоятельно, так и с привлечением сторонних специалистов.
Второй этап предусматривает проведение внешнего аудита созданной системы управления качеством. Необходимо удостовериться, соответствует ли созданная система требованиям ISO 9000. В случае положительного ответа предприятие получает соответствующий сертификат. Как показывает практика, далеко не всегда удается пройти аудит с первого раза, так как в его ходе выявляются недостатки системы качества. На устранение недостатков выделяется некоторое время, по прошествии которого аудит повторяется. Количество попыток может достигать 3-5. Такой путь получения сертификата считается нормальным и закладывается в проект сертификации, который является плодом совместной деятельности регистратора (компании, имеющей право производить сертификацию) и компании-претендента.
Получив
сертификат, предприятие должно поддерживать
систему качества в рабочем состоянии,
что означает отслеживание всех изменений,
происходящих в управленческих процессах
как по причине инициации
В России
широкое признание получает международная
сертификация на соответствие международным
стандартам, которая служит одним из инструментов
вывода российской экономики из кризиса.
В регионах Ассоциации "Сибирское соглашение"
в области менеджмента качества и международной
сертификации уже много лет успешно работает
Сибирский сертификационный центр Томского
политехнического университета (ССЦ ТПУ).
С Центром активно взаимодействует департамент
внешнеэкономической и межрегиональной
деятельности администрации Томской области.
Сертификация систем менеджмента - добровольная
область сертификации, на этот шаг идут
российские предприятия, твердо стоящие
на ногах, уверенные в своем будущем и
желающие на равных конкурировать на международном
рынке. Сибирский сертификационный центр
имеет более 20 сертифицированных в Германии
и Великобритании аудиторов, имеющих опыт
работы в Германии, Франции, Бельгии, Англии,
Шотландии, Венгрии, США и России, уникальное
техническое оснащение, образовательный
центр с европейской лицензией. Среди
клиентов ССЦ ТПУ - ОАО "Томский инструмент",
ОАО "Томский электроламповый завод",
НИЦ ТНХК, лаборатория металловедения
СХК, Институт Физики прочности и материаловедения
СО РАН, НИИ Интроскопии при ТПУ, ООО "ЭКСОФТ",
ООО ТНВПО "СИАМ", Прокопьевское транспортное
управление, Улан-удинское промышленно-производственное
объединение и др.
В начале марта 2001 года ССЦ вручил первый
в Сибири сертификат соответствия требованиям
международного стандарта ИСО 9002 на систему
менеджмента качества NQA (Национального
общества по обеспечению качества, Великобритания)
Красноярскому заводу синтетического
каучука. Национальное общество по обеспечению
качества NQA входит в пятерку ведущих органов
по сертификации в мире. Среди клиентов
NQA Национальное авиакосмическое агентство
США NASA, Европейское авиакосмическое агентство.
ССЦ ТПУ является проводником услуг NQA
в России. Такой выбор был не случаен: ССЦ
является единственной на отечественном
рынке 100%-ой европейской сертификационной
компанией, работающей в России и по российским
ценам. Аудит системы менеджмента качества
в Красноярске прошел в канун Нового 2001
года. Помимо трех аудиторов ССЦ в нем
принимал участие эксперт NQA, целью которого
был надзорный аудит за деятельностью
сотрудников ССЦ ТПУ. Английский аудитор
оценил на "отлично" квалификацию
и опыт российских специалистов. Результаты
аудита были признаны успешными, и аудиторская
группа рекомендовала выдачу сертификата.
Таким образом, Томск заявил о себе как
лидер в Сибирском регионе, сделав первый
значительный шаг в сторону расширения
регионального рынка международной сертификации.
Опыт создания и сертификации системы управления качеством на ОАО «Томский инструмент».
Открытое акционерное общество «Томский инструмент» организовано на базе Томского завода режущих инструментов.
В
ноябре 1941 г. в Томск была эвакуирована
часть оборудования Московского инструментального
завода «Фрезер». Используя это оборудование,
эвакуированные специалисты завода «Фрезер»,
совместно с Томичами за короткий срок
на площадях казарм и конюшен конно-артиллерийского
полка в 1942 г. освоили выпуск режущего
инструмента для нужд оборонной промышленности.
За организацию выпуска режущего инструмента
в рекордно-короткие сроки в 1943 г. завод
награждён орденом Трудового Красного
Знамени.
В течении 58 лет построены новые производственные
корпуса для основных и вспомогательных
цехов, корпус заводоуправления. В результате
технического перевооружения, внедрения
мероприятий по улучшению качества выпускаемой
продукции, совершенствования технологии
изготовления режущего инструмента, внедрения
новых изделий, завод в настоящее время
является лидером инструментальной промышленности
в России и СНГ.
На сегодняшний день в ассортимент продукции
ОАО «Томский инструмент» входит более
45000 типоразмеров инструмента. Основные
потребители продукции это металлообрабатывающие,
деревообрабатывающие предприятия, крупные
оптовые фирмы, расположенные по всей
России от Калининграда до Владивостока,
а также в СНГ и дальнем зарубежье.
Особое
место в производстве и реализации
продукции занимает экспорт, объём
которого сегодня составляет 45% от всего
выпускаемого инструмента. Более чем десятилетний
опыт работы на внешнем рынке, позволил
расширить географию экспортных поставок
и сегодня партнёрами ОАО «Томский инструмент»
являются фирмы Германии, Италии, Польши,
США, Египта и др.
Опыт работы с зарубежными фирмами показал,
что покупателю необходим в первую очередь
качественный инструмент в определённом
ассортименте и в согласованные сроки.
Поэтому завод за эти годы провёл значительные
работы по расширению номенклатуры режущего
инструмента, а также освоению производства
продукции по стандартам Германии (DIN),
США (ANSI).
С целью повышения качества производимых
свёрл, фрез и метчиков были закуплены
две линии для производства свёрл с вышлифованным
профилем диаметром 0,5?13мм и одна линия
для производства концевых фрез и метчиков
с вышлифованным профилем. Это оборудование,
выпущенное ведущими фирмами США, Голландии,
Германии. было закуплено по инвестиционному
проекту, смонтировано и пущено в эксплуатацию
в августе 1998 г.
Таким образом, качество свёрл, фрез и
метчиков с вышлифованным профилем достигло
уровня ведущих зарубежных фирм Германии,
США. Это подтверждено результатами тестирования,
режущего инструмента выпускаемого ОАО
«Томский инструмент», фирмами Германии,
США, Польши, Чехии и др. Завод проводит
значительные работы по повышению качества
всей номенклатуры режущего инструмента,
в том числе по улучшению внешнего вида
упаковки. В настоящее время 65-70% свёрл
продольно-винтового проката, свёрл прессованных
завод поставляет на экспорт. Решение
этих задач позволило ОАО «Томский инструмент»
вплотную приблизиться к решению задач
по созданию и сертификации системы управления
качеством в соответствии с требованиями
международного стандарта ISO-9001. В конце
1997 г. руководство завода приняло решение
начать работы по сертификации системы
управления качеством по стандарту ISO-9001.
Конечная цель - получение сертификата
от международного сертифицирующего органа
TUV CERT. В декабре 1997 г. генеральный директор
ОАО ”Томский инструмент” Никитенко
С. Н. подписал три контракта: Первые два
контракта были заключены с АООТ ”Сибирский
Сертификационный центр” (Сибсерт, г.
Томск) и с фирмой Тюф Менеджмент Систем
(г. Кёльн, Германия) на предмет: ”Создание
системы обеспечения качества предприятия
для сертификации её по стандарту ИСО
9001-94”.
Третий контракт был заключён с Венгерской
фирмой ТЮФ Рейнланд Евроква (г. Будапешт)
на предмет: ”Проверка системы обеспечения
качества по стандарту ИСО 9001-94, оценка
и в случае успешной сертификации системы
обеспечения качества предприятия - инспекция
её до конца трёхлетнего периода действия”.