Организация контроля качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание

Каждая организация, выступая в роли поставщика, имеет пять групп заинтересованных лиц:
потребители,
сотрудники,
владельцы,
субподрядчики (предприятия - поставщики комплектующих),
общество.
Деятельность поставщика по обеспечению качества связана с нахождением компромисса между интересами всех этих заинтересованных лиц
Единственный способ получения прибыли, даже более того, просто существования на рынке для организации – производство качественной продукции, внедрение системы управления качеством.

Содержание

Введение 3
1. Система управления качеством. 4
2. История стандартов качества серии ISO. 4
3. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года. 5
3.1. Принципиальные отличия новой версии: 7
3.2. ИСО 9001:2000 8
3.3 Принципы системного управления качеством в ИСО 9001:2000 9
3.4. ИСО 9004:2000 16
3.5. Переход на новую версию 17
4. Сертификация по ISO 9000:2000 года как способ оптимизации системы управления предприятием 19
4.1. Процесс сертификации 21
4.2. Работа сертификационных центров на примере Сибирского сертификационного центра ТПУ 22
Заключение. 29
Список литературы: 30

Работа состоит из  1 файл

управление качеством, стандарты качества, сертификация на примере СЦТПУ.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

    Сертификаты, выданные на соответствие систем качества требованиям ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003 издания 1994 г. (ГОСТ Р ИСО 9001, 9002, 9003 версии 1996 г.), должны иметь максимальный срок действия 3 года с момента публикации ИСО 9001:2000, то есть до 15 декабря 2003 г. Хотя организации поощряются к переходу на сертификацию на соответствие ИСО 9001:2000 как можно скорее, согласно коммюнике МФА, ИСО/КОС и К176 по политике переходного периода, организации могут выбрать приверженность или даже стремиться к новой сертификации/регистрации на ИСО 9001. 9002 и 9003 в варианте 1994г. Однако любые выданные или возобновленные сертификаты будут действительны не более трех лет после публикации ИСО 9001:2000.

    В этот период организация имеет право:

    1. Провести сертификацию системы  качества на соответствие старой  версии стандартов ИСО серии  9000. В этом случае независимо  от даты выдачи срок действия  сертификата устанавливается до 15 декабря 2003 г. Рекомендуемый срок проведения сертификации - до 31 декабря 2002 г.

    2. Провести ресертификацию системы  качества на соответствие старой  версии стандартов ИСО серии  9000. При этом подтверждение соответствия  может сопровождаться плавным  переходом к ИСО 9001:2000. В этом случае не требуется пересматривать сразу всю документацию системы качества, но к проведению ежегодного инспекционного контроля рекомендуется готовить описание хотя бы одного процесса. Срок действия сертификата установлен до 15 декабря 2003 г., срок ресертификации - до 31 декабря 2002 г.

    3. Провести ресертификацию системы  качества на соответствие новой  версии стандартов ИСО серии  9000. В этом случае организация  не будет нести дополнительных  расходов и может провести  ресертификацию в рамках инспекционного контроля по льготной цене. Срок действия сертификата устанавливается на 3 года.

    4. Провести сертификацию системы  качества на соответствие ИСО  9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001:2000).

    Важная  рекомендация была предложена ИСО/ТК 176. Не следует рассматривать изменение структуры документов системы в качестве обязательного условия перехода на новые стандарты. Документация системы качества может быть индивидуальной для каждой организации. При этом можно адаптировать к новым стандартам документацию системы качества, ранее структурированную по 20 элементам в соответствии с ИСО серии 9000:1994.

    Для эффективного решения задачи разработки (доработки) новой (действующей) документации в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000 необходимо использование рекомендаций методических материалов ИСО/ТК 176. Согласно этим рекомендациям порядок действий может быть следующим:

  • установить все изменения, внесенные в ИСО 9001:2000, используя для этого таблицы соответствия, содержащие перекрестные ссылки на модели ИСО 9001:1994, ИСО 9002:1994 и ИСО 9003:1994;
  • оценить действующую структуру системы менеджмента качества на возможность управления процессами для определения уровня улучшений, который может потребоваться для достижения соответствия стандарту ИСО 9001:2000, учитывая неизменную пригодность 20 элементов структуры действующей СК;
  • принять решение об установлении в организации системы, направленной на управление процессами;
  • провести перепроектирование действующей структуры системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001:2000;
  • разработать программу подготовки к переходу на новые версии;
  • провести окончательную проверку документации на полноту наличия требований ИСО 9001:2000, включить недостающие требования в процедуры и внедрить процедуры для обеспечения доказательства соответствия;
  • провести анализ системы и первоначальную (предварительную) ее оценку Органом по сертификации;
  • обратиться за обновлением сертификата.

    4. Сертификация по ISO 9000:2000 года как способ оптимизации системы управления предприятием 

    Со  времени признания международных стандартов 9000 в конце 70-х, этот подход получил новое развитие. Во-первых, стало понятно, что формализованное описание управленческих процессов помогает понять несовершенство их протекания, отсутствие взаимосвязей, выявить лишние управленческие операции, работы, а, следовательно – оптимизировать систему управления организацией. Во-вторых, стандарты ISO 9000 стали эффективным средством защиты западных рынков в конкурентной борьбе с продукцией развивающихся стран – Европейское сообщество постоянно увеличивает перечень продукции, на которую наложены ограничения, связанные с сертификацией на соответствие требованиям ISO 9000. В-третьих, хотя выполнение минимальных требований стандартов ISO 9000 соответствует только приблизительно 17% от идеальной модели западной компании, построенная в соответствии со стандартами ISO 9000 система управления качеством является базой для внедрения дальнейших современных подходов в управлении. А использование новых стандартов выпуска 2000 года значительно увеличивает приближение к стандартам эффективности успешных западных компаний.

    Для тех организаций, которые ставят перед собой задачу выхода на зарубежный рынок, сертификация на соответствие требованиям стандартов ISO 9000 в большинстве случаев действительно необходима, т.к. в противном случае зарубежный покупатель вынужден проводить дорогостоящие процессы входного контроля партий поставляемой продукции, что, естественно, скажется на цене. Некоторые виды сертифицированной продукции можно продать в среднем в 2 раза дороже, чем несертифицированной. А в некоторых случаях покупатель вообще отказывается заключать контракт с несертифицированным предприятием, опасаясь сложностей входящего контроля.

Предположим, предприятие сделало выбор в  пользу сертификации по стандартам ISO либо использования подходов ISO для оптимизации системы управления. С чего начать?

    4.1. Процесс сертификации

Чтобы получить заветный сертификат, свидетельствующий  о соответствии системы качества стандартам ISO 9000, необходимо пройти процесс сертификации. Условно его можно разбить на три этапа:

  1. предсертификационная подготовка,
  2. сертификационный аудит с выводом о соответствии созданной системы управления качеством заданным стандартам,
  3. поддержание системы в рабочем состоянии.

Так как сертификацию проходит система управления качеством, она должна быть предварительно создана или отлажена на предприятии в соответствии с требованиями стандарта ISO. Подготовка системы к сертификации может быть произведена как сотрудниками предприятия самостоятельно, так и с привлечением сторонних специалистов.

Второй  этап предусматривает проведение внешнего аудита созданной системы управления качеством. Необходимо удостовериться, соответствует ли созданная система требованиям ISO 9000. В случае положительного ответа предприятие получает соответствующий сертификат. Как показывает практика, далеко не всегда удается пройти аудит с первого раза, так как в его ходе выявляются недостатки системы качества. На устранение недостатков выделяется некоторое время, по прошествии которого аудит повторяется. Количество попыток может достигать 3-5. Такой путь получения сертификата считается нормальным и закладывается в проект сертификации, который является плодом совместной деятельности регистратора (компании, имеющей право производить сертификацию) и компании-претендента.

Получив сертификат, предприятие должно поддерживать систему качества в рабочем состоянии, что означает отслеживание всех изменений, происходящих в управленческих процессах  как по причине инициации трансформационных действий изнутри, так и в качестве реакции на изменения, происходящие в окружающей среде (например, изменение законодательной базы). Для подтверждения соответствия системы качества предусмотрен обязательный периодический аудит системы, также производимый сторонней организацией, в результате которого сертификация может быть либо подтверждена, либо приостановлена, либо аннулирована.

4.2. Работа сертификационных  центров на примере  Сибирского сертификационного  центра ТПУ.

В России широкое признание получает международная сертификация на соответствие международным стандартам, которая служит одним из инструментов вывода российской экономики из кризиса. В регионах Ассоциации "Сибирское соглашение" в области менеджмента качества и международной сертификации уже много лет успешно работает Сибирский сертификационный центр Томского политехнического университета (ССЦ ТПУ). С Центром активно взаимодействует департамент внешнеэкономической и межрегиональной деятельности администрации Томской области.  
Сертификация систем менеджмента - добровольная область сертификации, на этот шаг идут российские предприятия, твердо стоящие на ногах, уверенные в своем будущем и желающие на равных конкурировать на международном рынке. Сибирский сертификационный центр имеет более 20 сертифицированных в Германии и Великобритании аудиторов, имеющих опыт работы в Германии, Франции, Бельгии, Англии, Шотландии, Венгрии, США и России, уникальное техническое оснащение, образовательный центр с европейской лицензией. Среди клиентов ССЦ ТПУ - ОАО "Томский инструмент", ОАО "Томский электроламповый завод", НИЦ ТНХК, лаборатория металловедения СХК, Институт Физики прочности и материаловедения СО РАН, НИИ Интроскопии при ТПУ, ООО "ЭКСОФТ", ООО ТНВПО "СИАМ", Прокопьевское транспортное управление, Улан-удинское промышленно-производственное объединение и др.  
В начале марта 2001 года ССЦ вручил первый в Сибири сертификат соответствия требованиям международного стандарта ИСО 9002 на систему менеджмента качества NQA (Национального общества по обеспечению качества, Великобритания) Красноярскому заводу синтетического каучука. Национальное общество по обеспечению качества NQA входит в пятерку ведущих органов по сертификации в мире. Среди клиентов NQA Национальное авиакосмическое агентство США NASA, Европейское авиакосмическое агентство. ССЦ ТПУ является проводником услуг NQA в России. Такой выбор был не случаен: ССЦ является единственной на отечественном рынке 100%-ой европейской сертификационной компанией, работающей в России и по российским ценам. Аудит системы менеджмента качества в Красноярске прошел в канун Нового 2001 года. Помимо трех аудиторов ССЦ в нем принимал участие эксперт NQA, целью которого был надзорный аудит за деятельностью сотрудников ССЦ ТПУ. Английский аудитор оценил на "отлично" квалификацию и опыт российских специалистов. Результаты аудита были признаны успешными, и аудиторская группа рекомендовала выдачу сертификата. Таким образом, Томск заявил о себе как лидер в Сибирском регионе, сделав первый значительный шаг в сторону расширения регионального рынка международной сертификации.

Опыт  создания и сертификации системы управления качеством на ОАО  «Томский инструмент».

    Открытое  акционерное общество «Томский инструмент»  организовано на базе Томского завода режущих инструментов.

    В ноябре 1941 г. в Томск была эвакуирована часть оборудования Московского инструментального завода «Фрезер». Используя это оборудование, эвакуированные специалисты завода «Фрезер», совместно с Томичами за короткий срок на площадях казарм и конюшен конно-артиллерийского полка в 1942 г. освоили выпуск режущего инструмента для нужд оборонной промышленности. 
За организацию выпуска режущего инструмента в рекордно-короткие сроки в 1943 г. завод награждён орденом Трудового Красного Знамени. 
В течении 58 лет построены новые производственные корпуса для основных и вспомогательных цехов, корпус заводоуправления. В результате технического перевооружения, внедрения мероприятий по улучшению качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии изготовления режущего инструмента, внедрения новых изделий, завод в настоящее время является лидером инструментальной промышленности в России и СНГ. 
На сегодняшний день в ассортимент продукции ОАО «Томский инструмент» входит более 45000 типоразмеров инструмента. Основные потребители продукции это металлообрабатывающие, деревообрабатывающие предприятия, крупные оптовые фирмы, расположенные по всей России от Калининграда до Владивостока, а также в СНГ и дальнем зарубежье.

    Особое  место в производстве и реализации продукции занимает экспорт, объём которого сегодня составляет 45% от всего выпускаемого инструмента. Более чем десятилетний опыт работы на внешнем рынке, позволил расширить географию экспортных поставок и сегодня партнёрами ОАО «Томский инструмент» являются фирмы Германии, Италии, Польши, США, Египта и др. 
Опыт работы с зарубежными фирмами показал, что покупателю необходим в первую очередь качественный инструмент в определённом ассортименте и в согласованные сроки. Поэтому завод за эти годы провёл значительные работы по расширению номенклатуры режущего инструмента, а также освоению производства продукции по стандартам Германии (DIN), США (ANSI). 
С целью повышения качества производимых свёрл, фрез и метчиков были закуплены две линии для производства свёрл с вышлифованным профилем диаметром 0,5?13мм и одна линия для производства концевых фрез и метчиков с вышлифованным профилем. Это оборудование, выпущенное ведущими фирмами США, Голландии, Германии. было закуплено по инвестиционному проекту, смонтировано и пущено в эксплуатацию в августе 1998 г. 
Таким образом, качество свёрл, фрез и метчиков с вышлифованным профилем достигло уровня ведущих зарубежных фирм Германии, США. Это подтверждено результатами тестирования, режущего инструмента выпускаемого ОАО «Томский инструмент», фирмами Германии, США, Польши, Чехии и др. Завод проводит значительные работы по повышению качества всей номенклатуры режущего инструмента, в том числе по улучшению внешнего вида упаковки. В настоящее время 65-70% свёрл продольно-винтового проката, свёрл прессованных завод поставляет на экспорт. Решение этих задач позволило ОАО «Томский инструмент» вплотную приблизиться к решению задач по созданию и сертификации системы управления качеством в соответствии с требованиями международного стандарта ISO-9001. В конце 1997 г. руководство завода приняло решение начать работы по сертификации системы управления качеством по стандарту ISO-9001. Конечная цель - получение сертификата от международного сертифицирующего органа TUV CERT. В декабре 1997 г. генеральный директор ОАО ”Томский инструмент” Никитенко С. Н. подписал три контракта: Первые два контракта были заключены с АООТ ”Сибирский Сертификационный центр” (Сибсерт, г. Томск) и с фирмой Тюф Менеджмент Систем (г. Кёльн, Германия) на предмет: ”Создание системы обеспечения качества предприятия для сертификации её по стандарту ИСО 9001-94”. 
Третий контракт был заключён с Венгерской фирмой ТЮФ Рейнланд Евроква (г. Будапешт) на предмет: ”Проверка системы обеспечения качества по стандарту ИСО 9001-94, оценка и в случае успешной сертификации системы обеспечения качества предприятия - инспекция её до конца трёхлетнего периода действия”.

Информация о работе Организация контроля качества продукции