Правовые основы стандартизации в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 18:36, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение правовых основ стандартизации в РФ.
Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить правовые основы стандартизации в РФ, ее задачи и принципы;
2. Изучить основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации, органы и службы стандартизации;
3. Изучить порядок разработки стандартов;

Содержание

Введение 5
1 Правовые основы стандартизации в РФ 7
1.1 Задачи и принципы стандартизации 10
2 Основополагающие стандарты Государственной системы
Стандартизации 12
2.1 Органы и службы по стандартизации 14
3 Порядок разработки стандартов 20
4 Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов 25
4.1 Правовые основы, задачи и организация госнадзора 25
4.2 Права и обязанности государственных инспекторов 26
4.3 Правила проведения госнадзора 30
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

1 Правовые основы стандартизации в РФ - копия.docx

— 62.10 Кб (Скачать документ)

     Законодательные акты  Российской Федерации в связи  с принятием законов РФ "О  стандартизации", "Об обеспечении  единства измерений", "О сертификации  продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями  Правительства РФ, принятыми во  исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден  "Порядок проведения Госстандартом  России Государственного контроля  и надзора за соблюдением обязательных  требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации  и за сертифицированной продукцией".

     Закон "О стандартизации" регламентирует:

     - организацию работ по стандартизации;

     - содержание и применение нормативных документов по стандартизации;

     - информационное обеспечение работ по стандартизации;

     - организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

    - финансирование работ по государственной стандартизации;

    - государственному контролю и надзору;

    - стимулирование применения государственных стандартов;

   - ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации" [1].

1.1 Задачи и принципы стандартизации

 

     На основании правовых  норм закона определены принципы  и задачи стандартизации в  России.

     Принципы стандартизации  следующие:

     1)  целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

     2)  приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

     3)  стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

     4)  разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

     5)  разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

     6)  стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

     7)  обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

     8)  стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

     Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

     - обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

     - установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

     - определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

     - унификация конструктивных частей изделий;

     - разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

     - оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

     - создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

     - организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

     Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации [6].

 

 

 

2 Основополагающие стандарты  Государственной системы стандартизации

     В соответствии с  Законом "О стандартизации" в РФ действует Государственная  система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации", новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает следующие документы:

     - ГОСТ Ρ 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";

     - ГОСТ Ρ 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";

     - ГОСТ Ρ 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения";

     - ГОСТ Ρ 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов";

     - ПР 50.1.001-93 "Правила согласования и утверждения технических условий". Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

     В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

     Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме.   При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой — повышению эффективности управления производством.

     Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

     Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

     Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.

 

2.1 Органы и службы по стандартизации

 

     Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Это могут быть органы власти, фирмы, учреждения.

     Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа — разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации .

     Национальный орган по стандартизации признан на национальном уровне и наделен правом состоять членом международных и региональных организаций по стандартизации. За разработку и/или принятие технологических регламентов отвечает регламентирующий орган власти.      Выполнение регламента обеспечивает исполнительный орган по регламентам, который иногда может быть одновременно и регламентирующим органом власти.

     Работа по стандартизации в России осуществляется руководящим органом (национальным), рабочими органами и контролирующими организациями.

     Национальным органом по стандартизации в России является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ), который осуществляет государственное управление стандартизацией в стране, формирует и реализует государственную политику в области стандартизации [2]. Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

     - координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

     - взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;

     - направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

     - подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

     - устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

     - принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

     - осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

     - руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

     - осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

     - представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в Межгосударственном совете СНГ;

     - сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

     - руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

     - осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

     - участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;

     - устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;

     - при разработке государственных стандартов определяет организационно-технические правила; формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;

     - организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

     Руководство и координацию работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России, а другие государственные органы управления имеют право участвовать в стандартизации сообразно их компетенции. Они могут создавать в своей оргструктуре необходимые службы и подразделения и назначать головные организации по стандартизации.

     В организационной структуре Госстандарта предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Эти центры проводят работы по сертификации продукции (услуг), калибровке средств измерений, оказывают инженерно-техническую поддержку по стандартизации, метрологии, сертификации. На базе территориальных органов Госстандарта создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории. По данным на 1996 г., было аккредитовано более 500 органов по сертификации различных видов услуг и около 2000 испытательных лабораторий.

Информация о работе Правовые основы стандартизации в РФ