Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:36, реферат
Концепция качества жизни начала активно разрабатываться в западных развитых странах в конце 60-начале 70-х годов, исследования качества жизни населения являются одной из самых динамично развивающихся отраслей социально-экономического и социально-политического знания. Экономические журналы регулярно публикуют статистические данные, постоянно совершенствуется методика сбора и обработки соответствующей информации.
Введение_________________________________________________________3
Составляющие высокого качества жизни ______________________________4
Качество жизни в городах: составляющие и инструменты достижения_____5
Безопасность______________________________________________________5
Доступность услуг_________________________________________________6
Доступное жилье и достойные условия жизни для всех__________________7
Наличие достаточного количества общественных пространств___________11
Транспортная доступность_________________________________________13
Города и окружающие территории___________________________________17
Устойчивое развитие и ответственность городов_______________________20
Культурно-историческая миссия городов_____________________________20
Экологическая ответственность городов______________________________21
Энергоэффективность_____________________________________________21
Локализация и многофункциональность______________________________22
Список источников________________________________________________23
Основным приемом повышения комфортности социального жилья в развитых странах стала специализация (в том числе, в рамках одного жилищного комплекса) жилищ и предоставление возможности выбора конкретного типа жилища, наилучшим образом подходящего конкретному домохозяйству, а также возможности для перепланировки (разделения или объединения жилых ячеек).
Важно отметить, что столь значительные успехи в области обеспечения городского населения доступным и комфортным жильем в развитых странах стали возможны лишь благодаря продолжавшемуся на протяжении почти полувека массовому жилищному строительству и насыщению рынка жилья. Очевидно, что обеспечение горожан комфортным и доступным жильем (как коммерческим, так и социальным) требует применения новых подходов к жилищному строительству. Необходимость сочетать такие трудносочетаемые атрибуты, как комфорт и доступность обусловливает применение в строительстве типовых проектов. В то же время, этих массовых архитектурных решений может быть весьма обширным – по стоимости жилья, его этажности, технологиям и строительным материалам. По сути, речь идет о домостроительном «фастфуде» -- гибких и недорогих технологических и архитектурных решениях, способных удовлетворить самый широкий круг потребителей. Вполне вероятно также, что в будущем произойдет отказ от многоэтажной застройки (там, где это возможно), поскольку многоэтажные дома неэффективны, как с точки зрения оптимального использования территорий, так и с точки зрения стоимости эксплуатации. Альтернативой кварталам с малоэтажной плотной застройкой могут стать инновационные автономные города-небоскребы, объединяющие жилье, общественные пространства, объекты социальной инфраструктуры, рабочие места.
Наличие достаточного количества общественных пространств.
Одним
из главных трендов в
Развитые
общественные пространства создают
высокое качество жизни в городе.
Они меняют и структуру города:
до «третьего места» человек обязательно
должен дойти пешком — это стыкуется
с идеей пешеходного масштаба
города. Одна из наиболее популярных урбанистических
теорий последнего времени – «новый
урбанизм» – как раз и
Программы по созданию новых общественных пространств существуют во многих городах. Примером может служить принятая в Лондоне в 2002 году программа создания 100 общественных пространств. Программа по созданию более полусотни общественных пространств в Барселоне, принятая в начале 90-х, уже реализована.
Другой популярный градостроительный прием сегодня – это создание локальных подцентров. Ситуация, когда ключевые городские функции стянуты в едином центре, выглядит сегодня весьма устаревшей. Полицентричный город – болеет гармоничная структура. В таком городе сбалансированы транспортные потоки: часть поездок для местных жителе становится ненужной. В какой-то степени современный город можно назвать совокупностью небольших самодостаточных городков.
Приоритет
развития общественных пространств
нашел свое отражение и в современном
жилищном строительстве. В частности,
в Европе в последние годы, фактически,
получила второе рождение идея дома-коммуны,
то есть многоквартирного дома, в котором
предусмотрено значительное количество
общественных помещений с различными
функциями (общие рекреационные, спортивно-оздоровительные,
хозяйственно-бытовые
Транспортная доступность
Время является одной из ключевых ценностей для жителя современного города. Поэтому конкурентоспособность городов напрямую зависит от уровня развития транспортной инфраструктуры и транспортной системы в них. В последнее время представления о том, как должна выглядеть эффективная и комфортная транспортная система, соответствующая задачам развития современного города, претерпели значительные изменения. Новые стандарты транспортной доступности в городах были немыслимы еще 20-30 лет назад.
Наиболее передовые из реализуемых сегодня проектов реконструкции и строительства городов (проект реконструкции Парижа, проект строительства иннограда Масдар в ОАЭ) предусматривают, что горожанин будет тратить на дорогу не более 30 минут в день, вне зависимости от того, в какую точку города он хочет поехать и каким видом транспорта он собирается воспользоваться.
Город – это место, в котором можно жить и работать в суточном цикле. Именно поэтому кардинальное повышение транспортной доступности и создание транспортной инфраструктуры XXI века позволяют изменить само представление о большом городе – на место разрастающегося, поглощающего все новые территории и населенные пункты мегаполиса приходят пространственно распространенные агломерации или же «многополюсные города», которые благодаря эффективной транспортной системе объединяют сразу несколько городов разного размера в единое городское пространство. В странах с высокой плотностью населения (например, Восточное побережье США, Западная Европа, Юг и Юго-восток КНР) развитие транспортной инфраструктуры уже позволило создать принципиально новую урбанистическую структуру – по сути, речь здесь идет уже не об отдельных городах, а о единой урбанизированной территории.
Наиболее
эффективным подходом к транспортному
планированию города сегодня признается
концепция скоординированной
Кроме того, превалирующим подходом к развитию транспортной инфраструктуры в городах становится разнесение транспортных и пешеходных коммуникаций на разные уровни. Такой подход подразумевает перенос дорожной сети и линий общественного транспорта под землю или строительство поднятых над землей транспортных коридоров. Конечная цель – создание «островного города», в котором автономные мультифункциональные районы окружены зелеными пространствами и соединены друг с другом транспортными и инженерными коридорами, созданными выше или ниже уровня земной поверхности.
Вместе с тем, наибольшее значение сегодня придается не столько строительству новых, сколько эффективному использованию уже существующих объектов транспортной инфраструктуры. Анализ экспозиций ЭКСПО-2010 и докладов на тематических форумах в рамках Всемирной выставки показывает, что поиск решений в этой области идет по двум ключевым направлениям: создание новой системы общественного транспорта, а также использование современных возможностей информационно-коммуникационных технологий для управления потоками городского транспорта (создание так называемых интеллектуальных транспортных систем).
Замещение
индивидуального автотранспорта общественным
транспортом позволяет повысить
эффективность использования
Для стран Старого Света развитие транспортной инфраструктуры и, в первую очередь, -- системы общественного транспорта, включая его новые виды («индивидуальный общественный транспорт» и другие), обладает особой значимостью в связи с изменением положения стран «золотого миллиарда» в глобализированном мире. В европейском экспертном сообществе все чаще высказывается прогноз, согласно которому в обозримом будущем европейцы обеднеют, поскольку лидирующие позиции в мировой экономике займут крупнейшие развивающиеся страны. В этих условиях создание комфортной городской среды и в первую очередь создание системы доступного, комфортного и эффективного городского транспорта XXI века, должно сгладить последствия «обеднения» Европы. Комфортный и эффективный общественный транспорт, таким образом, понимается как своего рода «социальный демпфер», позволяющий сохранить и повысить качество жизни горожан даже в условиях, когда их доходы сокращаются. Очевидно, что это соображение значимо и для других стран.
Наконец,
на решение проблемы транспортной доступности,
среди прочих, направлены современные
градостроительные концепции
Современные
градостроительные концепции
Эффективное,
с точки зрения повышения транспортной
доступности, развитие города также
подразумевает
Города и окружающие территории
Гармоничное развитие города и окружающего его региона – обязательное условие для гармоничного развития города. Урбанизация является одним из наиболее значимых социальных и демографических процессов в современном мире. Начавшаяся во второй половине прошлого века «городская революция» коренным образом изменила экономический и социальный ландшафт в развитых странах. Сегодня «городской взрыв» переживают страны развивающиеся. Если в 1960 г. в развивающихся странах было лишь 52 мегаполиса, то к 2000 г. - 279, а в 2025 г., как ожидается, их будет 486. По оценкам ООН в 2007 г. численность городского населения на планете сравнялось с численностью деревенского, а к 2020 г. горожане будут составлять более двух третей населения Земли.
Рост городского населения непосредственно связан с ускорением миграционных процессов, как в развитых, так и в развивающихся странах. Причем эти процессы значимы не только в масштабах отдельных стран, но и как глобальное явление. «Мировая деревня» устремилась в «мировой город» - таково основное направление глобальных миграционных потоков.
В этой связи отношения между городом и деревней, между мегаполисами и малыми городами приобретают особое значение для устойчивого развития городов. Форсированная урбанизация несет в себе целый ряд серьезных угроз, прежде всего, для развивающихся стран, в которых приток сельского населения в города стимулируется не столько расширением промышленного производства и растущей потребностью в трудовых ресурсах, сколько экономической и социальной деградацией традиционной деревни.