Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:10, реферат
Перед тем как перейти к описанию содержания отдельных этапов процессов по подготовке, принятию и реализации решений, сформулируем некоторые общие положения, характеризующие этот процесс.
В условиях недостаточности информации по изучаемой проблеме, возможности все строго рассчитать и проанализировать, при множественности мнений о целях, критериях и т.д. может не существовать единственного, лучшего решения.
1 ПОДХОДЫ К ПРИНЯТИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Перед тем как перейти
к описанию содержания
В условиях недостаточности
информации по изучаемой
Принять решение - сравнительно
легко, все сводится к выбору
направления действий. Трудно принять
"хорошее" решение. Принятие
решения - процесс психологический,
а человеческое поведение не
всегда логично. Иногда людьми
движет логика, иногда - чувства.
Поэтому способы или методы (подходы),
используемые руководителем,
Итак, в зависимости
от того, на каких аспектах
подготовки и принятия решения
делается акцент, можно выделить
следующие два подхода к
1. В рамках математической
теории принятия решений
Математическая теория
принятия решений по
Технология принятия
решений, основанная на
2. Вторая технология работает
с дескриптивными моделями, в
основе которых лежит
Согласно одной из
психологических моделей, ЛПР
скорее старается "
Определение того, чем
руководствуется ЛПР при
В связи с этим, интересную технологию предлагает Е.П. Голубков. Разработанный им "комплексный подход" включает следующее:
1. Построение комплексных
методик обоснования решений,
сочетающих применение
Структуризация предполагает
определение места и роли
Характеризация направлена на определение системы характеристик, количественно описывающих структуру решаемой задачи.
Оптимизация предполагает
выбор наилучшего варианта
Применение этих трех
групп методов дает
2. Сочетание формальных
и неформальных методов
3. Включение руководителя в процесс принятия решений на всех его этапах.
Таким образом, этот
подход дает возможность
Нами выделены два
основных подхода к принятию
решений, но в рамках каждого
из них существуют свои
2 ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ЕЕ КОМПОНЕНТЫ
Можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на деятельность организации и принятие управленческих решений. Они носят названия макроокружение и непосредственное окружение (или деловая среда) организации.
Макроокружение включает факторы, оказывающие опосредованное влияние на организацию. К ним относятся экономические условия, политика, право, социокультурные, технологические, природно-географические факторы.
Экономические условия — это общий уровень развития экономики, рыночных отношений и конкуренции. О состоянии экономики обычно судят по значениям макроэкономических показателей, таких как размер валового национального продукта, темпы инфляции, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения, производительность труда, величина заработной платы и другим. Изменение экономических условий влияет на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, уровень цен, инвестиционную политику и, как следствие, на прибыльность и успешность организаций.
Политика — это деятельность
органов государственной
Право — это законы и другие правовые акты, которые устанавливают допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, обязанности и ответственность организаций. В процессе принятия управленческих решений правовые факторы выступают в роли юридических ограничений, регулирующих деятельность организаций. В частности, это могут быть ограничения на отдельные виды деятельности, условия заключения и выполнения контрактов, проведение деловых операций, формы и методы защиты интересов и другие.
Социокультурные факторы — это социальные явления и процессы, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организаций. К этой группе факторов относятся социальная структура общества, демографические характеристики (например, уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни и темпы роста населения, миграция, общий уровень образования и культуры), а также общественные традиции, ценности, моральные нормы, стиль жизни, привычки, отношение к труду, предпочтения и психология потребителей.
Технология — это общий уровень развития и современное состояние науки и техники, достигнутые в обществе. Технологические факторы неизбежно влияют на принятие важных решений, связанных с развитием организаций, разработкой новых видов товаров, совершенствованием функциональных процессов, внедрением новых технологий управления. Руководители организаций должны знать перспективные направления фундаментальной и прикладной науки, отслеживать все изменения, происходящие на рынке новых технологий, чтобы своевременно использовать их в своей деятельности для получения конкурентных преимуществ.
Природно-географические факторы — это климатические условия, запасы природных ресурсов, экологическая обстановка, катастрофические явления природы. Влияние этих факторов нельзя недооценивать. Они играют значительную роль в процессах принятия решений о размещении предприятий, технологиях производства, качестве продукции, способах доставки товаров. Решение этих и других проблем связано с большими затратами ресурсов и поэтому требует тщательного анализа природных условий, в которых осуществляется деятельность организации.
Деловая среда включает
такие внешние факторы,
Потребители продукции и услуг. В этой роли могут выступать торговые фирмы, фирмы — производители, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, частные покупатели и клиенты. Кроме непосредственных покупателей в эту группу можно включить общества потребителей, экологической защиты и другие организации, влияющие на качество и объем производимых товаров или услуг.
Поставщики материальных и природных ресурсов— это предприятия, торговые фирмы или физические лица, которые владеют материальными и природными ресурсами, необходимыми для деятельности и выживания организации. К ним относятся: поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов, электроэнергии, воды, газа, тепла. Организации находятся в ресурсной зависимости от поставщиков, что позволяет им оказывать непосредственное влияние на себестоимость и качество продукции, сроки ее изготовления и, как следствие, на эффективность и прибыльность организации.
Конкуренты — это организации
и частные лица, которые занимаются
предпринимательской
Инфраструктура — это часть деловой среды, которая обеспечивает организацию трудовыми, финансовыми, информационными ресурсами и оказывает ей необходимые услуги, например аудит, страхование, охрана, реклама, консультации и т.п. Исходя из этого, в состав инфраструктуры обычно включают рынок рабочей силы (кадровые агентства, службы занятости, образовательные учреждения, биржи труда), финансовые организации (банки, фондовые биржи, инвестиционные компании), консультативные фирмы, страховые компании, транспортные организации, охранные фирмы, информационные службы, рекламные агентства, средства массовой информации.
Государственные и муниципальные
организации. К ним относятся
государственные и
Международный сектор.
Эта группа факторов деловой
среды объединяет иностранных
потребителей, поставщиков, конкурентов,
инвесторов, партнеров, которые
Таким образом, к компонентам «внешней среды» системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние, социально-демографические, природно-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона, факторы, характеризующие конкретные связи фирмы с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами.