Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:22, контрольная работа
Управление качеством на сегодняшний день является основным способом создания конкурентоспособной продукции.
Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению, нет оснований.
Мировой опыт управления качеством продукции показал, что обеспечить стабильное качество изделия невозможно, если не добиться стабильности качества исходных материалов.
Введение.
1. Формирование научных основ управления качеством.
2. Сущность этапов эволюционного развития научных подходов к управлению качеством.
3. Современные тенденции в области управления качеством.
4. Задание – охарактеризовать подходы и существующие методы работы в области управления качеством на современном предприятии.
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание:
Введение.
1. Формирование
научных основ управления
2. Сущность этапов
эволюционного развития
3. Современные
тенденции в области
4. Задание –
охарактеризовать подходы и
Заключение.
Список используемой
литературы.
Введение.
Управление
качеством на сегодняшний день
является основным способом
Мировая практика по управлению качеством выработала методы и приемы, действенность которых подвергать сомнению, нет оснований.
Мировой
опыт управления качеством
На себестоимость
товара - важнейший фактор конкурентоспособности
оказывают прямое влияние затраты на качество.
Систематический анализ этих затрат с
целью их оптимизации — неотъемлемая
часть программ качества на фирмах. И международные
стандарты на системы обеспечения качества
включают этот элемент. Бесспорна роль
высшего руководства фирм в создании такого
климата в коллективе, когда принцип «качество,
прежде всего» перестает быть только лозунгом.
В начале XX столетия стало формироваться новое направление прикладной науки, связанное с развитием философии и практики управления качеством.
Для того чтобы получить наиболее полное представление о том, каким образом на протяжении многовековой истории развивались и совершенствовались формы и методы деятельности в области качества, необходимы определение и оценка основных этапов их эволюции. Попытки систематизации исторического развития работ по качеству предпринимались многими учеными. Наиболее удачным является подход А.В. Гличева, который выделил четыре этапа их эволюции:
индивидуальная форма организации работ по качеству;
цеховая форма;
индустриальный этап;
системная организация работ по качеству.
Необходимо отметить, что на каждом последующем этапе эволюции форм и методов работ по качеству, хотя он и является более совершенным по сравнению с предыдущим, не наблюдается полной новизны. Во всех случаях в большей или меньшей степени существует преемственность ранее использовавшихся способов улучшения качества. Сочетание элементов предшествующего этапа с элементами нового приводит к некоторой трансформации и тех и других. В итоге образуется система работ по качеству более высокого уровня.
Первый этап характерен для домануфактурного ремесленного производства, а также для современной индивидуальной трудовой деятельности, когда масштабы производственного процесса не требуют глубокого разделения труда. Его содержание определяется тем, что работник решает самостоятельно все вопросы создания, изготовления и реализации продукции, неся при этом всю ответственность за качество, ни с кем не разделяя ее. Работник, как правило, непосредственно взаимодействует с покупателем, поэтому ему присуще чувство гордости за мастерское исполнение работы.
Уже в этой начальной форме работ по качеству при внимательном рассмотрении можно обнаружить практически все элементы современного процесса управления качеством: выявление потребности; определение того, какой должна быть продукция и как это будет достигнуто; установление последовательности и точности выполнения операций по изготовлению задуманной продукции; периодический контроль своей работы; внесение корректировок в процесс, чтобы изделие получилось таким, каким его задумал мастер (обратные связи), и т.д.
Второй этап - цеховая форма организации работ по качеству - исторически связан с переходом к мануфактурной организации производства. Для этой формы уже характерно разделение функций и ответственности за качество. Мастер организовывал производство, устанавливал последовательность и содержание производственных операций. Рабочие строго исполняли указания мастера, за которым закреплялась функция надзора и контроля. Мастер нес общую ответственность, а рабочий отвечал за качество выполнения закрепленной за ним операции.
По мере развития цеховой формы функция контроля стала усиливаться, дифференцироваться, оснащаться специальными техническими средствами и методами. С ростом масштабов производства формируется самостоятельная служба технического контроля, вводятся пооперационный контроль, а также контроль и испытания готовых изделий.
Под влиянием развития контрольной функции стало казаться, что контроль - главное, едва ли не единственное средство достижения высокого качества продукции. Данная точка зрения нашла отражение в систематизации работ по качеству, предложенной А. Фейгенбаумом.
Цеховая форма управления качеством существует и в наше время. Она встречается на предприятиях малого бизнеса.
Третий этап - индустриальный, связан с дальнейшим ростом масштабов производства, углублением его концентрации и специализации. Для индустриального этапа характерно усиление роли и значения таких звеньев производства, как проектирование, испытания, технологическая подготовка производства новых изделий. Вместе с тем данные направления деятельности еще не рассматриваются как звенья единой цепи в общей системе работ по качеству. В то же время на третьем этапе формируется более тесное и четкое взаимодействие всех факторов, влияющих на качество продукции, как внутри предприятия, так и вне его. Усиливаются контакты с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. В работу по качеству включается все большее число служб и участников. Однако часто наблюдались несогласованность, нечеткое взаимодействие между различными службами, что служило причиной большого количества недоразумений при обеспечении качества, нередко ухудшая его, замедляя темпы создания и освоения новых видов продукции, снижая эффективность работ по качеству. В этот период вопросы качества стали чаще обсуждаться в цехах с рабочими, контролерами, мастерами. Такое положение вещей было характерно для многих стран и большинства отраслей производства.
За рубежом с середины 1960-х годов под влиянием усиливающейся конкуренции на рынке проблемы качества стали обсуждать не только в производственных подразделениях. Все чаще это происходит на заседаниях правлений фирм. Проблема качества попадает в сферу интересов высших звеньев управления, специалистов по менеджменту. Руководство фирм начинает привлекать ученых-аналитиков для поиска способов улучшения качества.
Развитие
производства и возрастающая роль качества
продукции требовали сделать
следующий шаг в
Четвертый этап называется этапом системной организации работ по качеству. С переходом к нему деятельность, направленная на улучшение качества, объективно была преобразована в одну из функций организации и управления производством, что позволило интегрировать работы по качеству со всеми другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности, координируя действие различных факторов, влияющих на качество. Данный этап характеризуется формированием систем качества как в России, так и за рубежом.
Эволюция
форм и методов организации работ
по качеству взаимосвязана с изменением
научных подходов к управлению им.
Эволюция ключевых научных подходов к
управлению качеством обусловлена расширением
степени охвата этапов жизненного цикла
продукции. Введение понятия жизненного
цикла продукции (услуг) явилось одним
из фундаментальных достижений в эволюции
науки о качестве. Оно породило системный
взгляд на все процессы от возникновения
идеи о создании изделия и маркетинговых
исследований до его выпуска, послепродажного
обслуживания, эксплуатации и утилизации.
2. Сущность
этапов эволюционного развития
научных подходов к управлению
качеством.
Одной из первых форм управления качеством была проверка изделий методом сортировки и разбраковка на годные и негодные. Управление качеством на раннем этапе своего развития в большей степени является проблемой технологической и сугубо производственной, а трактовка понятия «качество» применительно к продукции соотносится с аристотелевским определением качества как различия предметов по признаку «хороший — плохой». В 50-60-х гг. прошлого века в промышленно развитых странах мира начал складываться новый технологический уклад, ядро которого составили микроэлектроника, программное обеспечение, вычислительная техника и технологии переработки информации, производство средств автоматизации и связи. Эти процессы вызвали существенные изменения в энергопотреблении, проектировании и управлении транспортными и другими системами жизнеобеспечения. В этот момент происходит переход к новым принципам организации производства, основанным на оптимизации
работы оборудования по всей технологической цепочке. Наблюдаются динамичные процессы интеллектуализации производства, поэтому качество продукции в большей степени стало зависеть от качества рабочей силы.В целом же с этого времени в мировой практике эволюция форм и методов организации работ по качеству стала вплотную зависеть от научных подходов к управлению им. Так, эволюция ключевых научных подходов к управлению качеством, заключающаяся в расширении степени охвата этапов производства продукции, позволила, в частности, ввести понятие жизненного цикла продукции (товаров, услуг), что явилось одним из фундаментальных достижений науки о качестве. Оно породило системный взгляд на все процессы от возникновения идеи о создании изделия и маркетинговых исследований до его выпуска, послепродажного обслуживания, эксплуатации и утилизации.
В этих
условиях происходит переход к инновационному
процессу в большинстве отраслей
и непрерывному образованию в
большинстве профессий. Именно эти
изменения обеспечивают необходимое
качество производимой продукции и услуг.
Таким образом, под влиянием технологических
изменений меняется социальный аспект
процесса производства качественной продукции.
Сущность этапов эволюционного развития
научных подходов к управлению качеством
представлена в таблице.
«Этапы
эволюционного развития
научных подходов к
управлению качеством»
Этап | Охват стадий жизненного цикла | Содержание этапа |
Разбраковка на «хорошую» и «плохую» продукцию | Охватывает действия, проводимые после изготовления продукции | Включает методы, позволяющие контролировать качество изготовленной продукции |
Контроль качества (QC) | Охватывает действия, осуществляемые в ходе и после изготовления продукции | Включает методы,
позволяющие управлять |
Обеспечение качества (TQC) | Охватывает действия проводимые перед изготовлением, в ходе и после изготовления продукции | Включает меры,
позволяющие гарантировать |
«Всеобщее управление качеством» (TQM) | Охватывает все стадии жизненного цикла изделия | Включает мероприятия, позволяющие постоянно улучшать все направления деятельности организации с целью удовлетворения и предвосхищения ожиданий потребителей |
3. Современные тенденции в
Реальные системы управления качеством - как отечественные, так и
зарубежные, должны создаваться в соответствии с действующей в настоящий период времени концепцией. Отличительными особенностями современного подхода к решению проблем качества при этом являются:
Информация о работе Развитие деятельности в области управления качеством