Стандартизация и управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:41, курсовая работа

Описание

Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.

Содержание

1. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов…………………………………………3
2. Этапы развития УКП: фаза управления качеством………….5
3. Список использованной литературы………………………….12

Работа состоит из  1 файл

Стандартизация.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Этапы развития УКП: фаза управления качеством

 

Под качеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

С позиции потребителя качество изделия – степень удовлетворённости требований потребителя.

Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня её качества.

При управлении качеством  продукции непосредственными объектами  управления являются процессы, от которых зависит качество продукции.

По мнению многочисленных экспертов, управление качеством в настоящее время требует, чтобы:

    • компании учитывали затраты на качество в своих балансах;
    • каждый работник умел правильно определить свою роль в улучшении качества продукции, а также знал, что качество – это соответствие продукции требованиям потребителя;
    • потребитель был уверен в том, что получит от поставщика продукцию и услуги вовремя, и что качество их будет высоким.

Основные функции службы управления качеством – поддержание  уровней качества продукции в соответствии с политикой фирмы в соотношении качества; обеспечение контроля приобретаемых деталей, инструмента и технологических процессов; составление статистических отчётов. Система комплексного управления качеством является необходимым атрибутом современной концепции управления промышленной фирмой. В рамках системы комплексного управления качеством объединяются элементы пяти важнейших стратегий, реализуемых промышленными компаниями. К числу важнейших мероприятий по внедрению системы следует отнести:

    • выбор стратегии;
    • создание инфраструктуры;
    • подготовка сотрудников к переменам;
    • разработка планов внедрения;
    • установление каналов связи с персоналом других фирм.

Повышение качества или  интенсификация производства - не самоцель, а средство для повышения эффективности производства и более полного удовлетворения на этой основе потребностей общества. Эта цель достигается как путём экономии производственных ресурсов, так и в результате улучшения качества продукции – средств производства, предметов потребления, услуг.

Неуклонный рост качества продукции – это и средство, и результат интенсификации производства.

Пути повышения качества:

    • значение НТП для повышения качества продукции;
    • соблюдение технологической дисциплины и усиление контроля качества;
    • совершенствование управления качеством.

Основные факторы совершенствования управления качеством продукции:

    • улучшение стандартизации, приемки и аттестации качества;
    • комплексное планирование повышения качества;
    • усиление стимулирования повышения качества;
    • внедрение комплексных систем управления качеством (КСУК).

Где работают люди, там  допускаются ошибки. Это неизбежно. При этом целесообразно руководствоваться  следующим принципом. Если ошибок избежать невозможно, то следует стремиться обнаруживать их оперативно и сообщать тому лицу, кто их допустил. Оперативность доведения этой информации в значительной мере ускорит устранение причин ошибок (дефектов).

В противоположность  распространённому мнению, повышение  качества не только не обязательно увеличивает стоимость изделия, напротив, при внедрении комплексного управления качеством может привести к её снижению.

Расходы на качество, определяющие в сумме цену качества можно разделить  на две основные категории:

    • расходы, связанные с обеспечением качества (цена соответствия);
    • издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделий (цена несоответствия).

В свою очередь, расходы  на обеспечение качества включают в  себя расходы на проведение контроля качества с целью выявления продукции  неудовлетворительного качества, а  также расходы, связанные с предупреждением выпуска некачественной продукции.

Издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделий включают в себя издержки в сфере производства и издержки в сфере потребления.

Специалисты фирм весьма часто затрудняются определить точный доход, получаемый от улучшения качества продукции, из-за отсутствия приемлемой методики расчета. Более доступен метод расчета ожидаемого выигрыша от сокращения выпуска дефектных и бракованных изделий, а также рекламационного возврата. В сложных ситуациях иногда используются косвенные методы оценок эффекта.

Внедряя комплексное управление качеством продукции, многие фирмы сталкиваются с целым рядом технических проблем. Сложность и комплексность большинства технологических процессов обуславливает невозможность принятия решений одним человеком. в этих условиях наиболее эффективным направлением при решении проблем, возникающих в ходе подобных процессов, является использование групповой организации работ, доказывающей свою эффективность на примере деятельности кружков качества.

Система комплексного управления качеством (TQM, Total Quality Management) является необходимым атрибутом современной концепции управления промышленной фирмой. Основой системы комплексного управления качеством является гарантированное обеспечение пригодности к использованию как полуфабрикатов (поступающих на очередную стадию технологического процесса), так и готовой продукции.

В рамках TQM, как вспомогательной стратегии рассматриваются и объединяются элементы пяти важнейших стратегий, реализуемых промышленными предприятиями:

    • общехозяйственная стратегия;
    • стратегия в области межфункциональных взаимодействий;
    • стратегия взаимоотношений с поставщиками сырья и материалов;
    • стратегия управления производственными процессами;
    • стратегия управления разработкой новых видов продукции (НИОКР).

Важнейшим источником роста  эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Для технических систем характерна жесткая функциональная интеграция всех элементов, поэтому в них нет второстепенных элементов, которые могут быть некачественно спроектированы и изготовлены. Таким образом, современный уровень развития НТП значительно ужесточил требования к техническому уровню и качеству изделий в целом и их отдельных элементов

При организации рациональной и эффективной работы по качеству, независимо от её масштабов, форм и  методов осуществления, люди всегда действовали, действуют, и будут действовать примерно по такой схеме:

Определение потребности  и выработка требований к качеству продукции (план, программа качества);

Придание исходному  материалу необходимых свойств (выполнение плана, программы качества);

Проверка соответствия полученного качества предъявленным  требованиям  (выявление отклонений) или констатация соответствий;

Воздействие для устранения отклонений полученного качества от заданного (обратная связь).

При таком взгляде  на последовательность действий по качеству обнаруживается явление, имеющее чрезвычайно большое значение для всей философии работ по качеству. Это наличие единства и органического сочетания прямых и обратных связей во всех действиях людей, связанных с созданием и использованием (потреблением) продукции.

 

Универсальная схема управления качеством продукции.


                                                                                             СХЕМА (  )

К числу факторов, влияющих на качество (прямоугольник в центральной части схемы) относятся:

    • станки, машины, другое производственное оборудование;
    • профессиональное мастерство, знания, навыки, психофизическое здоровье работников.

Обрамляющие прямоугольник  факторов,  условия обеспечения  качества  более многочисленны. Сюда относятся:

    • характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность продолжительность;
    • климатическое состояние окружающей среды и производственных помещений;
    • интерьер и производственный дизайн;
    • характер материальных и моральных стимулов;
    • морально–психологический климат в производственном коллективе;
    • формы организации информационного обслуживания и уровень оснащенности рабочих мест;
    • состояние социально-материальной среды работающих.

Реально изменяют свойства сырья и исходных материалов до заданного  уровня качества средства производства и труд. На их возможностях сказываются  условия, в которых они взаимодействуют. Практика показывает, что такое деление, такой подход позволяет, не только более четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и эффективно определять меры по обеспечению нужного качества.

При возникновении отклонения от заданных параметров качества, которые  обнаруживаются в блоке сравнения  и принятия решения, блок сил воздействия для устранения этих отклонений направляет усилия либо на факторы, либо на условия, либо одновременно на то и другое. Меры воздействия и их сочетания зависят от характера и величины отклонений качества и от эффективности тех или иных возможных вариантов устранения отклонений.

Категории управления качеством продукции.

 Для эффективной  организации управления качеством  продукции необходимо, чтобы был  не только ясно выделен объект  управления, но и чтобы четко  были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

В отношении управления качеством продукции следует  выделить как минимум следующие  категории:

Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность,  технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и  данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.

Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Управление качеством использует следующие четыре типа методов:

1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования,  условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;

2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции ( к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее некачественности;

3) организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;

4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.

Выбор методов управления качеством продукции и поиск  их наиболее эффективного  сочетания  – один из самых творческих моментов  в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.

Средства управления – включают оргтехнику (в том  числе компьютеры), средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются:

банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;

метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны  физических величин, образцовые и/или  рабочие средства измерений;

государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

государственная служба стандартных справочных данных о  свойствах веществ и материалов (ГССД).

Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).

Информация о работе Стандартизация и управление качеством