Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 21:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение стандартизации и видов стандартов.
ВВЕДЕНИЕ
1. Стандартизация
2. Стандарты
2.1 Определение и виды стандартов
2.2 Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000-9004, принятых международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. и обновлённых в 1994г.
Стандарт ИСО 9000 – содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности фирмы.
Стандарт ИСО 9004 – это методические указания для общего руководства качеством на предприятии.
Стандарт ИСО 9001-9003 – это модели систем обеспечения качества на различных стадиях производственного процесса.
2.2.Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов
В настоящее время сформировалась государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.
Можно выделить семь актуальных задач, нашедших свое воплощение в основополагающих стандартах ГСС или в ее исходной концепции:
1.Гармонизация отечественной нормативно - технической документации с международной, зарубежной, национальной и региональной нормативной документацией.
2.Минимизация ограничивающих инициативу (изготовителей и потребителей) запретов и предписаний, ориентация на добровольность применения и возможность выбора документов того или иного вида при заключении договоров и контрактов.
3.Освоение, адаптация, совершенствование процедур сертификации продукции в сочетании с разработкой документов по сертификации систем качества, аккредитации испытательных подразделений различного уровня для проведения сертификационных испытаний продукции и услуг.
4.Сопровождение тенденции отказа от ужесточения входного контроля, выходных испытаний и приемки, переход на пооперационный производственный контроль в технологическом цикле.
5.Оптимизация количественного состава и структуры технической документации на продукцию, процессы и услуги, обеспечение информативности и коммуникативности документов.
6.Совершенствование методологии разработки документации.
7.Обеспечение влияния нормативных документов на повышение технико-экономической эффективности производств.
Государственным стандартам присваиваются обозначения, состоящие из индекса «ГОСТ (ОСТ, СТП)…», порядкового (регистрационного) номера и двух последних цифр года утверждения стандарта, отделенных от номера знаком тире, например ГОСТ 3975-95. Порядковый номер стандарту присваивается соответствующим органом по стандартизации (Госстандарт России). При пересмотре стандарта его порядковый номер сохраняется, но цифры года заменяются цифрами года утверждения пересмотренного стандарта.
Текст стандарта излагается на русском языке. При изложении содержания стандартов, исходят из следующих основных требований: стандарт должен содержать нормы и требования, необходимые для его применения в соответствии с назначением и областью распространения; он не должен повторять полностью или частично содержание действующих стандартов; в случае необходимости приводятся ссылки на эти стандарты; в комплексах стандартов на одноименные и взаимосвязанные объекты обеспечивать единство терминологии, одинаковую последовательность изложения и единое построение вводной и основной частей стандартов.
Правила, нормы, требования и методы, регламентируемые в стандартах, должны быть полностью увязаны с соответствующими правилами, нормами и требованиями, установленными другими стандартами, относящихся к данному объекту стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации.
Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.
Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Формулировки, используемые в стандартах, должны выражать обязательный характер требований, быть четкими и не допускать различное толкование. Каждый стандарт состоит из нескольких частей, расположенных в определенной последовательности: наименование стандарта; вводная часть (при необходимости); основная часть; информационная часть; содержание (при необходимости).
Наименование стандарта состоит из заголовка или из заголовка и подзаголовка, при необходимости перед заголовком приводится групповой заголовок.
Групповой заголовок применяется в тех случаях, когда без этого объект стандартизации не может быть определен с достаточной полнотой и ясностью, а также когда данный стандарт входит в комплекс стандартов, образующих подсистему стандартов, объединенных общностью назначения и применения в определенной области, например:
Единая система конструкторской документации
ЛИНИИ В ЧЕРТЕЖАХ.
Заголовок наименования стандарта определяет объект стандартизации и является основной частью наименования стандарта; в заголовке приводятся необходимые и достаточные признаки, отличающие данный объект от других.
Для более полной характеристики объекта стандартизации в заголовок стандарта могут входить дополнительные определения, указывающие на принадлежность этого объекта к определенной группе изделий, изготовление данной продукции только одним определенным способом, изготовление продукции из определенного материала и др.
Например, «ленты горячекатаные», «трубы сварные из алюминия».
Первое слово заголовка наименования стандарта должно быть – имя существительное; далее слова – определения (имена прилагательные) в порядке их значимости по принципу: от общего к частному. Такой порядок слов принято называть обратным, и он применяется только в заголовке наименования стандарта, в других частях наименования стандарта и в его тексте применяется прямой порядок слов.
Подзаголовок стандарта указывает вид стандарта или аспект стандартизации. Он уточняет и дополняет, в случае необходимости, наименование стандарта. В подзаголовке всегда сохраняется прямой порядок слов, например, «Основные и присоединительные размеры».
Вводная часть вводится в стандарт только в случае необходимости уточнения объекта стандартизации (области распространения стандартов) и (или) аспекта стандартизации; при этом вводной части не дается заголовок, и она не нумеруется.
Основная часть стандарта излагается в зависимости от вида и содержания стандарта в виде: таблиц или сочетания чертежей, схем, диаграмм и таблиц; текста или сочетания текста, чертежей, схем, диаграмм и таблиц.
Разделы и подразделы основной части стандартов имеют заголовки, которые кратко отражают содержание разделов и подразделов; пункты, как правило, заголовков не имеют.
В основной части стандарта могут быть приведены ссылки на разделы, подразделы, пункты, формулы, иллюстрации, таблицы, приложения основной части этого же стандарта; на другие стандарты; на информационные приложения данного стандарта.
При этом формулировка ссылки должна исключать возможность использовать данные информационного приложения как обязательные требования, и поэтому ссылка должна указывать только на наличие информационного материала.
В обоснованных случаях в информационных приложениях к стандартам допускается давать пояснения или описания взаимосвязи с другими документами.
В тех случаях, когда материал, являющийся элементом основной части стандарта, имеет большой объем или по техническим причинам не может быть помещен в тексте основной части, его помещают в приложении. На приложение должна быть дана ссылка в тексте стандарта.
Информационная часть стандарта носит справочный характер и состоит из информационных данных и при необходимости информационных приложений, последние содержат данные справочного характера, поясняющие содержание стандарта или объясняющие способы решения или расчета с соответствующими примерами. Кроме того, в информационном приложении стандарта может содержаться перечень ключевых слов/дескрипторов.
В информационных данных стандарта помещают: автора стандарта, данные об утверждении стандарта; сроки начала применения стандарта; данные об использованных при разработке международных документах по стандартизации, с указанием степени соответствия этим документам.
Стандарты издают типографским способом форматом А5. Если формат А5 недостаточен для размещения графического материала или таблиц, то используют формат А4. Стандарты объемом более 20 страниц издают в обложке.
Стандарты не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Правильное использование возможностей стандартизации на пред-приятии позволяет повысить эффективность его функционирования. При этом основными составляющими экономического эффекта на конкретном предприятии являются:
- снижение себестоимости производства стандартной продукции;
- увеличение продажной цены единицы изделия вследствие повышения его качества;
рост объема сбыта продукции в результате увеличения спроса на более качественные изделия;
- уменьшение количества необходимых средств предприятия (как основных, так и оборотных) из-за сокращения длительности произ-водственного цикла и более интенсивного использования оборудования при выпуске стандартной продукции.
Требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации.
По оценкам экспертов, применение стандартизации дает снижение себестоимости продукции машиностроения на 10–20%, а затраты на содержание заводской службы стандартизации составляют всего порядка 0,5% стоимости продукции.
Умелое использование возможностей стандартизации руководителями предприятий может послужить хорошей предпосылкой для создания на них более эффективных систем управления качеством продукции.
1. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2005 -320 с.
2. Демиденко Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. СПб.: Изд-во СпбуЭФ, 2009 -128 с.
3. Концепция стандартизации и сертификации в сфере услуг населению. М.: Изд-во ВНИИС, 2008 – 298 с.
4. Кремнев Г.Р. Управление производительностью и качеством: 17 модульная программа для менеджеров Управление развитием организации. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2009 – 391 с.
5. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М.: Изд-во Ника, 2008. – 280 с.
6. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика, 2008 – 302с.
7. Порядок проведение сертификации продукции в Российской Федерации. М.: Госстандарт России, 2008.
8. Сковородников В.А. Лекции по законодательной метрологии. М.: Изд-во ТОТ, 2005. – 276 с.