Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 01:19, лекция
Персонал - все работники организации (все люди, занятые на предприятии), исключая собственника, если он непосредственно не выполняет производственных функций.
Свойства персонала:
1. Персонал - это рабочая сила - производитель товаров и услуг, главный фактор производства.
Недостатки виртуальной системы:
Управление персоналом - управление людьми, сотрудниками предприятия. Специфику управления персоналом составляют его цели: организационные и личные.
Организационные цели стоят в центре управления персонала и управления вообще, именно они обеспечивают эффективность предприятия. Таким образом, управление персоналом – это деятельность по использованию сотрудников для достижения эффективности организации.
Эффективность управления персоналом – это достижение организационных (прибыльность и стабильность предприятия) и индивидуальных (удовлетворенности трудом) целей.
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами – должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью.
Субъектами УП являются: руководители всех уровней, отделы кадров, профсоюзы, кружки качества, женские организации и т.п.
К внешним регуляторам деятельности по управлению персоналом относятся: государство, и прежде всего те органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, профсоюзы.
Функции управления персоналом:
Субъекты и методы управления персоналом
Функции управления персоналом осуществляются его субъектами – должностными лицами и организациями, непосредственно занятыми этой деятельностью.
Субъектами управления персоналом являются: руководители всех уровней, отделы кадров, профсоюзы, кружки качества, женские организации и т.п.
К внешним регуляторам деятельности по управлению персоналом относятся: государство, и прежде всего те органы, которые принимают законы, регулирующие сферу трудовых отношений; ассоциации предпринимателей, профсоюзы.
В зависимости от характера воздействия на человека выделяют следующие методы управления персоналом:
А. Кибаянов предлагает другую классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов:
Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.
Критерии эффективности управления персоналом. Экономическая и социальная эффективность
Управление персоналом в
связи с организационными целями
есть деятельность по использованию
сотрудников для достижения эффективности
организации. Существуют различные
трактовки понятия «
Таким образом, экономическая
эффективность – это достижение
целей организации –
Исследователями разработаны конкретные, эмпирически проверяемые показатели эффективности управления персоналом (так называемая, операционализация эффективности управления персоналом). Е. Витте выделяет 5 групп показателей, из них первые три характеризуют экономическую эффективность, а четвертый и пятый – социальную:
Экономическая и социальная эффективность могут как дополнять и усиливать друг друга, так и противоречить друг другу. Задача управления персоналом – оптимизация их взаимоотношения в целях их повышения.
Существует также понятие
деловой эффективности. Применительно
к коммерческим организациям она
тождественна экономической эффективности.
Но деловая эффективность
Руководство организацией — способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.
Управление:
Менеджмент - управление производством;
совокупность принципов, методов, средств
и форм управления производством, разработанных
и применяемых с целью
Лидерство - это разновидность власти, спецификой которой является направленности сверху вниз, ее носителем выступает один человек. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Лидерство – это влияние на других людей. Лидерство – это неформальное руководство.
Руководитель — лицо,
отвечающее за конкретный хозяйственный
объект или конкретный участок в
системе управления, имеющее в
своем подчинении коллектив работников
управления и наделенное правами
и полномочиями по принятию и руководству
реализацией управленческих решений,
касающихся объекта руководства
и подчиненного коллектива работников.
В составе руководителей обычно
выделяют два основных типа: линейные
и функциональные. Первые руководят
структурными звеньями производства,
вторые — теми или иными участками
в самом аппарате управления. Кроме
этого, все хозяйственные
Администратор — управляющий, руководитель, менеджер, формальный лидер.
Менеджер - наемный управляющий, специалист по управлению, формальный лидер.
Соотношение управления персоналом с другими родственными дисциплинами
Управление персоналом оказывает важное влияние на реальную жизнедеятельность организаций. Становление УП как учебной дисциплины в 50-60 гг ХХ в. в США а в 60-70 гг получила распространение в Западной Европе. Сегодня этот предмет преподается практически во всех университетах. Постепенно наука и учебная дисциплина управления персоналом находит свое признание и в России (в СССР УП не преподавалось).
Управление персоналом как наука существует на двух уровнях: теоретическом и прикладном. Наука УП обладает комплексным, интегративным характером. Ее ядро – собственные знания.
Кроме этого УП опирается и отчасти включает следующие теории:
Наука управления персоналом выполняет по отношению к практике кадрового управления следующие функции:
Роль компетентности в современной организации
В современном производстве готовность работника к трудовой деятельности оценивается с точки зрения его профессиональной, социальной, методической и временной компетентности. Профессиональная компетентность означает техническую подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией; знания, навыки и умения, обеспечивающие управление той или иной сферой деятельности с точки зрения её специфики. Иными словами, профкомпитентность - это знание специфики той сферы деятельности, в которой работает человек.