Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:09, доклад
Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности.
В РФ правоотношения с участием потребителей регулируются:
1. Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей"
2. Гражданским кодексом Российской Федерации
3. Другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Министерство образования и науки РФ
Государственное
бюджетное образовательное
образования
Нижегородский
государственный технический
им. Р.Е.
Алексеева
Доклад
по
дисциплине «Управление
качеством»
Тема: «Возможности
защиты прав потребителей»
Абдуллина Д.Р.
Нижний
Новгород
2011 г
Законодательство в сфере защиты прав потребителей
Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности.
В РФ правоотношения с участием потребителей регулируются:
«Закон о защите прав потребителей», регулирует права потребителей и обязательства продавцов, устанавливает правила, по которым конечный пользователь может отстаивать свои права на получение качественного товара, а продавец обязан гарантировать его качество и безопасность. Закон РФ о защите прав потребителей является федеральным законом, выступая, поэтому в качестве одной из высших норм.
Закон РФ «О защите прав потребителей» действует с 1992года. Структурно закон состоит из преамбулы и четырех разделов:
I «Общие положения». В общих положениях Закона « Закона о защите потребителей» изложены требования к качеству товара, установлению гарантийного срока, говорится о праве потребителя на информацию об изготовителе и товаре. Ответственности изготовителя за нарушение прав потребителей, судебной защите прав потребителей
II «Защита прав потребителей при продаже товаров»
III «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг»,
IV «Государственная и общественная защита прав потребителей»
Закон
РФ предусматривает создание федерального
закона о защите прав потребителей,
для отдельного региона, если это
является необходимым и общие
положения в некоторых случаях невыполнимы,
из-за особенностей законодательства
данного региона.
Основные права потребителей
Знание
прав потребителя поможет ему правильно
вести себя в ситуациях, когда эти права
нарушаются. В связи с этим перечислим
основные права потребителей :
Право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).
Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.
Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.
Срок службы, срок годности и гарантийный срок - сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют Ваши права - они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Процессуальные особенности защиты прав потребителей
При продаже товара с недостатками потребитель вправе требовать от продавца либо безвозмездного устранения недостатков, либо замены на аналогичный товар, либо возврата уплаченной денежной суммы и причиненных убытков. При возникновении спора о причинах недостатков товара продавец обязан произвести экспертизу. И если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки возникли не по вине продавца или изготовителя, то потребитель будет обязан возместить продавцу его затраты на экспертизу. Для технически сложных и дорогостоящих товаров требования по замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень таких товаров утверждается правительством РФ.
Пользуясь этим законом, можно реально отстаивать свои права на получение товара надлежащего качества и возмещение убытков, в том числе в судебном порядке. Для этого необходимо сначала обратиться с письменной претензией в магазин, а если она не будет удовлетворена, то с исковым заявлением в суд.
В Российской Федерации предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения их прав
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Список использованной литературы:
В. Ю.-6-е
изд.-М.: Издательство «Дело и Сервис»,
2009.-304с.