Возможности защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 22:09, доклад

Описание

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности.
В РФ правоотношения с участием потребителей регулируются:
1. Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей"
2. Гражданским кодексом Российской Федерации
3. Другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 24.20 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

Нижегородский государственный технический университет 

им. Р.Е. Алексеева 
 
 

Доклад

по  дисциплине «Управление  качеством» 

Тема: «Возможности защиты прав потребителей» 
 
 
 
 
 

                                                                                          Выполнил: студент группы 07-УИ

Абдуллина Д.Р.

                                                      Проверил: Табекина О.А. 
 
 
 
 
 
 

Нижний  Новгород 

2011 г

Законодательство  в сфере защиты прав потребителей

     Защита  прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности.

В РФ правоотношения с участием потребителей регулируются:

  1. Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей"
  2. Гражданским кодексом Российской Федерации
  3. Другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    «Закон о защите прав потребителей», регулирует права потребителей и обязательства продавцов, устанавливает правила, по которым конечный пользователь может отстаивать свои права на получение качественного товара, а продавец обязан гарантировать его качество и безопасность. Закон РФ о защите прав потребителей является федеральным законом, выступая, поэтому в качестве одной из высших норм.

   Закон РФ «О защите прав потребителей» действует  с 1992года. Структурно закон состоит  из преамбулы и четырех разделов:

I «Общие  положения». В общих положениях Закона « Закона о защите потребителей» изложены требования к качеству товара, установлению гарантийного срока, говорится о праве потребителя на информацию об изготовителе и товаре. Ответственности изготовителя за нарушение прав потребителей, судебной защите прав потребителей

II «Защита прав  потребителей при продаже товаров»

III «Защита прав  потребителей при выполнении работ и оказании услуг»,

IV «Государственная  и общественная защита прав потребителей»

     Закон РФ предусматривает создание федерального закона о защите прав потребителей, для отдельного региона, если это  является необходимым и общие  положения  в некоторых случаях невыполнимы, из-за особенностей законодательства данного региона. 

Основные  права потребителей

     Знание  прав потребителя поможет ему правильно вести себя в ситуациях, когда эти права нарушаются. В связи с этим перечислим основные права потребителей : 

  1. Право на качество
  2. Право на безопасность
  3. Право на информацию
  4. Право на возмещение ущерба

Право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).

Право на безопасность: как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

Право на возмещение ущерба: За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора.

Срок  службы, срок годности и гарантийный  срок - сроки ответственности. На товары (работы) могут быть установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки - сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу) не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени Вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют Ваши права - они недействительны. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у Вас возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

Процессуальные  особенности защиты прав потребителей

     При продаже товара с недостатками потребитель вправе требовать от продавца либо безвозмездного устранения недостатков, либо замены на аналогичный товар, либо возврата уплаченной денежной суммы и причиненных убытков. При возникновении спора о причинах недостатков товара продавец обязан произвести экспертизу. И если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки возникли не по вине продавца или изготовителя, то потребитель будет обязан возместить продавцу его затраты на экспертизу. Для технически сложных и дорогостоящих товаров требования по замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень таких товаров утверждается правительством РФ.

     Пользуясь этим законом, можно реально отстаивать свои права на получение товара надлежащего  качества и возмещение убытков, в том числе в судебном порядке. Для этого необходимо сначала обратиться с письменной претензией в магазин, а если она не будет удовлетворена, то с исковым заявлением в суд.

В Российской Федерации предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения их прав

  • Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
  • нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
  • жительства или пребывания истца;
  • заключения или исполнения договора.

Если иск к  организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд  по месту нахождения ее филиала или  представительства.

  • В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением прав потребителя, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае если цена иска превышает эту сумму, потребитель уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Закон РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «О защите прав потребителей»
  2. Управление качеством. Основы теории и практики: Учебное пособие/Огвоздин

     В. Ю.-6-е изд.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009.-304с. 

     
 
 
 
 

Информация о работе Возможности защиты прав потребителей