Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:47, реферат
«Закономерности и принципы управления персоналом» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна потому, что в различных странах управление в экономической сфере чаще все¬го обозначается термином «management», в политической сфере — терми¬ном «governance» («government»), а в сфере техники — термином «control» («controlling»)2.
В общем, наблюдаемые гомеостатические явления в организме человека позволяют утверждать, что человеческий организм является самоорганизующейся системой в рамках своей целостности, способной (до определенных пределов) самостоятельно самосовершенствоваться для достижения конечных целей — обеспечения жизнедеятельности и продолжения рода. Сам же механизм такого самосовершенствования (самоорганизации) базируется на реализации трех закономерностей функционирования организма как целостной системы — целеполагания , обратной связи и синхронизации на этой основе всех взаимодействий отдельных частей (органов).
Характерно, что человеку как социальному существу также близки все вышеупомянутые закономерности. Поведенческой деятельности человека присущи и целеустремленность, и использование обратных связей, и синхронизация своих действий во времени при достижении поставленных целей, а также процесс самоорганизации этой деятельности в случае каких-либо рассогласований по каким-то внешним причинам.
Отсюда можно сделать очень важный вывод: присущие человеку как биосоциальному существу закономерности функционирования организма и поведенческой деятельности нужно использовать для создания самонастраивающейся системы управления трудовым коллективом "по целям и результатам". Устойчивость, надежность и слаженность работы такого коллектива как раз и будет обусловливаться глубокой генетической сущностью самоорганизации трудовой деятельности каждого члена этого коллектива.
Проблема состоит лишь в том, чтобы суметь использовать на практике знания общих закономерностей функционирования человеческого организма и поведенческой деятельности индивида для создания слаженно и согласованно работающего механизма управления персоналом на любых предприятиях как социальных объектах различного масштаба и профиля деятельности.
Конечная эффективность работы персонала на предприятиях будет зависеть, в конечном счете, от того, насколько удастся использовать новейшие методические инструменты для обеспечения самоорганизации трудовых коллективов на основе заинтересованного труда каждого индивида и каждой группы[2]. В противном случае практически невозможно добиться выпуска конкурентоспособной продукции, зависящей от бесперебойного, слаженного и синхронно взаимоувязанного (по срокам, качеству и затратам) труда работников на предприятиях.
В этих условиях нельзя добиться эффективного и результативного управления организацией, опираясь только на интуицию и талант руководителя. Оно должно основываться на соответствующей теоретической базе, и, прежде всего, на закономерностях и принципах управления.
Закономерности управления – это объективно существующие устойчивые связи между явлениями, их причинами и следствиями[3].
В отличие от законов управления, которые носят всеобщий характер, закономерности управления, имеют конкретное содержание. Т.е. связи, обобщаемые в закономерностях управления, справедливы лишь для определенного пространства и времени.
К важнейшим закономерностям управления, как правило, относят[4]:
- единство системы управления (выражается в устойчивости внутренних связей системы управления при изменении состояния внешней среды);
- централизация и децентрализация управления (выражается в распределении задач, функций и полномочий (прав и ответственности) по уровням иерархии управления);
- соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистем (выражается в соответствии управляющей подсистемы управляемой).
- справедливое отношение к персоналу;
- быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
- диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации»;
- нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
- нормализация условий труда;
- нормирование операций, заключающееся в стандартизации их выполнения и регламентировании времени;
- наличие письменных стандартных инструкций;
- вознаграждение за производительность.
Наиболее важную роль в развитии теории и практики управления сыграли четырнадцать принципов управления, предложенные основателем классической административной школы управления А.Файолем в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.)[5]:
- разделение труда;
- власть и ответственность;
- дисциплина;
- единоначалие;
- единство руководства;
- подчинение частных интересов общим;
- вознаграждение;
- централизация;
- скалярная цепь;
- порядок;
- справедливость;
- стабильность рабочего места для персонала;
- инициатива;
- корпоративный дух.
Эти принципы управления использовались в течение нескольких десятков лет. Большинство из них до сих пор актуальны и применяются в практике управления[6].
В нашей стране интерес к принципам управления возник в условиях становления нового общественного строя и социалистической системы хозяйствования. Поэтому такие известные ученые как А.А.Богданов, Н.А.Витке, А.К.Гастев, О.А.Ерманский, П.М.Керженцев, Е.Ф.Розмирович и другие сосредоточили свои усилия на разработке и обосновании принципов управления социалистическим производством. К последним относится:
- принцип демократического централизма;
- принцип единоначалия и коллегиальности;
- принцип единства политического и хозяйственного руководства;
- принцип сочетания отраслевого и территориального подходов;
Принципы управления не являются застывшими догмами. Изменения, происходящие в политической и экономической жизни общества, наполняют новым содержанием теорию и практику управления, а, следовательно, и принципы управления. В результате исчезают (утрачивают актуальность) одни и появляются (приобретают актуальность) другие принципы управления, более соответствующие новым условиям общественного развития.
Так, в 90-е годы ХХ века были сформулированы принципы управления, которые значительно отличались от ранее известных[7]:
- лояльность к работающим;
- ответственность – обязательное условие успешного управления;
- коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали;
- атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих;
- долевое участие каждого работающего в общих результатах;
- своевременная реакция на изменения во внешней среде;
- методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы;
- непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения согласованности и целостности;
- умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями;
- этика бизнеса;
- честное отношение и доверие к людям;
- использование в работе фундаментальных основ менеджмента;
- четкое представление о месте и роли организации в будущем;
При формировании системы принципов управления конкретной организацией необходимо соблюдать следующие условия:
во-первых, принципы управления должны учитывать основные тенденции и требования к современному управлению (например, приоритетность системного и маркетингового подходов к управлению);
во-вторых, принципы управления должны использовать все фундаментальные основы менеджмента;
в-третьих, принципы управления должны быть не просто рекомендациями, а критериями оценки эффективности управления;
в-четвертых, используемая система принципов управления должна быть доступна для изменения и дополнения с учетом развития теории и практики управления.
От того, насколько сформированная система принципов управления будет соответствовать перечисленным выше требованиям, зависит эффективность управления организацией, а, следовательно, и результативность ее деятельности.
Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:
1. Закономерности управления – это объективно существующие устойчивые связи между явлениями, их причинами и следствиями. В отличие от законов управления, которые носят всеобщий характер, закономерности управления, имеют конкретное содержание.
2. Принципами управления называются основные правила построения, функционирования и развития систем управления. Исходя из этого, можно сказать, что принципы управления выражают требования к жизнедеятельности систем управления в целом, к их целям, функциям, методам, структуре и персоналу.
Таким образом, любая организация создается и функционирует для достижения конкретных целей. Поэтому каждая организация, исходя из поставленных целей, должна сформировать собственную систему принципов управления.
1. Аверин А. Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Аверин; Моск. психолого-социальный ин-т, 2005. - 224 с.
2. Аминова, Сибагатулла. Активная кадровая политика/ С. Аминова //Служба кадров и персонал. -2007. -N 11.-С. 10-12
3. Аширов Д. А. Управление персоналом [Текст] : учеб. пособие / Д. А. Аширов, 2005. - 432 с.
4. Базаров Т. Ю. Управление персоналом : учеб. пособие / Т. Ю. Базаров, 2007. - 224 с.
5. Базаров Т. Ю. Управление персоналом : учеб. пособие / Т. Ю. Базаров, 2008. - 224 с.
6. Балковская Т. З. Теоретические основы управления персоналом [Текст] : учеб. пособие / Т. З. Балковская, О. И. Шуракова, 2005. - 124 с.
7. Бизнес-стратегия и кадровая политика/ публ. подгот. Н. Соляник //Служба кадров и персонал. -2005. -N 9.-С. 17-20
8. Борисова Е. Акценты расставляет практика/ Е. Борисова //Служба кадров и персонал. -2005. -N 2.-С. 13-16
9. Быков В. М. Дифференцированный подход в кадровой политике как фактор экономического и социального благополучия предприятий/ В. М. Быков //Управление персоналом. -2008. -N 22 (200).-С.41-43
10. Зыболов С. Кадровый потенциал - залог успеха/ С. Зыболов //Челябинск. -2008. -N 9.-С.50-51
11. Иванова И. В. Управление персоналом в СМК/ И. В. Иванова //Методы менеджмента качества. -2005. -N 7.-С. 19-20
12. Ищем специалистов!: проблемы кадровой политики ИТ-компаний/ издательский дом "Бухгалтерия и банки" //Бухгалтер и компьютер. -2005. -N
13. Кадровая политика ОАО "Кировский завод", его дочерних обществ и учреждений //Машиностроитель. -2009. -N 1.-С.19-24
[1] Балковская Т. З. Теоретические основы управления персоналом [Текст] : учеб. пособие / Т. З. Балковская, О. И. Шуракова, 2005. – С.24.
[2] Базаров Т. Ю. Управление персоналом : учеб. пособие / Т. Ю. Базаров, 2008. – С.19.
[3] Теория организации. Под ред. В.Г.Алиева / Луч, М., 1999. С. 85.
[4] Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента / Центр, М., 2000. С. 54-59.
[5] Управление персоналом организации: Практикум / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2002. С. 102
[6] Фомичев А.Н. Административный менеджмент / Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», М., 2003. С. 60.
[7] Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3 / ИНФРА-М, М., 1999. С. 17.
Информация о работе Закономерности и принцыпы управления персоналом